Педсовет в средней школе №15 проходил как обычно – немного скучно, немного шумно, с обсуждением текущих проблем, текущей ситуации и планирования на четверть. Иван Петрович, учитель технологии, сидел где-то в третьем ряду, тихо слушая. Его предмет часто воспринимался как нечто второстепенное – «трудное», «мастерское», что-то для мальчиков (хотя сейчас уже и для девочек), вроде как для общего развития, но не «основное».
И вот прозвучало то, что заставило его сердце неприятно сжаться. Директор, рассуждая о распределении часов и важности предметов, обронила фразу: «Нужно больше уделять внимание фундаментальным наукам – физике, математике, английскому языку, литературе. А такие предметы, как физкультура, ИЗО, технологии – они, конечно, тоже важны для прогрессивного развития, но их роль, скажем так, более прикладная, дополняющая».
По классу прошел легкий гул соглашения. Учитель физкультуры и художница как-то привычно следили – они регулярно слышали подобное. Но для Ивана Петровича это был удар. Приравняйте его предмет, который учит создавать, применять знания, решить реальную задачу, к простому "дополнению"? Будто это просто кружок "умелые ручки", а не системообразующая дисциплина.
Он чувствовал, как обида и праведный гнев поднимаются в грудь. Подождав паузы, Иван Петрович поднял руку.
"Мария Ивановна", - начала он, и его голос, обычно спокойный, звучал тверже традиционно, "я хотел бы высказаться по этому поводу. И даже более того - я хотел бы выделить мне время на один из следующих педсоветов, скажем, 30-40 минут, чтобы представить лекцию О месте технологий в образовании".
По классу пробежал удивленный шепоток. Иван Петрович обычно не был инициативным. Директор, немного озадаченный, сложился: «Хорошо, Иван Петрович, договорились. В конце следующего месяца включим в повестку вашего выхода».
Месяц Иван Петрович готовился. Он переворошил конспекты, учебники, научные статьи. Он систематизировал свои знания не только о «труде», но и о самой сути понятия «технология».
Настал день выступления. Коллеги сидели с легким любопытством и нескрываемой видимостью – конец рабочего дня, перед докладом по "технологии", что там можно такого рассказать? Ивана Петровича объявили к доске. Он не приносит слайдов или презентаций – только мел и доска, как в старые добрые времена.
«Уважаемые коллеги», — начал он, обведя всех взглядом. «Я сегодня хочу поговорить не о столярном станке или швейной машине. Я хочу поговорить о том, что такая технология по своей сути и почему она не является просто основанием, фундаментом, на котором строятся все наши здания познания и нашей цивилизации».
Он провел линию на доске. «Что такое технология? Если принять широкое определение – это совокупность методов и средств преобразования сырья, энергии, информации для получения продукта или услуги с учетом потребностей человека. применение знаний для создание чего-то нового или решения проблемы."
"А теперь давайте посмотрим на ваши предметы," продолжил он. "Математика," – он написал "Математика" на доске – "дает нам язык для измерения, моделирования, расчета. Она абсолютно необходима для проектирования любого устройства, расчета нагрузки моста, оптимизации процесса производства. Математика – это инструмент технологии."
"Физика," – появилась надпись "Физика" – "объясняет законы природы. Как работает электричество, механика, оптика. Без понимания физических принципов невозможно построить двигатель, создать электронное устройство, разработать новый материал. Физика – это основа для понимания, как что-то работает, чтобы потом это использовать или изменить в технологии."
"Химия," – написал он. "Знание свойств веществ, реакций – это создание новых материалов, лекарств, удобрений, красителей. Вся химическая промышленность – это грандиозное применение химических знаний в технологии."
"Биология," – следующая надпись. "Понимание живых систем ведет к биотехнологиям, медицине, генной инженерии, сельскому хозяйству – все это технологические области, основанные на биологии."
"История," – он повернулся к учительнице истории. "История – это во многом история развития технологий. От колеса и плуга до паровой машины и интернета. Понимание исторического контекста помогает понять, почему и как развивались технологии, влияя на общество."
"Литература и Русский язык," – написал он. "Как мы описываем технологии? Как пишем инструкции по их использованию? Как обсуждаем их влияние на человечество в романах и пьесах? Язык – это инструмент для документирования, передачи и осмысления технологических процессов и их последствий. Это технология коммуникации и передачи знаний."
"Изобразительное искусство," – он посмотрел на художницу. "Дизайн, эстетика, форма – это неотъемлемая часть любой создаваемой человеком вещи. Эргономика, внешний вид продукта – все это делает технологию удобной и приятной для использования. Это технология формообразования и визуальной коммуникации."
"Физическая культура," – наконец, он посмотрел на физрука. "Понимание биомеханики, разработка спортивного инвентаря, тренажеров, методик тренировок, основанных на физиологии – это применение знаний о человеческом теле для повышения его эффективности и здоровья. Это технология работы с человеческим организмом."
Иван Петрович обвел рукой надписи на доске. "Посмотрите. Математика, Физика, Химия, Биология, История, Язык, Изо, Физкультура... Каждый ваш предмет дает знания о мире, о его законах, о человеке. Но технология – это то, что берет эти знания и превращает их в действие, в создание. Она интегрирует их все."
"Технология – это не просто отдельный предмет. Это системный подход. Это умение увидеть, как знания из физики, математики и химии позволяют построить смартфон (физика электроники, математика расчетов, химия материалов). Как знание биологии и химии позволяет разработать новое лекарство (биотехнология, химия). Как знание истории помогает не повторять ошибок прошлого при внедрении новых технологий."
"Ваши предметы дают кирпичи и строительные блоки. А технология учит, как из этих блоков построить дом, мост, компьютер, спутник. Она учит применять, интегрировать, создавать. Без технологии все эти великолепные знания оставались бы в учебниках, не меняя мир вокруг нас."
Он замолчал. В классе стояла абсолютная тишина. Коллеги смотрели на доску, потом друг на друга, потом снова на Ивана Петровича. Лица многих выражали задумчивость, у некоторых – просветление. Они вдруг увидели, что их драгоценные, фундаментальные предметы – это не просто самодостаточные башни знаний, а важнейшие, незаменимые части огромной, живой, постоянно развивающейся системы – системы Технологии.
Иван Петрович закончил: "Мой предмет учит детей не просто работать руками. Он учит их мыслить системно, применять знания на практике, решать реальные задачи, создавать новое, используя все, что они изучают на ваших уроках. Технология – это связующее звено, которое делает образование не просто набором фактов, а инструментом для преобразования мира."
Коллеги начали переглядываться, кивать. Учительница физики тихо произнесла: "Надо же... Я ведь никогда так об этом не думала..." Художница задумчиво кивнула: "Да, ведь без понимания материалов и инструментов нельзя создать произведение..."
Директор встала. "Иван Петрович," сказала она, и в ее голосе звучало искреннее уважение, "Спасибо вам огромное. Это... это меняет ракурс. Вы абсолютно правы. Мы привыкли мыслить категориями отдельных дисциплин, упуская эту важнейшую связь."
В тот день учитель технологии Иван Петрович не просто защитил свой предмет. Он показал коллегам новое видение их собственных дисциплин, продемонстрировав, что по отдельности они – важные, но разрозненные элементы, а в системе технологии обретают свое высшее практическое значение и становятся силой, движущей прогресс. Обида ушла, уступив место гордости и ощущению правильности своего дела. А отношение к урокам технологии в школе №15 начало меняться к лучшему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий