Земля обетованная в свете Корана: Обет, испытание и отсеивание
Сирачев Ильфан
Аннотация
В данной статье исследуется концепция Земли обетованной (Ард аль-Мав'уд) в Коране с акцентом на её получателей, условия обетования, причины отсеивания части израильтян и религиозные последствия отказа от посланников Аллаха — Исы (мир ему) и Мухаммада (мир ему и благословение). Рассматриваются актуальные богословские и исторические споры о наследии этой земли в современном контексте.
1. Причина рабства сынов Исраиля в Египте
Коран указывает, что сыны Исраиля подверглись угнетению в Египте, где фараоны убивали их сыновей и оставляли в живых женщин:
"Вот мы спасли вас от рода Фараона: они подвергали вас тяжкому мучению — убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. В этом было великое испытание от вашего Господа."
(Сура аль-Бакара 2:49)
Причина рабства прямо не называется, но исламские толкователи (например, Ибн Касир) связывают его с отклонением от прямого пути, ослаблением веры и конфликтами между самими коленами Израиля. Это был божественный способ очищения и подготовки к будущему освобождению.
2. Кому была обещана Земля обетованная
Аллах дал обещание Земли обетованной сынам Исраиля, при условии их веры и соблюдения завета:
"О сыновья Исраиля! Вспомните Мою милость, которую Я оказал вам, и то, как Я предпочел вас перед мирами."
(Сура аль-Бакара 2:47)
"И Мы сказали после него сынам Исраиля: 'Живите на земле. Когда наступит обещание Последнего (Суда), Мы приведем вас в собранном виде.'"
(Сура аль-Исра 17:104)
Однако это обещание не безусловное — оно зависит от повиновения Аллаху. Земля дана не по национальному признаку, а за богобоязненность:
"Земля наследуется Моими праведными рабами."
(Сура аль-Анбия 21:105)
3. Кого Аллах отсеял в походе в Землю обетованную
Когда Муса (мир ему) привёл сынов Исраиля к границе Земли обетованной, народ отказался сражаться:
"О Муса! Поистине, в ней обитает могущественный народ, и мы не войдём туда, пока они не выйдут оттуда."
(Сура аль-Маида 5:22)
Из-за этого отказа Аллах наложил на них 40-летнее блуждание по пустыне:
"Запрещена она им на сорок лет: они будут блуждать по земле. Не горюй о нечестивом народе."
(Сура аль-Маида 5:26)
Аллах таким образом «отсеял» поколение, не готовое к вере и жертве.
4. Кто достиг Земли обетованной
По преданиям, только новое поколение, рождённое в пустыне, вместе с Юшой бин Нуном (Иисус Навин, ученик Мусы), вошло в Землю обетованную. Муса (мир ему) умер до этого момента:
"И когда они [сыны Исраиля] вошли, как им было велено..."
(Коран прямо не называет этот момент, но в сунне и у муфассиров указано, что Юша бин Нун завершил этот путь.)
5. Отвержение Исы и Мухаммада, мир им
Сыны Исраиля отвергли Ису ибн Марьям (Иисуса):
"И (мы наказали их) за то, что они сказали: 'Мы убили Мессию, Ису ибн Марьям, посланника Аллаха'. Но они не убили его и не распяли его..."
(Сура ан-Ниса 4:157)
Также Коран обвиняет их в искажении Писания и в убийствах пророков:
"И за их слова: 'Сердца наши покрыты покровами' — напротив! Аллах проклял их за их неверие..."
(Сура аль-Бакара 2:88)
"Убивали пророков без права..."
(Сура аль-Бакара 2:61)
Они также отвергли последнего пророка, Мухаммада (мир ему и благословение), несмотря на то, что он был описан в их Писаниях:
"Тем, кому Мы даровали Писание, знают его [Мухаммада], как знают своих сыновей."
(Сура аль-Бакара 2:146)
6. Кто сегодня является наследником Земли обетованной
По Корану, наследниками земли являются не представители нации, а праведные слуги Аллаха, независимо от этнической принадлежности:
"Мы записали в Псалмах после Напоминания (Торы): 'Землю наследуют Мои праведные рабы'."
(Сура аль-Анбия 21:105)
Мусульманские ученые единогласно считают, что это обещание не закреплено за определённым этносом, а является условным и связанным с верой. Земля может быть отнята у тех, кто нарушает завет.
Сегодня исламский взгляд заключается в том, что наследие Земли обетованной по праву принадлежит тем, кто верует в Единого Бога и следует последнему посланнику — Мухаммаду (мир ему). Это означает, что истинные наследники — мусульмане.
Вывод
Коран представляет Землю обетованную как испытание веры, а не как безусловное национальное наследие. История сынов Исраиля служит предупреждением: благодать Аллаха зависит от послушания, а не происхождения. Отвержение пророков и высокомерие привели к потере обетованного. Сегодня праведные рабы Аллаха, независимо от этнической принадлежности, являются истинными наследниками благословенной земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий