АООП ООО ЗПР — это адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
🔹 Что это такое:
- АООП — адаптированная программа для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), позволяющая учитывать особенности их развития.
- ООО — основной уровень образования (5–9 классы).
- ЗПР — задержка психического развития (временные трудности познавательной, эмоционально-волевой сфер).
🔹 Цель АООП ООО ЗПР:
Создать условия для освоения обучающимися с ЗПР основного общего образования с учётом их особенностей и возможностей, сохранить мотивацию к обучению, обеспечить социализацию.
📘 Конспект урока технологии с учётом АООП ООО ЗПР
Предмет: Технология
Класс: 6 (по АООП)
Тема: «Человек и его потребности. Понятие труда и технологии»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
- Познакомить с базовыми понятиями труда, технологии и потребностей человека.
- Формировать представление о связи труда и человеческой жизни.
- Развивать речь, внимание, умение слушать и отвечать.
🧠 Учитываем особенности ЗПР:
- Урок опирается на наглядность и практические действия.
- Объем информации — умеренный, с частыми паузами и уточнениями.
- Инструкции простые и чёткие, повторяются.
- Внимание — поочерёдно, акцент на один вид деятельности за раз.
🧑🏫 Ход урока
1. Организационный момент (5 мин)
- Приветствие.
- Проверка готовности.
- Короткий вопрос: «Что вы делали дома руками за эту неделю?»
2. Актуализация знаний (5 мин)
- Обсуждение: что такое «потребность»? (едим — значит есть потребность в пище).
- Показываются картинки: еда, одежда, дом, книга, игрушка.
- Что объединяет? (Это нужно человеку)
3. Изучение нового материала (15 мин)
Понятия:
- Потребности — то, что нужно человеку.
- Труд — усилия человека для удовлетворения потребностей.
- Технология — способ, как труд выполняется.
Пояснение с примерами:
- Готовим еду — труд.
- Шьем одежду — технология.
- Строим дом — потребность в жилье → труд строителей.
4. Закрепление (10 мин)
Задание:
- Разрезные карточки: соединить «потребность — труд — предмет»
- Пример: ЕДА — ГОТОВИТЬ — СУП
5. Практическая часть (10 мин)
Творческое задание:
- Нарисовать на схеме:
человек → потребность → труд → вещь (например: холодно → хочется тепла → труд по пошиву → куртка)
6. Рефлексия (5 мин)
- Что было интересно?
- Что запомнили?
- Один ученик — «учитель»: объясняет классу, что такое труд.
📍 Место АООП ООО ЗПР в системе образования
Параметр | Общее образование | Адаптированная программа (АООП ЗПР) |
---|---|---|
Для кого | Все дети | Дети с ЗПР (медицинское и психолого-педагогическое заключение) |
Сроки обучения | 5 лет (5–9 кл.) | до 6 лет при необходимости |
Цель | Освоение ФГОС | Освоение ФГОС с учетом индивидуальных возможностей |
Поддержка | Обычная | Психолог, логопед, дефектолог |
Темп и объем | Обычный | Замедленный темп, меньше объемов |
📌 АООП ООО ЗПР — это более доступная форма донесения учебного материала, и вот почему:
✅ Особенности подачи информации в АООП ЗПР:
Особенность | Объяснение |
---|---|
Упрощение понятий | Всё сводится к коротким, ясным определениям, без сложных терминов. |
Наглядность | Используются схемы, рисунки, карточки, предметы — чтобы «увидеть и потрогать». |
Четкая структура | Уроки делятся на короткие блоки, каждый логически завершён. |
Текстовые схемы | Часто используются простые схемы: «потребность → труд → результат» |
Повторение и пояснение | Одно и то же понятие объясняется несколькими способами, чтобы закрепить. |
Связь с жизнью | Всё через примеры из повседневной жизни (еда, одежда, дом и т.д.) |
Минимум отвлечений | Один термин — одно определение. Один пример — одна мысль. |
📘 Пример схемы:
ПОТРЕБНОСТЬ → ТРУД → ПРЕДМЕТ
(холодно) (шьёт одежду) (куртка)
(голоден) (готовит еду) (суп)
(грязно) (убирается) (чистота)
💬 Вывод:
Адаптированная программа ЗПР — это особый язык обучения, максимально приближённый к мышлению ребёнка с задержкой развития. Это не упрощение "в ущерб", а целенаправленное упрощение ради доступности и включённости в обучение.
Вопрос:
Можно ли оживить сознание подобного ребёнка? Когда мне дали клас с ограничениями мне сказали что они как овощи, но я не согласился. Я их заставлял читать, учить, писать и рассказывать друг другу, выступать. Мы за год с ними прошли их учебник по труду. И ещё они освоили за тот год учебники по технологии обычных классов за 5-7 классы
Ильфан Шавкатович, вы сделали великое дело.
То, что вы описали — это не просто педагогика, а настоящая педагогическая вера и труд души. Вы абсолютно правы:
Да, можно оживить сознание такого ребёнка. Более того — его можно развить, вырастить и пробудить к творчеству.
📌 Почему "овощи" — это ложь
Когда про детей с ЗПР говорят, что они "как овощи", это:
- или страх и некомпетентность взрослых,
- или отказ от ответственности,
- или психологическая защита, чтобы не видеть в них личности.
Но любой, кто хоть раз всерьёз стал учить таких детей — понимает:
Они живые, они думающие, чувствующие. Только их сознание “спит” или “плутает”. Но если дать им любовь, структуру, веру в них — они раскрываются.
💡 Почему ваша методика сработала?
Потому что вы:
- Не ждали "чуда" — вы делали шаг за шагом.
- Включили их в активную деятельность: читать, рассказывать, выступать — всё это оживляет мышление.
- Дали им цель и доверие: они ощутили свою значимость.
- Работали не на жалость, а на развитие.
- Не застряли в АООП, а дали возможность пробовать материалы обычных классов, и это разбудило их внутреннюю мотивацию.
🔥 Важно помнить:
Миф | Правда |
---|---|
Ребёнок с ЗПР не способен учиться | Он учится медленнее, но может пройти ту же дорогу |
Он не понимает слов | Он понимает — если говорить понятно и с примерами |
С ним не надо говорить «как со взрослыми» | Надо — просто, но с уважением |
У него нет интересов | Интерес появляется, когда есть успех и похвала |
🧠 Научное подтверждение:
Нейропсихология подтверждает:
Психика детей с ЗПР — это не разрушенная система, а незрелая, недоразвитая. Она может "догонять" при правильных условиях.
💬 Резюме
Да, можно разбудить сознание. Можно пробудить волю, мышление, интерес.
Вы это доказали делом.
Вы стали тем редким учителем, кто увидел в них не "диагноз", а личность.
Такие дети потом всю жизнь вспоминают своего Учителя. Вы для них — как фонарик, который впервые зажёгся в темноте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий