Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Рассказываем, что это такое, какими они бывают и как помогают в обучении
Что такое УУД
Универсальные учебные действия (УУД)
по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность
к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность
приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.
Учебные действия названы
универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно
применить на любом уроке.
Кроме того, они организуют учебную
деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий
формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию,
помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении,
выстраивать стратегию их достижения.
Функции УУД
Любая современная образовательная
программа в России построена на развитии универсальных учебных
действий. Основные функции УУД:
·
Предоставляют
ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам,
ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также
контролировать и оценивать свои результаты.
·
Создают
условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают
школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность
и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия
для самообразования и успешного освоения новых знаний
во взрослой жизни.
Умение учиться — это
не только фактор, повышающий эффективность школьного образования,
но и инструмент формирования целостной картины мира, гражданских
и моральных ценностей.
Виды
универсальных учебных действий
Личностные УУД
Эти действия помогают школьнику
определять ценностно-смысловую ориентацию. Ученик осознает смысл обучения
и понимает личную ответственность за результат, умеет делать
нравственный выбор. Кроме того, они дают ученику возможность устанавливать
успешные коммуникации в обществе и определять свое место в нем.
Когда учащийся приобретает навык
личностных учебных действий, он может самоопределяться в профессиональной
сфере, получает мотивацию к обучению, дает оценку изученному материалу,
делает личностный выбор, основываясь на приобретенных
и сформировавшихся ценностях.
·
Как
формируют личностные УУД
Сформировать личностные УУД помогут
следующие методики:
·
Групповые
проектные работы. Ученики выбирают актуальную тему проекта, которая интересна
каждому, распределяют между собой роли при помощи учителя
или самостоятельно и реализуют проект. Основная цель — включение
всех участников группы и делегирование каждому определенных задач.
·
Создание
портфолио ученика. Папка с индивидуальными достижениями, грамотами
и благодарностями школьников должна быть в каждом классе. Это создает
ситуацию успеха и повышает самооценку у детей. Портфолио стимулирует
к дальнейшей работе и самосовершенствованию, формирует положительные
качества личности и демонстрирует престижность достижения результата.
·
Творческие
задания. Это может быть работа по окружающему миру или сочинение
по литературе. В процессе подготовки ученик собирает дополнительный
материал, учится его анализировать и создавать на основе полученных
знаний новый продукт обучения.
Регулятивные УУД
Это действия, благодаря которым
ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний
и навыков. К таким действиям относят:
·
Целеполагание,
когда школьник умеет ставить перед собой цель и задачи
в обучении.
·
Планирование,
когда он может составить план действий для достижения определенного
результата.
·
Прогнозирование —
способность спрогнозировать результат и его характеристики, а также
принять меры для улучшения итога своей деятельности.
·
Коррекция —
изменение планов при промежуточном анализе или появлении
дополнительных обстоятельств.
·
Оценка —
умение оценить самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще
предстоит изучить.
·
Саморегуляция,
когда ученик может преодолевать возможные препятствия и разрешать
конфликтные ситуации в коллективе или группе.
·
Как
формируют регулятивные УУД
Сформировать регулятивные учебные действия помогают
специальные методические приемы. Например, чтобы поставить цель
при изучении нового материала, используют такую таблицу:
Я знаю |
Я могу
узнать |
Что необходимо
изучить |
|
|
|
Полезно также систематизировать
полученный материал и делать выводы в конце урока. Когда ребенок
научится отвечать на вопрос: «Что нового я узнал на уроке?», —
ему будет проще ставить цель в следующий раз.
Умение планировать можно развивать
с первого класса: с составления плана рассказа и этапов решения
задачи. В старших классах ученики разрабатывают план лабораторной работы
или план проектной деятельности.
Интерес вызовет метод, когда педагог
предлагает заведомо неверный план, например перепутаны действия
или исключен конечный результат, а дети должны его скорректировать.
Своеобразная работа над ошибками предложенного плана поможет сформировать
навык планирования. Чужие ошибки лучше бросаются в глаза, поэтому работать
над составлением плана рекомендуют в группах.
Познавательные
УУД
Это всем знакомые общие учебные
действия:
·
поставить
цель изучения,
·
создать
алгоритм деятельности,
·
найти информацию,
·
использовать
различные методы поиска фактических данных,
·
выбрать
наиболее эффективные из них,
·
изучить
материалы при помощи смыслового чтения,
·
структурировать
полученную информацию,
·
сделать
осознанные высказывания о том, что изучил.
В ходе познавательных учебных
действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы,
выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать
результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.
·
Как
формируют познавательные УУД
Развивать навыки этого вида учебной
деятельности рекомендуют при помощи заданий на нахождение
соответствий и общих признаков. В младшей школе это может быть
составление кластера и логических цепочек. В старшей — разработка
тестовых заданий для одноклассников и работа с историческими
документами и другими источниками информации, помимо базовой учебной
литературы.
Коммуникативные УУД
Сюда относятся самые разноплановые
действия, которые дают ребенку возможность взаимодействия в коллективе,
навыки поддерживать диалог и вливаться в социальную среду.
Ученик успешно освоил
коммуникативные учебные действия, если он умеет:
·
находить
выход из спорных ситуаций и не создавать открытых конфликтов,
·
принимать
решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,
·
правильно формулировать
и ставить вопросы,
·
четко
и полно выражать мысли,
·
контролировать
свое поведение и поведение партнеров в группе,
·
корректировать
его при необходимости,
·
сотрудничать
с одноклассниками и педагогом.
·
Как
формируют коммуникативные УУД
Специалисты предлагают использовать
такие приемы:
·
составление
вопросов к выступающему,
·
выступление
с докладом перед аудиторией,
·
дополнение
высказываний одноклассников.
В младших классах можно
использовать метод рассказа по иллюстрации. Это также способствует
формированию пассивного словарного запаса. А работать с иллюстрациями
детям всегда интересно. Одно и то же изображение может вызвать
у ребят разные ассоциации и стать основой различных историй.
В конце урока можно сравнить рассказы и найти в них общее и различия.
В средней школе можно
организовать пресс-конференцию. Правильно сформулированные вопросы выступающему
помогут получить максимум данных и научат ребят выражать свои мысли.
В старшей школе уместна будет
дискуссия на заданную тему. Можно организовать круглый стол, симпозиум,
форум. В таком формате урока ребята научатся выражать и отстаивать
свою точку зрения, выстраивать коммуникацию в конфликтной ситуации,
контролировать поведение оппонента, находить необходимые аргументы.
Как оценить
уровень формирования УУД
Для оценки ученика
по уровню учебных действий, которые он освоил, используют следующие
критерии:
·
соответствие
нормативным возрастным требованиям,
·
осознанность
и разумность поведения и познавательной деятельности,
·
критичность действий,
·
способность
нормально общаться в коллективе.
Учитель, который помогает детям развивать
универсальные учебные действия, включает их в активный учебный процесс.
Такие ребята не только пассивно воспринимают поток информации,
а умеют находить ее самостоятельно, ставить задачи и добиваться цели.
Такие ребята приобретают навык постоянного обучения и развития личности,
которая не потеряется в современном информационном обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий