Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

6 июня 2025 г.

Научная статья. Природа нацизма: биологические корни и формирование образа «чужого»



Природа нацизма: биологические корни и формирование образа «чужого»

Илфан Шавкатович

Аннотация:
Нацизм, как идеология исключительности и расового превосходства, обычно рассматривается в политико-историческом контексте. Однако его истоки уходят глубже — в базовые механизмы социальной психологии и биологии. В данной статье нацизм интерпретируется как искажённая форма врождённого стремления к защите группы. Через примеры из этологии (поведения животных) и детской психологии анализируется, как формируется восприятие «своего» и «чужого» и при каких условиях оно может перерасти в агрессию и расизм.


1. Введение

Почему одни люди становятся палачами, уверенными в праве убивать «чужих»? Почему группы людей — будь то по расе, религии или культуре — начинают преследовать тех, кто отличается? Ответы на эти вопросы лежат не только в идеологии или пропаганде, но и в фундаментальных механизмах формирования групповой идентичности. Эти механизмы можно наблюдать даже в поведении животных.


2. Эксперимент с гусятами: кто свой, а кто чужой?

Известный пример из этологии: если взять нескольких белых гусят, родившихся почти одновременно, и поселить их вместе, они быстро формируют стаю. Если через пару дней к ним подселить чёрного гуся, он будет воспринят как чужой: его будут клевать, изгонять, иногда даже убивать. Однако если в самом начале в стаю поместить чёрного и белого гусят вместе, они будут жить в мире, воспринимая друг друга как «своих».

Этот феномен связан с импринтингом — врождённым механизмом запечатления первого образа «родителя» или «сообщества» в раннем возрасте. Подобный механизм можно наблюдать и у человека, особенно в младенчестве и раннем детстве. То, что воспринимается как «свое» в раннем опыте, закрепляется и становится стандартом.


3. Человеческое общество: культурный импринтинг

У младенцев в первые месяцы жизни нет предвзятого отношения к цвету кожи, языку или форме лица. Они одинаково тянутся к людям разных национальностей. Однако по мере взросления и социализации ребёнок запечатлевает черты «своих» — акценты, привычки, внешний вид. Позже всё, что отклоняется от этого шаблона, воспринимается с настороженностью. Это биологически адаптивный механизм, защищающий от неизвестного. Но в условиях агрессивной пропаганды он превращается в почву для расизма и нацизма.


4. Нацизм как радикализация инстинкта «своих»

Нацизм не создаёт страх перед «чужим» — он лишь усиливает и институционализирует уже существующий биопсихологический механизм. Нацистская пропаганда работала с этим шаблоном, подменяя образ «чужого» карикатурой: еврей изображался паразитом, цыган — преступником, славянин — недочеловеком. Это позволяло легализовать насилие, представив его как «естественную защиту своей группы».


5. Групповая идентичность и агрессия

Психологические эксперименты, такие как «Минималистская теория социальной идентичности» Анри Тажфела, показали: людям достаточно произвольно поделиться на группы, чтобы начать отдавать предпочтение «своим» и ущемлять «чужих» — даже если они отличаются лишь по цвету рубашки. Это говорит о врождённой склонности к поляризации, которая легко манипулируется идеологией.


6. Как предотвратить нацизм: воспитание с «утёнком, гусятом и цыплёнком»

Если взять только что вылупившихся утёнка, гуся и цыплёнка и поселить вместе, они не будут видеть в друг друге врагов. Они не будут знать различий по видам. Аналогично, если дети растут в многоэтнической, толерантной среде, они воспринимают разнообразие как норму. Их «мы» расширяется и включает всех. Именно расширение круга эмпатии — ключ к борьбе с нацизмом и ксенофобией.


7. Заключение

Нацизм — это не просто идеология, это крайняя форма искажённой защиты своей группы, уходящей корнями в биологические инстинкты. Чтобы искоренить нацизм, недостаточно только правовых и политических мер — необходимо работать с базовыми установками, формирующимися в раннем детстве. Только через осознанное воспитание и эмпатическое образование возможно преодоление страха перед «чужим» и формирование инклюзивного общества.


Литература:

  1. Лоренц, К. «Агрессия: так называемое зло». — М.: АСТ, 2011.
  2. Тажфел, Г. «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». — СПб.: Питер, 2003.
  3. Адорно, Т. и др. «Авторитарная личность». — М.: Прогресс, 1993.
  4. Хайдт, Дж. The Righteous Mind: Why Good People Are Divided by Politics and Religion. — NY: Pantheon, 2012.
  5. Fromm, E. Anatomy of Human Destructiveness. — Holt, Rinehart and Winston, 1973.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.