Урок технологий на 5-м уровне «Б» начинается, как обычно. За окном шел мелкий осенний дождь, и поэтому класс казался особенно уютным – гудел компьютер, на доске висела схема какого-то инструмента, пахло деревом (на прошлом уроке что-то пилили).
Классная руководительница и учительница технологий, Анна Ивановна, поздоровалась и объявила тему: «Техносфера. Наш рукотворный мир».
Ребята зашумели, но Анна Ивановна мягко улыбнулась и начала объяснять.
– Сегодня мы говорим о том, что нас окружает постоянно, но о чем мы не всегда задумываемся. Посмотрите вокруг. Парты, стулья, стены, лампы, компьютер, даже ручки и карандаши в ваших руках – все это часть... чего?
Руки потянулись вверх.
– Техносферы! – выкрикнул Петров.
– Верно. Техносфера – это часть нашей планеты, созданная человеком с помощью технологий. Это все наши здания, дороги, мосты, самолеты, телефоны, спутники на орбите, фабрики, инструменты... Все, что мы изобрели, построили, построили, чтобы сделать нашу жизнь уютнее, интереснее, безопаснее.
Анна Ивановна подошла к окну.
– А теперь возьми туда. Деревья в школьном дворе, лужи от дождя, воробьи на ветке, небо... Это другая часть нашего мира. Как она называется?
– Биосфера! – уверенно ответила Маша.
– Неправильно. Биосфера – это мир природы, мир живых организмов и среда их обитания. Деревья, животные, реки, горы, море, воздух, который мы вдыхаем – всё это биосфера.
Анна Ивановна вернулась к доске.
– Итак, у нас есть биосфера – природа, и техносфера – мир, созданный человеком. Техносфера все время растет и меняется, потому что люди постоянно что-то изобретают. каждая вещь в техносфере – от обычных застежек до космического корабля – имеет своего... или своих... как бы это назвать?
– Создателя? – предположил кто-то.
– Автора? – тихо сказала Мишня с последней партии.
– Отлично, Миша! Автора. В каждой вещи в техносфере есть свой автор или группа авторов: изобретатели, инженеры, рабочие, которые это сделали. Кто-то когда-то придумал стул, кто-то – лампочку, кто-то – двигатель.
Миша сидел, смотрел то на парту перед собой, то на дерево за окном, и о чем-то глубоко задумался. Он поднял руку.
– Анна Ивановна, а можно вопрос?
– Конечно, Миша.
– Вы сказали, что в техносфере, во всех этих вещах, которые мы сделали, есть авторы. А у биосферы... у природы... у всего мира, который не мы создали... У него тоже есть Автор?
Класс замер. Вопрос был неожиданным и важным для урока технологий. Анна Ивановна на секунду задумалась, взглянув на Мишу, потом подошла к его парте.
– Миша, какой глубокий вопрос ты задал. Ты сейчас сделал очень важное дело – ты увидел связи между разными частями мира, сравнил их и задумался о причинах. Это самое начало настоящего познания.
Она обвела взгляд классом.
– На твой вопрос нельзя дать простой ответ на урок технологии, да и, наверное, ни на одном другом уроке в школе. Люди задумываются над этими вопросами уже тысячи лет – ученые, философы, просто разные умные люди. Есть разные точки зрения, разные объяснения.
Анна Ивановна присела на стул рядом с Мишиной партой.
– Знаешь, что самое важное? Важно не получить немедленный, готовый ответ на такой большой вопрос, а научиться искать его самому. Чтобы понять такие сложные вещи, чтобы вообще стать грамотным, по-настоящему знающим человеком, нужно много и усердно учиться.
Она говорила спокойно и серьезно:
– Нужно читать. Читать не только учебники, но и книги – художественные, научно-популярные, по истории, по физике, по биологии, по литературе... Все предметы в школе важны, потому что каждый из них дает тебе часть картины мира. Технология учит, как устроен рукотворный мир. Биология – как устроена живая природа. Физика – по каким законам всё движется и взаимодействует. История – как люди жили раньше и почему мир стал таким. Литература – как люди думают, обнаруживают, какие вопросы их волнуют.
– Нужно учиться анализировать. Не просто запоминать факты, а подумать: почему это так? Как это связано с другим? Сравнить, как ты сейчас сделал.
– Нужно учиться задавать вопросы. Как ты. Не бояться спрашивать, если что-то непонятно, или если ты видишь что-то новое и хочешь это задуматься.
– И самое главное – нужно изучить находить ответы. Не жди, пока ты всё расскажет, а сам поищешь информацию в книгах, в надежных источниках в Интернете, спрашиваешь у знающих людей. И потом, думая самому, мы высказываем разные мнения и формируем свое понимание.
Анна Ивановна встала.
– Вот это и значит – стать грамотным. Это не только умение писать без ошибок. Это умение видеть мировое сообщество, понимать его сложность и не бояться самых больших вопросов. Искать на них ответы – это путь длинною в жизнь. И он здесь, в школе, на каждом уроке, когда вы внимательно слушаете, читаете, думаете и задаете такие глубокие вопросы.
Она улыбнулась Мише.
– Спасибо тебе за вопрос. Он показал, что ты умеешь думать. А теперь давайте обратимся к техносфере. Откройте учебники на странице...
Миша сидел, глядя в учебник, но его мысли все еще кружились вокруг слов учительницы. Он не получил точного ответа, но получил нечто более важное – понимание того, как этот ответ можно искать. И вдруг урок технологий, на котором они обычно делали какие-то простые вещи, стал для него частью большого, удачного путешествия по миру знаний. И вопрос об этом, который он задал, теперь казался не простым, а дверью, ведущей в серьезный контент, где ответы ждут тех, кто готов читать Автора, думать и искать.
***
Невероятно умным. Умнее всех инженеров, всех ученых взято вместе. Придумать ДНК, придумать, как из одной клетки вы создали целый организм, создать, как все живое на планете, связанной между собой... Это не просто ум, это какая-то запредельная Мудрость.Очень могущественным. Создать миллиарды звезд, целую планету, запустить все эти процессы – это нужна невообразимая Сила. Люди могут строить города, запускать ракеты, но они не могут создать жизнь из ничего.Обладать безграничной фантазией. Сколько разных видов и животных! От крошечных букашек до огромных систем, от простых трав до экзотических цветов. У людей есть фантазия, но она кажется такой ограниченной по сравнению с этим разнообразием.Очень красивый и знающий. Все в природе работает по строгим законам – физики, химии, биологии. Все рассчитано, ничего лишнего. Как утверждает этот Автор – веселый математик и физик во всей Вселенной.Возможно, заботливым? Условия есть: с олнце светит для всех, вода есть, воздух есть. Природа дает пищу, красоту. Хотя бывают и ураганы, и больные... Это сбивало с толку. Или это часть очень сложного, непонятного плана?
Комментариев нет:
Отправить комментарий