Д/З Кратко законспектируйте тему урока, выпишите, что такое:
- Источники информации;
- Гипотеза;
- Методы исследования информации.
Сайт учителя Технологии: https://tehnologiya-111.blogspot.com/p/blog-page_93.html
Источник информации - первый элемент информационной метамодели образовательного процесса.
Выбор источника, активность взаимодействия и способы этого взаимодействия определяются:
- свойствами;
- функциями источника;
- особенностями потребителя.
Свойства источника информации
- тип носителя информации (биологический, механический, оптический, магнитный, электронный и др.);
- особенности «памяти» носителя (объем памяти, скорость воспроизведения информации, эффекты «забывания» и «искажения» информации и др.);
- информационное наполнение:
- тип информации (значения и смыслы индивидуального, значения и ценности общественного сознания);
- объем информации;
- содержание информации (состав и содержание значений, смыслов и ценностей);
- способ представления информации на носителе: язык кодирования (естественный, искусственный), способ и принципы структурирования (систематизации), способы воспроизведения (статический, динамический);
- способы поиска;
- информационная активность (активный, потенциально-активный, реактивный);
- каналы связи, обеспечивающие взаимодействие с потребителем информации (персептивный, вербальный и др.).
Функции источника информации
- хранение информации, определяемое объемом и особенностями памяти ее носителя;
- накопление информации;
- преобразование информации (например, ее формально-логическая обработка, смысловая, ценностная и пр.);
- взаимодействие с возможными потребителями информации (обеспечение информационного «выхода» - передача информации, осуществление обратной связи с потребителем
- наличие функций управления и их изменение в связи с особенностями и результатом информационного потребления).
ВЫВОД Каждая из перечисленных выше групп источников информации имеет свои особенности сбора и обработки информации.
ПРИМЕЧАНИЕ Например, информация из внешнего мира требует от «ловца информации» состояния постоянной готовности к извлечению и фиксации нужной информации. Многие писатели, ученые, изобретатели всегда имеют при себе специальный блокнотик.
Письменные источники
Эта информация должна отбираться тщательно. Информация из периодических изданий в день выхода, наиболее интересные издания необходимо выписывать. Над приобретенными книгами периодически требуется вершить «суд». Оставлять необходимо только самое нужное.
Накапливая факты, исследователь исходит из ряда принципов и критериев.
Сначала охарактеризуем принципы:
а) научная объективность, что означает достоверность (соответствие написанного действительности), беспристрастность к фактам (не подтягивать фейки взамен достоверности), грамотность в их отборе и накоплении.
Гипотеза это предположение. Это некая теория. Если она не подтверждается, и не соответствовать действительности, то является фейком (дезинформацией, ложью).
Пример
читайте подробно здесь
Птолемей Александрийский (85–165 н.э.), считал что земля является центром вселенной, а солнце, луна, планеты и звезды вращаются вокруг Земли по орбитам пересекающихся между собой сфер. Эта система называется геоцентрической, и известна как теория или система Птолемея.
В средние века, когда технологии были примитивными, при отсутствии каких-либо других научных мировоззрений, католическая церковь приняла в качестве догмы теорию Птолемея, хотя библия не учит о том, что вращается вокруг чего, но лидеры церкви решили, что такие стихи, как Пс. 18:7 и 92:1 подтверждают мировоззрение Птолемея.
Астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений. Коперник утверждал гелиоцентрическую систему мира, что земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет.
Гелиоцентрическая система мира — это представление об устройстве мироздания. В узком смысле этого слова оно заключается в том, что Солнце расположено в центре Вселенной, а Земля совершает по крайней мере два вида движения: годовое вокруг Солнца и суточное вокруг своей оси; звёзды неподвижны относительно Солнца.
Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.
Джордано Бруно развивая учение Коперника пришёл к следующим заключениям "Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна. Не только земля, но и Солнце не является центром мира.
Вся история человечества была бы беднее без этой судьбы. Бруно, как основатель новой и поразительно смелой для своего времени картины мироздания, инакомыслящий и даже бунтарь, в своем служении истине не допускал никаких не подтвержденных гипотез.
“Сжечь – не значит опровергнуть”, – говорил Бруно. За его гипотезу его сожгли на костре инквизиции.
Последующем, открытия Галилея, сделанные с помощью технологического устройства - телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений о строении вселенной.
Читайте подробно здесь
ВЫВОД Когда не подтвержденные гипотезы опровергаются технологическими методами, то эти гипотезы являются фейками. Нужно подбирать факты, исходя из того, соответствует или не соответствует действительности какой-то факт. Независимо от всего этого при отборе фактов исследователь должен быть объективным.
Методы исследования
- Чтобы исключить односторонний обзор на проблему нужна всесторонность исследования. Она предполагает анализ фактов с точки зрения всех их связей.
- Соответствие источников содержанию и логике исследования. У исследователя, как правило, накапливается масса фактов. И он отбирает, систематизирует и организует их в соответствии с темой и принятой логикой анализа.
- историзм - факты (и источники) конкретного исторического времени, даты возникновения или создания.
Исследователь, отбирая факты, руководствуется некоторыми критериями.
Валидность - обоснованность, адекватность, т.е. инструмент измерения соответствует данному содержанию.
Точность (неискаженность) и бесспорность фактов, т.е. факты действительно имели место и они достоверны.
Репрезентативность - выборочное наблюдение должно соответствовать характеристике всей генеральной совокупности, т.е. это типичная часть целого. Следовательно, при репрезентативной выборке следует придерживаться равновозможности фактов, так сказать, «хороших» и «плохих», как соответствующих избранной гипотезе, так и расходящихся с ней, но чтобы часть отражала все особенности целого.
Прежде чем использовать факты и пустить их в научный оборот, необходимо провести основательный источниковедческий анализ. В результате устанавливается степень надежности и добротности источников, достоверности фактов, их достаточности. Уточняется историческое время, к которому относится исследуемый источник или факт, проверяется вероятность возможного искажения фактов, устанавливается авторство отдельных источников.
Также как и на производстве, если после того, когда бесспорно установлена точность, надежность и добротность, продолжаются их дальнейшие анализ и обработка изготовленной продукции. И только после этого готовое изделие направляется на реализацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий