Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

Тема: Материалы и сырье. Свойства материалов. Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства»

   Сирачев И.Ш. СИСТЕМА УРОКОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ  (на материале Федеральной рабочей программы основного общего образования по Технологии) // ФГОС – 2023. – Публ. 1 (1).



Публикация № 1 (5)

Метод образования


УДК ___

СИСТЕМА УРОКОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ



СИРАЧЕВ Ильфан Шавкатович
учитель Технологии МАОУ Вагайская СОШ
(с. Вагай, Российская Федерация)
mahdi11@yandex.ru
Ключевые слова:
  • Материалы
  • Сырье
  • Нормативные документы применения материалов и сырья
  • Свойства материалов
Аннотация к уроку Урок посвящен изучению свойств материалов и их применения в производстве различных товаров. Обучающиеся научатся анализировать и сравнивать различные материалы, развивать технические навыки и экологическую осознанность. Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства» поможет ученикам применить полученные знания на практике и развить коммуникативные навыки.

Статья опубликована: 06.09.2023.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разработана на основе РП

 

Класс: 

5

УМК: 

Казакевич

Учебный предмет: 

Технология

Тип урока: 

Изучение нового материала

Тема урока:

§ 2. Материалы и сырье. Свойства материалов. § 4. Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства»

Цель урока

 

Планируемые результаты (составьте на основании РП)

 

1. Личностные: 

1) Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии.

 

2. Познавательные: 

Базовые логические действия: выявлять и характеризировать существенные признаки природных и рукотворных объектов.

 

3. Регулятивные:

Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе и альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

4. Коммуникативные: 

Общение: уметь общаться в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта.

 

5. Предметные:

Обязательно!

– организовать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

- соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

- грамотно и осознано выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой темой.

 

называть и характеризовать потребности человека;

 

Методы обучения: 

Выделите нужное

Словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, проектный, информационный.

Формы обучения:

Урок лекции, практикум, самостоятельная работа, исследовательская работа, элективный курс.

Средства обучения: 

Учебно-методические материалы, ПК, проектор, интерактивная доска, тест, разноуровневые задачи, индивидуальные образовательные траектории.

 

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

0. Организационная часть (5 минут)

- Приветствую вас, ребята! Я очень рад, что вы сегодня здесь. Желаю вам хорошего урока и интересного изучения новых знаний! Прежде чем начать урок, я хотел бы убедиться, что все вы готовы к работе и настроены на эффективное обучение.

- Давайте проведем небольшой опрос для проверки выполнения заданных материалов на дом.

 

  • Приветствие, проверка готовности и настрой учащихся к уроку, для на эффективности работы.
  • Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

I. Введение (5 минут) задавая правильные вопросы, мы можем помочь детям определить цель урока и пути решения проблемы, а также развить их навыки анализа и решения проблем, которые позволят им анализировать сложные ситуации, выявлять проблемы и находить эффективные пути их решения.

 

 

  • Актуализация знаний: обсуждение того, что это такое и какие элементы в нее входят. Это поможет учащимся понять, что это такое и как она связана с их повседневной жизнью.

Для начала, давайте актуализируем наши знания, чтобы наш урок был результативным. Я хочу вам прочитать одну интересную цитату.

Цитата: «Материальное содержание проекта — это процесс, требующий внимательного анализа свойств каждого материала. Только таким образом можно выбрать наиболее подходящий материал, который обеспечит нужную прочность, влагостойкость, эстетический вид и другие необходимые характеристики.»

О чем эта цитата? (В цитате говориться о материалах и сырье. Свойствах материала)

 

 

  • Постановка проблемы: определение проблем, связанных с этим понятием и их влияние.

- Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть при выборе материала?" (Проблема: Необходимость правильного выбора материала и сырья для создания качественных и долговечных изделий.)

 

  • Целеполагание: формулирование цели исследования, например, "Цель исследования - понять, как это влияет на …, и найти пути решения проблем, связанных с этим".

Как вы думаете, какая цель этого урока? (Цели урока:

- Изучить свойства различных материалов и сырья;

- Определить требования к материалам для конкретных задач;

- Для выполнения практической работы на основе анализа свойств выбрать материал).

 

  • Поиск путей решения. Проведение исследования и обсуждение различных путей решения проблем, связанных с понятием. Это может включать анализ существующих технологий, разработку новых идей и решений, а также обсуждение возможных последствий и преимуществ каждого пути.

Для того, чтобы достичь поставленной цели вам необходимо выполнить какие основные задачи?

(Задачи урока:

- Провести обзор литературы по свойствам различных материалов и сырья;

- Изучить стандарты и нормативные документы, регулирующие использование материалов и сырья;

- Определить требования к материалам для конкретных задач;

- Провести анализ свойств различных материалов и сырья;

- Провести практическую работу «Выбор материала на основе анализа его свойства».).

 

II. Основная часть (30 минут)

Рабочий лист №1 (конспект или презентация)

 

Решение проблемы. Изучение теории, связанной с этим понятием, ее элементами и влиянием на .... Это может включать чтение учебных материалов, просмотр видео и обсуждение с экспертами.

Я верю, что этот урок будет интересным и познавательным. Давайте начнем наше путешествие в мир технологий!

Для того чтобы найти пути решения нашей проблемы, давайте начнём наше исследование с изучения понятия. Поработаем с текстом и научимся выделять главную мысль.

Работаем с рабочим листом №1

 

  • Объяснение этого понятия и ее элементов.

 

 

  • Рассмотрение её ...

 

 

  • Обсуждение её влияния ...

 

 

  • Примеры ...

 

 

Коррекция Корректировка знаний — это процесс изменения и дополнения знаний учащихся с целью улучшения их понимания темы.

 

 

III. Практическая часть (40 минут)

Рабочий лист №2 (Практические задания)

 

Практические исследования: проведение практических исследований, например, анализ … или изучение влияния данного понятия на .... Это поможет учащимся применить полученные знания на практике и развить навыки анализа и решения проблем.

После исследования и изучения Основной части темы давайте перейдем к практической части урока, где вы сможете самостоятельно применить полученные знания. Вы будете работать с учебными материалами и заданиями, которые помогут вам лучше понять это понятие и ее элементы. Также мы проведем интерактивные упражнения и задания, которые помогут развить ваши навыки и компетенции, связанные с этим понятием.

 

  • Работа с учебными материалами и заданиями, которые помогут обучающимся понять это понятие и ее элементов.

 

 

  • Интерактивные упражнения, групповые или индивидуальные задания, направленные на развитие навыков и компетенций, связанных с этим.

 

 

  • Оценивание.

 

 

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Уважаемые ученики! Сегодня я хочу поговорить с вами о материалах и сырье. Как вы знаете, материалы являются основой для создания любого изделия, будь то мебель, автомобиль или дом. Поэтому очень важно уметь выбирать правильный материал для каждой задачи.

Материал — это вещество, используемое для создания продукта или конструкции. Оно может быть обработанным или необработанным, а также иметь различные свойства, такие как прочность, устойчивость к воздействию влаги и т.д.

Виды материала:

- Металлы (например, железо, алюминий, медь)

- Пластмассы (например, полиэтилен, полипропилен)

- Керамика (например, глина, фарфор, керамические плитки)

- Стекло (например, стеклянные бутылки, оконные стекла)

- Ткани (например, хлопок, шерсть, искусственные материалы)

Сырье — это необработанный материал, который используется для создания продукта. Он может быть растительного, животного или минерального происхождения. Сырье может быть обработано для получения нужных свойств и формы.

Виды сырья:

- Растительное (например, дерево, хлопок, лен)

- Животное (например, кожа, шерсть, мех)

- Минеральное (например, камень, глина, руды)

- Нефтепродукты (например, нефть, газ, бензин)

- Химические вещества (например, кислоты, щелочи, пластмассовые смолы)

Отличие между материалом и сырьем заключается в том, что материал уже обработан и готов к использованию, в то время как сырье требует дополнительной обработки и превращения в материал.

Цель №1 Изучить свойства различных материалов и сырья.

Каждый материал имеет свои уникальные свойства, которые определяют его применение. Например, сталь является прочным и долговечным материалом, что делает его идеальным для использования в строительстве и производстве автомобилей. Дерево, с другой стороны, обладает теплоизоляционными свойствами и используется в строительстве домов и мебели.

Коммуникативные действия: 

Общение: уметь общаться в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта.

Задание. Рассмотрите продукт производства на наличие содержания в составе различных материалов и сырья:

1. Выбрать продукт производства.

 

2. Определить список материалов и сырья входящих в состав продукта.

 

3. Найти и проанализировать информацию об этих свойствах выбранных материалов и сырья.

 

4. Описать основные свойства каждого материала и сырья, такие как прочность, устойчивость к температуре, влаге, воздействию химических веществ и др.

 

5. Рассмотреть примеры применения каждого материала и сырья в различных отраслях промышленности и производстве.

 

6. Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого материала и сырья с точки зрения его свойств и применения.

 

7. Рассказать о проделанной работе и представить его на обсуждение.

 

 

Личностные результаты: 

1) Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии.

 

Цель №2 Определить требования к материалам для конкретных задач.

При выборе материала для конкретной задачи необходимо учитывать не только его свойства, но и стоимость, доступность и экологические аспекты производства. Например, использование натурального камня для облицовки дома может быть очень дорогостоящим и неэкологичным в плане добычи и транспортировки.

Задание. Прочитайте текст и выполните задания.

Текст задания.

XIX век - начало XX века: в России начинают создаваться первые стандарты и нормативные документы, связанные с использованием материалов и сырья в промышленности. Одним из первых таких документов стал "Положение о применении железобетона в зданиях и сооружениях" (1903).

1930-е годы: в СССР начинается систематическая работа по созданию стандартов и нормативных документов в различных отраслях промышленности, в том числе связанных с материалами и сырьем. В 1932 году была создана Государственная комиссия по стандартизации (ГОСКОМСТАНДАРТ), которая занималась разработкой и утверждением стандартов.

1950-е - 1960-е годы: в период индустриализации в СССР были созданы многие новые отрасли промышленности, требующие разработки новых стандартов и нормативных документов. В этот период были утверждены стандарты на многие материалы и сырье, например, на цемент, сталь, алюминий и др.

1990-е годы: после распада СССР и перехода к рыночной экономике в России начался процесс пересмотра и обновления стандартов и нормативных документов. В этот период были утверждены новые стандарты на многие материалы и сырье, а также созданы новые нормативные документы, связанные с экологической безопасностью.

2000-е годы: в последние годы в России были утверждены новые стандарты и нормативные документы, направленные на повышение качества материалов и сырья, а также на улучшение экологической безопасности. Одним из таких документов является ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования".

В целом стандарты и нормативные документы помогают обеспечить качество и безопасность материалов и сырья, а также способствуют развитию инноваций и конкурентоспособности российской промышленности. Они также помогают устанавливать единые требования к продукции и снижать затраты на ее производство.

1. Определите, какие стандарты и нормативные документы были введены в России в разные периоды времени и как они повлияли на развитие данной отрасли.

 

2. Проанализируйте, какие новые требования были введены в последние годы и как они отразились на качестве выпускаемой продукции.

 

3. Сделайте выводы о том, как стандарты и нормативные документы помогают обеспечить качество и безопасность материалов и сырья, а также способствуют развитию инноваций и конкурентоспособности российской промышленности.

 

 

Познавательные результаты: 

Базовые логические действия: выявлять и характеризировать существенные признаки природных и рукотворных объектов.

 

Задание. Прочитайте текст и напишите ваш ответ, при строительстве своего дома вы бы соблюдали эти требования к материалам, если да, то почему.

Текст задания.

Менеджмент качества.

Теплозащита

Огнестойкость

Устойчивость к коррозии

Один из примеров стандартов, которые были утверждены в России, — это ГОСТ Р ИСО 9001:2015 "Системы менеджмента качества. Требования". Этот стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества, которая позволяет организации обеспечить соответствие требованиям заказчиков и законодательства, а также повысить эффективность своей деятельности.

 

Еще один пример — это ГОСТ Р 56302-2015 "Материалы строительные. Определение характеристик теплозащиты". Этот стандарт устанавливает методы определения теплопроводности, теплоемкости и коэффициента теплопередачи материалов строительных конструкций. Это позволяет проектировщикам и строителям выбирать материалы с наилучшими теплоизоляционными свойствами, что в свою очередь снижает затраты на отопление и кондиционирование помещений.

Еще один пример — это ГОСТ Р 54316-2011 "Материалы строительные. Определение показателей огнестойкости". Этот стандарт устанавливает методы определения показателей огнестойкости материалов строительных конструкций. Это позволяет выбирать материалы, которые обладают необходимой огнестойкостью, что в свою очередь повышает безопасность зданий и сооружений.

Наконец, еще один пример — это ГОСТ Р 51164-98 "Материалы строительные. Определение устойчивости к коррозии". Этот стандарт устанавливает методы определения устойчивости материалов строительных конструкций к коррозии. Это позволяет выбирать материалы, которые обладают необходимой устойчивостью к коррозии, что в свою очередь увеличивает срок службы зданий и сооружений.

Таким образом, стандарты и нормативные документы играют важную роль в обеспечении качества и безопасности материалов и сырья в промышленности. Они помогают устанавливать единые требования к продукции, снижать затраты на ее производство и повышать конкурентоспособность отечественных производителей.

 

Рабочий лист №2
Исследовательская работа:

Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства»

3. Регулятивные действия:

Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе и альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Цель. Для выполнения практической работы на основе анализа свойств выбрать материал).

Задание. Лабораторная работа.

1. Выберите проект (например, изготовление игрушки, постройка макета здания и т.д.).

2. Выберите четыре материала для изготовления деталей проекта: железо, дерево, пластмасса и бумага.

3. Определите критерии выбора материала для данного проекта (например, прочность, влагостойкость, эстетический вид и т.д.).

4. Разделите каждый критерий на подкритерии и определите их важность.

5. Проведите попарное сравнение материалов по каждому подкритерию и оцените каждый материал по шкале от 1 до 10.

6. Сделайте выводы о том, какой материал наиболее подходит для данного проекта на основе полученных результатов.

Для практической работы мы можем использовать следующий подход: 1) сначала определяем требования к материалу для задачи, 2) затем проводим анализ свойств различных материалов и 3) выбираем наиболее подходящий.

Анализ свойств материалов для изготовления проекта

Требование к материалу. Список критериев и подкритериев:

Железо

Дерево

Пластмасс

Бумага

Прочность:

  - Механическая прочность

  - Устойчивость к деформации

 

 

 

 

Влагостойкость:

  - Устойчивость к влаге

  - Устойчивость к воздействию воды

 

 

 

 

Эстетический вид:

  - Цветовые характеристики

  - Фактура поверхности

 

 

 

 

- Термическая стабильность:

  - Устойчивость к высоким температурам

  - Устойчивость к низким температурам

 

 

 

 

 

Плотность:

  - Плотность материала

  - Вес деталей проекта

 

 

 

 

Цветовые характеристики:

- Наличие необходимого цвета

- Сочетаемость цветов с другими материалами

 

 

 

 

 

Дерево имеет высокие показатели прочности и влагостойкости, а также выгодно выделяется эстетическим видом. Пластмасса также имеет высокие показатели, но несколько уступает дереву по эстетическим характеристикам. Железо также имеет высокие показатели, но его использование может затрудниться из-за его тяжести. Бумага подходит только для некоторых проектов из-за низких показателей прочности и влагостойкости.

 

Рабочий лист командира команды

Команда:______________________       Командир: ____________________________

 

Операции

Задания

Фамилия И.О.

1.     Подготовка к исследовательской работе (проекту):

 

 

·        выбор темы исследования;

 

Выполняется командой

·        определение целей;

 

Выполняется командой

·        определение задач;

 

Выполняется командой

·        формулирование гипотезы.

 

Выполняется командой

2.     Планирование исследовательской работы:

 

 

·        разработка плана исследования;

 

Выполняется командой

·        выбор методов исследования;

 

Выполняется командой

·        определение критериев оценки результатов.

 

Выполняется командой

3.     Исследование (процесс сбора данных):

 

 

·        сбор данных;

 

Назначить группу:

·        анализ данных;

 

Назначить группу:

·        интерпретация результатов.

 

Выполняется командой

4.     Анализ полученных результатов:

 

 

·        оценка эффективности исследования;

 

Назначить:

·        выявление проблем и возможных путей их решения.

 

Назначить:

5.     Подведение итогов исследования:

 

 

·        формулирование выводов;

 

Назначить группу:

·        оценка практической значимости результатов;

 

Назначить группу:

·        предложение рекомендаций.

 

Назначить группу:

6.     Оформление отчета:

 

 

·        написание отчета об исследовании;

 

Назначить:

·        подготовка презентации;

 

Назначить:

·        защита проекта.

 

Назначить:

 

Каждый из этих этапов является важным и требует тщательной подготовки и анализа. Они помогают ученым и исследователям получить ценные знания и навыки, которые могут быть применены в различных областях, включая науку, бизнес, образование и технологии.

4. Коммуникативные действия: Общение: уметь общаться в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта.

 

5. Предметные:

Обязательно!

– организовать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

- соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

- грамотно и осознано выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой темой.

называть и характеризовать потребности человека;

 

Заключение

IV. Заключение (5 минут)

 

Систематизация знаний Подведение итогов исследования и обсуждение его важности для нашей жизни и окружающей среды. Это поможет учащимся понять, как важно понимать данное понятие и ее влияние.

Выбор материала является очень важным этапом в процессе создания любого изделия. Правильный выбор материала может существенно повлиять на качество и долговечность конечного продукта. Поэтому необходимо учитывать все факторы при выборе материала и проводить анализ свойств для принятия обоснованного решения. Спасибо за внимание!

  • Обсуждение возможностей дальнейшего развития и применения полученных знаний и навыков.
  •  

 

V. Домашнее задание (5 минут)

 

Объяснение домашнего задания

 

  • Назначение домашнего задания, связанного с этим понятием и ее элементами.

Выучить определения, что такое: Материал; Сырьё. Знать краткую историю стандартов и нормативных документов России.

  • Объяснение, как выполнение задания поможет обучающимся развить необходимые навыки и компетенции.

 

1. Понимание свойств материалов и их применения. Обучающиеся узнают о различных видах материалов и их свойствах, а также о том, как они используются в производстве различных товаров. Это поможет им лучше понимать мир вокруг себя и принимать осознанные решения при выборе товаров.

2. Умение анализировать и сравнивать материалы. Обучающиеся будут задумываться о том, какой материал лучше подходит для конкретной задачи, и сравнивать различные материалы между собой. Это поможет им развить навыки аналитического мышления и умение принимать обоснованные решения.

3. Развитие технических навыков. Обучающиеся будут изучать, как материалы используются в производственном процессе, что поможет им понимать основы технологии и научиться работать с различными инструментами.

4. Развитие экологической осознанности. Обучающиеся узнают о том, как материалы влияют на окружающую среду, и какие есть альтернативы для более экологически чистого производства. Это поможет им развить экологическую осознанность и умение принимать ответственные решения.

5. Развитие коммуникативных навыков. Обучающиеся будут работать в группах и обсуждать различные материалы и сырье, что поможет им развить коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.

Рефлексия учебной деятельности

 

Спасибо за внимание, активное участие и интерес к теме урока. Я надеюсь, что этот урок был для вас полезным и интересным. Желаю вам успехов в обучении и развитии!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.

Задолженности по ДЗ

Можно исправить, после уроков с 15:00 до 16:00! Тетради на проверку приносим учителю.