Тимур, размышляя о добре и нравственности, придумал стратегическую игру, чтобы не просто помнить о честности, доброте и мужестве, но практиковать их каждый день — в игре и в жизни.
Глава: Тимур и Игра Человечности
Однажды после урока истории Тимур задумался:
"Мы учим правила, читаем про героев, обсуждаем поступки... но почему нельзя сыграть в это? Чтобы каждый почувствовал, как это — быть честным, принципиальным, справедливым?"
Он взял тетрадь, разлиновал её и написал сверху:
ИГРА: "Путь Человека"
(Стратегическая игра по нравственным качествам)
🎯 Цель игры:
Пройти жизненный маршрут, в котором тебе предстоит:
-
Делать выбор
-
Проявлять качества характера
-
Принимать последствия поступков
Побеждает не тот, кто наберёт больше баллов, а тот, кто станет сильнее, добрее и честнее.
📦 Игровой комплект:
-
Игровое поле: маршрут из 30 "станций жизни"
-
Карточки с ситуациями (выбором)
-
Карточки добродетелей (честность, терпение и т.п.)
-
Фишки игроков
-
Лист развития (таблица качеств и очков)
🕹 Пример хода
Станция 4: «Контрольная по математике»
Карточка ситуации:
Ты видишь, как сосед по парте списывает. Учитель не замечает. Ты можешь:
А) Сделать вид, что не видел.
Б) Подсказать ему, чтобы он не попался.
В) Сказать ему после урока, что так делать не стоит.
Г) Сказать учителю прямо сейчас.
👉 Каждый игрок выбирает действие и получает:
-
+2 к честности, если выбрал Г (но может потерять «доверие одноклассников»)
-
+1 к бескорыстию, если выбрал В
-
0 баллов, если выбрал А или Б
Игрок записывает: что выбрал, почему, и как бы поступил в жизни.
🧠 Станции по темам
№ | Тема станции | Качества, что развиваются |
---|---|---|
1 | Утро дома | Ответственность, добросовестность |
2 | Школьный автобус | Вежливость, уважение |
3 | Урок | Терпение, целеустремлённость |
4 | Контрольная работа | Честность, смелость |
5 | Конфликт в классе | Принципиальность, справедливость |
6 | Новый ученик | Открытость, доброжелательность |
7 | Помощь взрослому | Бескорыстие, забота |
8 | Подарок другу | Щедрость, искренность |
9 | Признание ошибки | Умение признать неправоту, мужество |
10 | Семейный вечер | Верность обязательствам, благодарность |
… | … | … |
🔄 Развитие игрока
У каждого игрока — таблица с 10–12 качествами. За каждый поступок он получает или теряет баллы.
Пример таблицы (упрощённо):
Качество | Баллы | Пример поступка дня |
---|---|---|
Честность | +3 | Признался, что забыл выполнить домашку |
Справедливость | +1 | Защитил обиженного |
Ответственность | +2 | Сделал то, что обещал |
Умение признать ошибку | +1 | Извинился перед другом |
🧩 Механика выбора:
-
Иногда игроку предлагается обмануть — и получить быструю выгоду, но потерять очки в “внутреннем счёте”.
-
Иногда нужно постоять за правду, даже если это сложно.
-
Бывают “карточки совести” — игрок может пересмотреть своё действие.
🏆 Конец игры:
После 30 станций каждый игрок подводит итог:
-
Какие качества у меня стали сильнее?
-
Где я ошибался?
-
Что бы я сделал по-другому в жизни?
Учитель/взрослый помогает сделать моральные выводы, а не просто посчитать очки.
🎉 А что дальше?
Тимур показал игру своему учителю. Тот удивился:
— Ты сам всё придумал?
— Почти. Просто я подумал: если добро можно почувствовать, то, может, его и научиться выбирать можно.
Теперь в классе раз в неделю — “День игры в Человечность”. И каждый понемногу начинал смотреть на себя с вопросом:
“А я — человек… или просто реагирую, как все?”
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
НАБОР КАРТОЧЕК "ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА"
Карточка 1:
Ситуация: Ты видишь, как сосед по парте списывает. Учитель не замечает. Ты можешь:
А) Сделать вид, что не видел.
Б) Подсказать ему, чтобы он не попался.
В) Сказать ему после урока, что так делать не стоит.
Г) Сказать учителю прямо сейчас.
👉 Каждый игрок выбирает действие и получает:
+2 к честности, если выбрал Г (но может потерять "доверие одноклассников")
+1 к бескорыстию, если выбрал В
0 баллов, если выбрал А или Б
Задание: Запиши: что ты выбрал, почему, и как бы ты поступил в жизни.
Карточка 2:
Ситуация:
Ты нашёл кошелёк с деньгами около школы. Внутри — проездной и фотография. Никто не видит.
А) Забрать деньги, выбросить кошелёк.
Б) Оставить всё как есть.
В) Открыть, поискать документы, вернуть владельцу через учителя.
Г) Сдать в администрацию школы.
👉 Результат:
+2 к порядочности, если выбрал В или Г
–1 к честности, если выбрал А
0 баллов, если выбрал Б
Задание: Что ты почувствовал бы, если бы потерял этот кошелёк? А если вернул?
Карточка 3:
Ситуация:
У новенького ученика странный акцент и одежда. Все над ним смеются.
А) Присоединиться к шуткам.
Б) Молчать и не вмешиваться.
В) Сесть рядом с ним и поговорить.
Г) Сказать одноклассникам, что так нельзя.
👉 Результат:
+2 к справедливости, если выбрал Г
+1 к доброте, если выбрал В
0 баллов, если выбрал Б
–2 к самоуважению, если выбрал А
Задание: Как бы ты себя чувствовал на его месте?
Карточка 4:
Ситуация:
Ты пообещал маме, что вынесешь мусор после школы. Но друзья зовут гулять.
А) Пойти гулять и забыть про обещание.
Б) Сначала вынести мусор, потом пойти гулять.
В) Сказать маме, что не успел, и пойти гулять.
Г) Попросить друга подождать 5 минут, пока ты выполнишь обещание.
👉 Результат:
+2 к верности обязательствам, если выбрал Б или Г
–1 к ответственности, если выбрал А или В
Задание: Почему обещания важно выполнять даже в мелочах?
Карточка 5:
Ситуация:
Ты случайно разбил вазу в классе, но никто не видел.
А) Убежать и молчать.
Б) Свалить вину на другого.
В) Признаться учителю.
Г) Написать записку с извинением и положить на стол учителя.
👉 Результат:
+2 к умению признать ошибку, если выбрал В
+1 к самоуважению, если выбрал Г
–2 к честности, если выбрал А или Б
Задание: Что легче — признаться или скрывать? Почему?
Карточка 6:
Ситуация:
У тебя есть две шоколадки. Другой ребёнок грустит, у него нет ничего.
А) Съесть обе сам.
Б) Дать ему одну.
В) Отдать обе.
Г) Сделать вид, что не заметил.
👉 Результат:
+2 к щедрости, если выбрал В
+3 к бескорыстию, если выбрал В (если было последняя шоколадка)
–1 к доброте, если выбрал А или Г
Задание: Что ты чувствуешь, когда делишься? А когда нет?
Карточка 7:
Ситуация:
Во дворе кто-то бросил мусор мимо урны.
А) Пройти мимо, не обращая внимания.
Б) Сказать, что это не твоё дело.
В) Поднять и выбросить мусор в урну.
Г) Сказать друзьям, что так делать плохо.
👉 Результат:
+2 к порядочности, если выбрал В
+1 к принципиальности, если выбрал Г
0 баллов, если выбрал А или Б
Задание: Что ты чувствуешь, когда поддерживаешь чистоту вокруг?
Карточка 8:
Ситуация:
Ты видишь, как старшеклассники обижают младшего. Он просит помощи.
А) Пройти мимо — это не твоё дело.
Б) Сделать вид, что не услышал.
В) Попросить старших отстать от него.
Г) Обратиться к учителю или взрослому.
👉 Результат:
+2 к справедливости, если выбрал В
+2 к ответственности, если выбрал Г
0 баллов, если выбрал А или Б
Задание: Как бы ты хотел, чтобы поступили, если бы это был ты?
Карточка 9:
Ситуация:
Ты сам списал на контрольной и получил хорошую оценку.
А) Радоваться, что повезло.
Б) Притвориться, что всё честно.
В) Признаться учителю и попросить пересдать.
Г) Самостоятельно выучить тему и рассказать позже.
👉 Результат:
+2 к честности, если выбрал В
+2 к ответственности, если выбрал Г
–1 к самоуважению, если выбрал А или Б
Задание: Какая оценка ценнее — полученная честно или нечестно? Почему?
Карточка 10:
Ситуация:
Родителям тяжело после работы, но ты хочешь поиграть в компьютер.
А) Играть, делая вид, что ничего не происходит.
Б) Помочь, если попросят.
В) Сам предложить помощь.
Г) Сделать что-то приятное: приготовить чай, убрать.
👉 Результат:
+2 к бескорыстию, если выбрал В или Г
+1 к доброте, если выбрал Г
0 баллов, если выбрал Б
–1 к ответственности, если выбрал А
Задание: Почему важно проявлять заботу, даже если тебе ничего не говорят?
Карточка 11:
Ситуация:
На перемене один ученик громко ругается и обзывает других.
А) Посмеяться вместе.
Б) Сделать вид, что не слышал.
В) Сделать замечание.
Г) Сказать взрослому.
👉 Результат:
+2 к принципиальности, если выбрал В
+1 к ответственности, если выбрал Г
–1 к порядочности, если выбрал А
0 баллов, если выбрал Б
Задание: Когда ты видишь зло, почему важно не молчать?
Карточка 12:
Ситуация:
Ты нашёл чужой смартфон в классе.
А) Забрать себе.
Б) Посмотреть, что в нём.
В) Отнести учителю.
Г) Найти владельца и вернуть лично.
👉 Результат:
+2 к честности, если выбрал В или Г
+1 к порядочности, если выбрал Г
–2 к доброте, если выбрал А
Задание: Как бы ты хотел, чтобы поступили с твоей вещью?
Карточка 13:
Ситуация:
Друг рассказал тебе важный секрет и просил никому не говорить.
А) Рассказать другим — это весело.
Б) Рассказать, но только лучшему другу.
В) Сохранить тайну.
Г) Поддержать друга, если ему тяжело.
👉 Результат:
+2 к верности обязательствам, если выбрал В
+1 к искренности, если выбрал Г
–1 к порядочности, если выбрал А или Б
Задание: Почему доверие — это ценность?
Карточка 14:
Ситуация:
Ты сломал школьную парту, играя на перемене.
А) Молчать.
Б) Сказать, что так и было.
В) Признаться учителю.
Г) Предложить помощь в ремонте.
👉 Результат:
+2 к честности, если выбрал В
+2 к ответственности, если выбрал Г
–1 к порядочности, если выбрал А или Б
Задание: Что сильнее — страх наказания или правда?
Карточка 15:
Ситуация:
Тебе подарили редкую игрушку. Младший брат очень просит поиграть.
А) Запрещаешь трогать.
Б) Дашь, только если он будет умолять.
В) Поделишься.
Г) Сам предложишь и поиграете вместе.
👉 Результат:
+2 к щедрости, если выбрал В
+2 к бескорыстию, если выбрал Г
–1 к доброте, если выбрал А
Задание: Почему делиться трудно, но важно?
Карточка 16:
Ситуация:
Ты сильно поругался с другом. Оба злитесь и не разговариваете.
А) Ждать, пока он первый подойдёт.
Б) Делать вид, что всё нормально.
В) Извиниться, даже если ты не совсем виноват.
Г) Попробовать поговорить и понять друг друга.
👉 Результат:
+2 к умению признать ошибку, если выбрал В
+2 к искренности, если выбрал Г
–1 к самоуважению, если выбрал А или Б
Задание: Почему первым просить прощения — это сила, а не слабость?
Карточка 17:
Ситуация:
На школьной выставке твоя работа выиграла, но ты знаешь, что помогал одноклассник.
А) Промолчать и забрать приз.
Б) Поблагодарить его лично.
В) Упомянуть его перед классом.
Г) Предложить поделить награду.
👉 Результат:
+2 к порядочности, если выбрал В или Г
+1 к бескорыстию, если выбрал Г
–1 к честности, если выбрал А
Задание: Почему справедливо делиться заслугами?
Карточка 18:
Ситуация:
Ты узнал, что про твоего друга распространяют ложные слухи.
А) Промолчать, не вмешиваться.
Б) Послушать, что говорят.
В) Защитить друга.
Г) Сказать тому, кто распускает слухи, что это неправильно.
👉 Результат:
+2 к принципиальности, если выбрал В или Г
+1 к справедливости, если выбрал В
–1 к порядочности, если выбрал А или Б
Задание: Почему важно защищать тех, кто не может сам себя защитить?
Карточка 19:
Ситуация:
Ты случайно услышал, как кто-то говорит плохо про учителя.
А) Согласиться, чтобы не выделяться.
Б) Промолчать.
В) Сказать, что это несправедливо.
Г) Позже подойти к учителю и сказать, что слышал.
👉 Результат:
+2 к принципиальности, если выбрал В или Г
+1 к искренности, если выбрал В
–1 к честности, если выбрал А
Задание: Почему уважение к учителям важно?
Карточка 20:
Ситуация:
Ты в гостях, и тебе предлагают блюдо, которое ты не любишь.
А) Сказать «фу» и отказаться.
Б) Съесть молча, чтобы не обидеть.
В) Вежливо поблагодарить и немного попробовать.
Г) Сказать правду, но вежливо.
👉 Результат:
+2 к искренности, если выбрал Г
+2 к воспитанности, если выбрал В
–1 к доброте, если выбрал А
Задание: Как говорить правду и при этом быть вежливым?
Карточка 21:
Ситуация:
Ты получил больше карманных денег, чем обычно.
А) Потратить всё на сладости.
Б) Купить что-то только для себя.
В) Купить что-то полезное для всей семьи.
Г) Отложить часть на подарок близким.
👉 Результат:
+2 к бескорыстию, если выбрал В или Г
+1 к ответственности, если выбрал Г
–1 к порядочности, если выбрал А
Задание: Почему важно думать не только о себе, даже в мелочах?
Карточка 22:
Ситуация:
Ты видишь, как новичок не может найти нужный кабинет.
А) Пройти мимо.
Б) Сказать, чтобы сам искал.
В) Подсказать, куда идти.
Г) Проводить до нужного места.
👉 Результат:
+2 к доброте, если выбрал Г
+1 к порядочности, если выбрал В
–1 к самоуважению, если выбрал А или Б
Задание: Почему важно помогать тем, кто только начинает?
Карточка 23:
Ситуация:
Ты получил плохую оценку. Родители спрашивают, почему.
А) Соврать, что это ошибка учителя.
Б) Сказать, что не понял тему.
В) Признать, что не готовился.
Г) Сказать правду и пообещать исправиться.
👉 Результат:
+2 к честности, если выбрал В или Г
+1 к ответственности, если выбрал Г
–2 к порядочности, если выбрал А
Задание: Почему правда всегда лучше выдумки?
Карточка 24:
Ситуация:
Ты видишь, как кто-то теряет перчатку на улице.
А) Пройти мимо.
Б) Поднять и положить на скамейку.
В) Догнать и вернуть.
Г) Взять себе — пригодится.
👉 Результат:
+2 к порядочности, если выбрал В
+1 к доброте, если выбрал Б
–1 к честности, если выбрал Г
Задание: Что бы ты почувствовал, если бы кто-то вернул твою потерю?
Карточка 25:
Ситуация:
Ты заметил, что друг начинает обманывать других.
А) Сделать вид, что ничего не происходит.
Б) Поговорить с ним один на один.
В) Рассказать учителю.
Г) Поговорить с родителями друга.
👉 Результат:
+2 к принципиальности, если выбрал Б
+1 к ответственности, если выбрал В или Г
–1 к порядочности, если выбрал А
Задание: Как помочь человеку остаться честным, не осудив его?
Комментариев нет:
Отправить комментарий