Глава XLIII. Инструкция к человеку
Во дворе шелестел ветер, покачивая зелёные кроны деревьев. Пахло свежей стружкой — Илья с утра работал в мастерской над моделью кинетической мельницы, спроектированной по старинным чертежам, которые он переработал с помощью современной САПР-программы. Колеса и редукторы мельницы должны были вращаться от ветра, чтобы приводить в движение мукомольные жернова.
В это время во дворе сидели старший мастер Медный Бобр и каменный Ткач, подмастерье Сафрон и Айша. В центре их внимания был маленький сын Ильи, едва научившийся ползать. Он бодро шлёпал по двору, с интересом тыкал пальцем в ухо козла, тянул за перья утку, а затем полез на спину старой собаки. Та только вздохнула.
Медный Бобр, глядя на эту картину, вдруг проговорил:
— Человек ведёт себя порой… неадекватно.
— В каком смысле? — спросил Ткач, бросая щепку в костёр.
— Вот смотрите. Айфон. Работает. Приложения запускаются. Звук идёт. Никто не пререкается, не спорит. Машина — поехала, тормозит, поворачивает, как надо. Даже мельница, которую ты, Илья, чертишь, если по инструкции, — заработает.
— А человек? — усмехнулась Айша, поправляя платок.
— А человек, — продолжил Бобр, — инструкции не слушает. Может делать назло. Может испортить. Может построить и тут же сломать. Может быть добрым — и тут же злым.
Илья задумался, глядя, как сын пытается «чинить» хвост петуха.
— Да, — сказал он. — Машина работает по логике. Инструкция встроена. Даже животное — живёт по своей природе. Ест, защищается, заботится. А человек…
— А человек создан с возможностью нарушать правила, — сказал Ткач Камней. — Он не просто существо. Он — носитель выбора. Вот почему без воспитания он становится хуже зверя. В нём инструкция не автоматическая. Её надо передавать.
— Где же тогда эта инструкция? — спросила Айша. — Где чертёж, где схема, чтобы человек не сбился с пути?
— Она есть, — ответил Илья, не отрывая взгляда от модели мельницы. — Но не на бумаге. Она приходит через пророков, писания, наставников. Через мудрых родителей. Это — Откровение, не техпаспорт.
Медный Бобр кивнул:
— И потому человек может не просто работать, как механизм. Он может созидать. Строить с любовью, а не по шаблону. Но и разрушить может — если не будет знать, для чего он живёт.
В этот момент малыш засмеялся и схватил с земли маленькую деревянную шестерёнку. Он принёс её отцу.
Илья взял её в руки, посмотрел и сказал:
— Чтобы он знал, как жить, мы должны передать ему не только знания, но смысл.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Часть 11 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/11.html
Часть 3 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/3-iv.html
Часть 4 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/4.html
Часть 5 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/5_27.html
Часть 6 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/6.html
Часть 7 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/
Часть 8 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/8.html
Часть 9 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/9.html
Часть 10 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/07/10.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий