Кто такие респондент и корреспондент в процессе коммуникации?
Коммуникация заключается в обмене сведениями между источником и приёмником информации. В процессе коммуникации источник и приёмник информации могут
меняться ролями. Приёмник становится источником информации, а бывший источник — приёмником.
Будем называть источник информации корреспондентом, будь то человек или машина.
Корреспондент — это источник информации при коммуникации.
Получателя информации станем называть респондентом. В переводе с латинского
языка слово «респондент» означает «отвечающий».
Респондент — это приёмник информации, который тем или иным образом реагирует или отвечает на переданное ему корреспондентом сообщение.
Для того чтобы респондент понял сообщение корреспондента, ему должно быть
предварительно известно, о чём пойдёт речь в сообщении или тема сообщения. Такая предварительная осведомлённость называется контекстом сообщения. Без знания контекста респондент может неправильно понять сообщение.
Должен быть также выбран язык сообщения, или код, т. е. должно быть определено, общаться ли с помощью слов, цифр, условных знаков, жестов, электрических
сигналов и т. п.
Смысловую основу процесса коммуникации составляет содержание самого сообщения или содержание информации, которую хочет передать корреспондент.
При передаче содержания информации корреспондент выбирает главное для передачи, т. е. как бы ставит своеобразный фильтр на содержание информации. В свою
очередь, респондент тоже ставит свой фильтр, отсекая в сообщении ненужную для
него или вредную информацию. Например, в компьютерах обязательно ставятся специальные защитные программы, которые отсекают поступающую в них вредоносную
программу. Некоторые учащиеся на уроках тоже отсекают часть из того, что сообщает учитель, считая, что это им не нужно.
Процесс коммуникации невозможен без каких-либо каналов связи. Для людей это
может быть непосредственный устный или визуальный контакт, связь по телефону,
связь с помощью компьютера и т. д. Для работы с машинами это могут быть механические каналы связи, проводные каналы связи для передачи электрических сигналов,
радиоканалы связи для передачи информации с помощью электромагнитных волн.
На эффективность процесса коммуникации влияют помехи при передаче и приёме
информации. Существуют как бы своеобразные сети шумов. Например, при передаче информации по сотовому телефону у корреспондента может плохо работать его
аппарат. Помехи могут возникнуть и при приёме информации респондентом. В частности, трудно воспринимать информацию учителя, когда в классе очень шумно или
постоянно болтает сосед по парте.
Для того чтобы процесс коммуникации считался состоявшимся, необходимо следующее условие. Корреспондент должен быть уверен, что респондент получил посланную ему информацию. Кроме того, корреспондент должен убедиться в том, что респондент правильно воспринял содержание сообщения. Должна существовать обратная связь от респондента к корреспонденту.
В целом структура процесса коммуникации выглядит следующим образом:
ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО.
Для многих специалистов коммуникация
является основой профессиональной деятельности. Невозможно представить себе
журналиста, который не пользовался бы средствами коммуникации. Такой специалист должен уметь находить язык с собеседником, представлять полученную информацию наиболее полно и корректно, пользоваться различными средствами поиска и
расшифровки сведений.
СЛОВАРЬ: корреспондент; респондент.
Вопросы для интеллектуалов
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
1. Кто или что такое а коммуникации корреспондент и респондент?
2. Какую роль выполняют информационные фильтры у корреспондента и респондента?
3. Почему
возникают искажения информации при ее передаче?
4. Можно ли считать коммуникацию состоявшейся в случае, когда корреспондент не увидел реакцию респондента? Поясните.
ПОПРОБУЙТЕ РАЗОБРАТЬСЯ, почему человек иногда слышит и воспринимает
совсем не то, что ему говорят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий