Какова цель проведения анкетирования?
Опрос — это технология сбора информации об изучаемых объектах, основанная на высказываниях и ответах на определённые вопросы отдельных участников исследуемой группы. Их ответы базируются на опыте и знаниях.
Анкетирование основано на сборе информации с помощью списка заранее подготовленных вопросов. Этот список называется анкетой. Тот, кто отвечает на вопросы анкеты, называется респондентом, а тот, кто задаёт вопросы, — корреспондентом.
Формы вопросов и ответов. Содержание вопросов для респондента и их количество подбираются таким образом, чтобы получить достаточно информации об изучаемом объекте социологического исследования. Оптимальным можно считать 30-50 вопросов в анкете.
Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респонденты однозначно понимали смысл того, о чём их спрашивают. Вопросы должны содержать как можно меньше слов, примерно 15-20 слов, включая предлоги.
Форма ответов респондентов может быть разной. В самом простом случае респондент отвечает своими словами. В анкете после каждого вопроса оставляется свободное место, куда респондент вписывает свой ответ (рис. 12.3). Такая форма документа называется анкетой с открытыми вопросами.
Однако такая форма анкеты имеет большие недостатки. Во-первых, респондент может неточно понять суть вопроса и дать неточный ответ. Во-вторых, трудно обобщить высказывания всех опрошенных респондентов и сделать заключающий вывод.
Более распространённой формой анкеты является тест, в котором к каждому вопросу даётся несколько вариантов ответов. Такая форма анкеты имеет закрытые вопросы.
Варианты ответов исследователь выбирает сам. Наиболее часто встречающиеся ответы — «да», «нет», «затрудняюсь ответить». С помощью такой формы анкетирования удобно обобщать ответы, например считать, сколько из общего числа опрошенных сказали «да», а сколько — «нет». Для удобства анкетирования в анкете могут быть вопросы как с открытыми ответами, так и с закрытыми.
Такие формы анкетирования возможны там, где происходит непосредственный контакт между респондентом и корреспондентом (по месту учёбы, работы, жительства и т. л.).
Существуют также формы дистанционного анкетирования. Анкеты рассылаются по почте, предлагаются в прессе, передаются с помощью курьера, отправляются по Интернету и по факсу. Однако процент возврата анкет очень низкий. Исследователю приходит 1-3% от числа разосланных анкет.
Достоинства анкетирования:
• возможность включения в анкету тщательно подобранных вопросов;
• получение продуманных ответов на вопросы;
• небольшие затраты на использование данного метода сбора информации;
• возможность опросить большое количество людей (респондентов).
Недостатки анкетирования:
• невозможность контролировать опрос и правильность заполнения анкет;
• невозвращение анкет из-за нежелания давать ответы в присутствии исследователя.
Основные требования к анкетам:
• целенаправленность (все вопросы должны быть нацелены на заданную исследователем тему);
• простота содержания (чёткость и понятность формулировок, краткость вопросов, на которые можно ответить «да», «нет» или «не знаю»);
• однозначность понимания вопросов (однозначность ответов на них);
• рациональность вопросов и объёма (1-3 страницы);
• морально-психологическая нейтральность вопросов (респондент должен быть уверен, что его ответы не будут использованы против него);
• логическая последовательность вопросов.
Формирование анкет. Анкеты должны быть сформированы профессиональными социологами. Перед проведением массового опроса людей анкету следует несколько раз проверить экспериментально на маленьких группах, уточнить формулировки и внести в анкеты необходимые изменения.
Вопросы для интеллектуалов
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
1. Что такое опрос?
2. В чем особенность анкетирования?
3. В каких формах может проводиться анкетирование?
4. В чем достоинства и недостатки анкетирования по почте? I-
ПОДУМАЙТЕ, для чего проводится анкетирование кандидатов при приёме на работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий