Тема: "От плана к макету: Создаем миниатюрный участок"
Цели:
- Научить "читать" план участка, идентифицировать объекты.
- Развить навыки переноса изображения с плана в эскиз.
- Закрепить понятие "масштаб" и научить применять его на практике.
- Научить рассчитывать реальные размеры объектов.
- Развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник) и макетирования (разметка, резка картона).
- Развивать мелкую моторику, точность, пространственное воображение.
Целевая аудитория: Дети младшего и среднего школьного возраста (настройте сложность объектов и расчетов под возраст).
Материалы:
- Занятие 1: План участка (реальный или упрощенный учебный, формата А4-А3), бумага для эскизов (А4), карандаши, ластики, линейки (лучше с сантиметрами и миллиметрами), цветные карандаши/фломастеры (опционально).
- Занятие 2: Плотный картон (например, для детского творчества, ~200-300 г/м²), ножницы (острые, безопасные для детей или под присмотром), канцелярские ножи (только для старших детей и строго под контролем взрослого!), металлические линейки (для резки ножом), клей (ПВА, клеевой карандаш или момент-кристалл для прочности), готовые эскизы с размерами из Занятия 1, бумага формата А3 (основа макета).
Ход занятий:
Занятие 1: От Плана к Эскизу и Реальным Размерам
-
Введение (5-10 мин):
- Учитель показывает план участка. Объясняет, что это вид сверху, как будто с высоты птичьего полета.
- Объясняет условные обозначения: как обозначены здания (прямоугольники, контуры), дорожки (линии), деревья (круги/точки), забор (линия по границе) и т.д. Указывает на масштаб плана (например, 1:100 – 1 см на плане = 100 см (1 м) в реальности).
- Ставит задачу: перерисовать выбранные объекты с плана в виде эскизов (вид сбоку или в 3/4) и подписать их РЕАЛЬНЫЕ размеры. Цель – подготовиться к созданию макета на следующем занятии.
-
Выбор объектов и первичный эскиз (10-15 мин):
- Дети выбирают 3-5 объектов для своего макета (например: дом, гараж, дерево, скамейка, детская горка, фонтан, забор). Важно выбрать объекты разной сложности и размера.
- Дети легкими линиями карандаша перерисовывают контуры выбранных объектов с плана на свой лист бумаги. Акцент на форме и пропорциях по отношению друг к другу и плану. Это пока вид сверху или контур для объемного объекта.
-
Преобразование в объемный эскиз и расчет реальных размеров (20-30 мин):
- Учитель объясняет и показывает на примере одного объекта (например, дома):
- Как из вида сверху (прямоугольник) перейти к виду сбоку (прямоугольник + треугольник крыши) или в перспективе.
- Как определить реальный размер объекта по плану и масштабу.
- Расчет: Допустим, на плане масштаба 1:100 длина дома 4 см. Реальная длина = 4 см * 100 = 400 см = 4 метра. Ширина на плане 3 см -> реальная ширина 3 метра. Высоту дома нужно либо знать (указана на плане, если он детализированный), либо придумать реалистичную (например, для одноэтажного дома ~2.5-3 м, для двухэтажного ~5-6 м).
- Дети работают над своими объектами:
- Рисуют эскизы объектов в объеме (вид сбоку, спереди, в изометрии – по возможностям).
- Обязательно указывают на эскизе реальные размеры: Длина (L), Ширина (W), Высота (H) в метрах (м) или сантиметрах (см). Например: "Дом: L=4м, W=3м, H=5м".
- Для круглых объектов (дерево, фонтан) указывают диаметр основания и высоту.
- Для сложных объектов можно сделать схематичный эскиз с основными размерами.
- Учитель ходит по классу, помогает с расчетами, проверяет правильность размеров, подсказывает с визуализацией.
- Учитель объясняет и показывает на примере одного объекта (например, дома):
-
Завершение и подготовка к Занятию 2 (5-10 мин):
- Дети проверяют, все ли размеры подписаны и реалистичны.
- Учитель напоминает: "Следующий раз мы будем вырезать эти объекты из картона в МАСШТАБЕ, чтобы они все поместились на листе А3. Подумайте, во сколько раз нам нужно уменьшить ваши реальные размеры, чтобы объекты были не слишком большими и не слишком маленькими на макете." (Можно предложить детям дома подумать о возможном масштабе для макета, например, 1:50 или 1:100).
Занятие 2: От Эскиза к Макету в Масштабе
-
Введение и определение масштаба макета (10-15 мин):
- Обсуждение: "Какой масштаб мы выберем для макета, чтобы все объекты поместились на лист А3?" (А3 = 42см х 29.7см).
- Учитель помогает рассчитать на примере самого большого объекта. Допустим, самый большой объект – дом длиной 4м (400см). Если взять масштаб 1:100, модель дома будет 4см. Если 1:50 – 8см. Прикидываем суммарные габариты всех объектов на плане в выбранном масштабе, чтобы они вписались в А3 с расстояниями между ними.
- Выбирается единый масштаб для всего макета (например, 1:100). Записывается на доске.
- Объяснение: "Теперь нам нужно перевести ВСЕ ваши реальные размеры в размеры для макета по формуле:
Размер макета (см) = Реальный размер (см) / Масштаб (вторая цифра)". Для 1:100: Размер макета = Реальный размер (см) / 100. - Пример: Дом L=4м=400см -> Макет L = 400см / 100 = 4см. Высота H=5м=500см -> Макет H = 500см / 100 = 5см.
- Дети пересчитывают размеры своих объектов в выбранном масштабе и записывают их рядом с реальными на своих эскизах (или на отдельном листочке).
-
Разметка и вырезание объектов (25-35 мин):
- Техника безопасности: Строгое напоминание правил работы с ножницами и (особенно!) канцелярским ножом: резать ОТ себя, пальцы держать подальше от линии реза, использовать металлическую линейку как направляющую для ножа, нож выдвигать на минимально необходимую длину лезвия. Работа ножом – только под постоянным контролем взрослого!
- Дети переносят размеры макета на картон:
- Для плоских объектов (скамейка, забор) рисуют вид сбоку/сверху.
- Для объемных объектов (дом, гараж) рисуют развертки (стены, крыша отдельно). Учитель показывает пример простой развертки коробки (4 стенки + 1 крыша).
- Используют линейку и угольник для точности прямых углов.
- Подписывают детали (например, "стена1 Дома L=4см, H=5см").
- Аккуратно вырезают детали ножницами. Прямые длинные резы (если картон плотный и дети умеют) можно делать канцелярским ножом по линейке (под присмотром!).
-
Сборка объектов (10-15 мин):
- Дети склеивают свои объекты (стены дома, скамейку и т.д.) согласно эскизам. Используют клей ПВА (наносят тонким слоем, прижимают, дают немного схватиться) или момент-кристалл (быстрее, но требует аккуратности и проветривания).
- Учитель помогает с соединением деталей, подсказывает, как сделать конструкцию устойчивой.
-
Компоновка на основе А3 и завершение (5-10 мин):
- Дети берут лист А3 (это их "участок").
- Используя исходный план как схему расположения, расставляют свои готовые макеты объектов на листе А3.
- Можно нарисовать на основе дорожки, газоны, речку карандашом или фломастером.
- Фиксация (опционально, можно оставить без приклеивания): Если объекты нужно закрепить, использовать маленькие капельки клея (ПВА или момента) под основание.
- Подписать макет (название участка, масштаб, имена авторов).
Рекомендации учителю:
- Подготовка плана: Создайте или найдите четкий, не перегруженный план участка. Лучше, если на нем будут подписаны объекты и указан масштаб. Для младших детей можно сделать очень простой план с 3-4 объектами.
- Примеры масштабов: Для А3 обычно подходят масштабы 1:100 или 1:50. 1:100 даст более миниатюрные объекты, 1:50 – более крупные и детализированные, но их поместится меньше. Рассчитайте заранее, какой масштаб подойдет для вашего плана.
- Сложность объектов: Начните с простых форм (кубы, параллелепипеды для домов, цилиндры для деревьев). Для продвинутых можно добавить крыши сложной формы, арки.
- Альтернативы картону: Для мелких или круглых объектов (деревья) можно использовать бумагу (скрутить конус), зубочистки, пластилин, природные материалы.
- Дифференциация: Дайте более сложные объекты (например, дом с пристройкой) сильным ученикам. Более простые (скамейка, куст) – тем, кому сложнее.
- Время: Строго следите за временем, особенно на резке и сборке. Занятие 2 может потребовать немного больше времени.
- Безопасность: Неукоснительно контролируйте использование ножей!
- Рефлексия: В конце спросите детей, что было самым интересным, самым сложным, что нового они узнали о планах, размерах и масштабе.
Этот урок дает мощный практический опыт работы с пространством, масштабом и превращением двумерной информации в трехмерный объект. Удачи в проведении!
Комментариев нет:
Отправить комментарий