КАЗНЬ, иноверцов в Православном христианстве !
Казнь огнем, выслать из города, казнить кнутом, убывать даже ЖЕН и ДЕТЕЙ.
Совет христианам, поменьше тыкать пальцем мусульман о жесткости ислама !
Распространите для пользы;
Больше ста лет в результате Раскола Русских людей сгоняли со своих мест, ссылали в Сибирь, обрекали на нищету, голод и болезни, калечили и убивали в рамках «самой правильной и доброй веры». Сжигали на кострах «без пролития крови».
Исторический документ. «Двенадцать статей» царевны Софьи
В прошлом во 193 году апреля в 7 день
Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея
[С. 419] Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержцы, и сестра их Великая
Государыня благоверная Царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и
бояря приговорили: расколщикам впредь свой великих государей указ чинить по
прежнему указу отца своего великих государей, блаженныя памяти Великого
Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и
Белыя России самодержца, и по сему своему великих государей указу и по статьям,
каковы писаны ниже сего:
1. Которые расколщики святой церкви
противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам
духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои
священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы
непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем
воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно,
и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать
им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в
том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за
такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и
пепел развеять.
2. А буде кто у казни обратятся и
принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не
делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под
началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по
мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в
церковь Божию ко всякой церковной службе, также и к келейному правилу, и
смотреть за ними со всяким прилежанием, каково тех противников к покаянию
обращение, и совершенно ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в
них какого лукавства, чтоб они лукавством своим и лестным обращением от
заточения не отбывали, и потому что многие притворством своим и лукавым
обращением выманивались и уходя из монастырей в иные места чинили противности
горше первого; и буде которые совершенно от той злобы отстанут и святой церкви
приобщатся истинным намерением и чистой совестью, и таких, по подлинному
свидетельству, из-под началов свобожать; а буде которые из них похотят
постричься, и их постригать в тех же монастырях; а буде которые постричься не
похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех же монастырях до кончины
живота своего неисходно, чтоб они, вышед из тех монастырей, с прелестники в
сообщении не учинились и на прежнюю злобу не обратились; а у которых есть жены
и дети, и тех давать на поруки, чтоб им впредь такой прелести не держаться, и с
расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в дома к ним не входить, и к
себе не пущать, да над ними того ж всего велеть надсматривать отцам их
духовным; а буде они были в тех монастырях, или вышед из монастырей из-под
начала, объявятся в прежней своей злобе, a покорение у казни приносили лестно,
и таких казнить смертью, как писано выше сего в 1 статье.
3. Которые прелестью своей
простолюдинов и их жен и детей приводили к тому, чтоб они сами себя жгли: и
таких воров, по розыску, за то их воровство, что от их прелести люди жглись,
жечь самих.
4. Которые люди ходили по деревням и
людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в
малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а
пере-[С. 420] крещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали,
хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых
тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить
смертью без всякого милосердия.
5. А которые люди ходили к расколщикам
и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых
летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое
крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без
всякиe противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко арxиереям, кто
чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых
отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей
прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать
неправым, и тех казнить смертью.
6. Которые люди в церковной
противности учинились внедавне и в расспросе учнут церкви Божии приносить
покорение, что они чинили то от неведения или от какого принуждения, а
известить не смели, а иных никого тому не учили, и в том вины свои объявят
совершенно и обещаются с клятвою впредь того не делать: и таким за то чинить
наказание, смотря по вине, и посылать для исправления на патриарш двор, а после
исправления отдавать их под паству отцам их духовным за поруками, а отцам их
духовным над ними смотреть накрепко, чтоб они впредь к церкви Божии приходили,
и церковного расколу у себя не имели, и с расколщики не знались, и в дома к ним
не ходили, и к себе их не пущали, и учения тех плевосеятелей и хулников на
святую церковь отнюдь не слушали; а на поруки их давать в том же.
7. А буде которые в расколах будут
оговорены, а они в расспросе учнут сказывать, что за ними церковной противности
нет, и в церковь Божию они ходят, и отцы духовные у них есть: и про таких
свидетельствовать отцами их духовными, и буде их в том отцы духовные очистят, и
тех, по свидетельству отцов духовных, отдавать им же на поруки и велеть им над
ними надсматривать накрепко, чтоб от них церковной противности отнюдь не было;
а буде такие объявятся в расколе и будут в том обличены, что они той прелести
держались тайно, а в расспросе в том запирались лукавством, и тем, будет от тех
противности не будет, чинить наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.
8. Которые люди расколщиков у себя
держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не
извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки:
и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние
города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме
держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать
или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а
сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том
очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных,
смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том
очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги.
9. У которых людей будут выняты
расколщики, а жили у них с порукою, а они про раскол их не выдали, а те записи
будут не записаны: и на таких имать пени по пяти рублев на человеке, а у
которых жили без поруки, и на тех имать, против татиной и разбойной статей, по
пятидесят рублей на человеке; а у которых жили хотя и с порукою, [С. 421]
а они про раскол их ведали, а не известили, и тем чинить наказание, бить кнутом
и ссылать, а на порутчиках имать пени по 50 рублев на человеке; а на которых
людях пенных денег взять будет нечего, для того что они люди бедные, и тех,
буде они ручались по тех расколщиках в житье, не ведая про раскол их, вместо
денежные пени ссылать в украинные города, куда доведется, а которые ручались
ведая, и тех ссылать же в дальние города с жестоким наказанием.
10. Которые люди за раскол будут
сосланы в города, и в тех городах воеводам и приказным людям приказывать над
ними в тех слободах, где они жить станут, старостам и пятидесяцким, и десяцким,
и околним соседям надсматривать, чтоб от них церковной противности и расколу не
было; а буде они объявятся или втай учнут держаться расколу, или с расколщики
учнут знаться, о том писать им к себе [т.е. к нам — ред.] Великим
Государем, а их держать за крепкими караулы; а по тем их отпискам тем ворам
чинить указ, по сим же указным статьям, смотря по делам их, кто чего доведется.
11. На которых людей станут говорить в
расколе языки, а те люди в то время от сыску ухоронятся или будут где в
отъезде, а ворам и расколщикам будет указ учинен, а те люди объявятся собою или
сысканы будут после, и в том учнут запираться, а очных ставок дать будет не с
кем: и таких, по раскольничьим речам, расспрашивать и разыскивать про них
околними соседы и отцами духовными, и буде по розыску очистятся, и их,
освидетельствовав отцами духовными подлинно, свобожать на поруки; а буде в чем
будут обличены, и их пытать, и по пыточным речам указ чинить, по вышеписанным
статьям, до чего доведется.
12. У расколщиков, у кого объявятся
дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и иные промыслы и заводы, также и по расколщиках
у порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут в ссылки: и те их
поместья, и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя
Великих Государей и продавать по оценке с большою наддачею, для того что по
таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их государские
денежные казны исходит немалое число; а которые люди по расколщиках ручались,
не ведаючи за ними расколу, а сосланы будут только за пенные деньги, что им тех
денег заплатить нечем, и тем ссыльным дворы свои продавать самим по вольной
ценой, кому похотят. [С. 422]
Орфография и пунктуация текста
частично нормализованы.
Источник: Акты,
собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою
экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. С. 419-422.
№ 284.
Мнения ученых исследователей о двенадцати статьях и их последствиях
Историк Лев Николаевич Гумилёв называет Двенадцать статей одним из самых безжалостных узаконении в русской карательной практике. Он отмечает, что в этом же году Людовик XIV отменил Нантский эдикт о веротерпимости. Историк считает, что в обоих случаях роль подстрекателей выполнили иезуиты.[1] Сергей Александрович Зеньковский считал, что Двенадцать статей, несомненно, рекомендованы патриархом Иоакимом царице Софье. Он же считает, что этот закон привел к массовому бегству старообрядцев из Москвы, Подмосковья и крупных городов, находившихся под строгим контролем. Это привело в конечном итоге к опустению старообрядческой Москвы и переселению старообрядцев в леса, в Поморье, на Керженец, в степи на Дон, в Стародубье, за границу — в Польшу.[2] Историк Федор Евфимьевич Мельников пишет о этом законе:
« Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы — измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев — русских людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.[3] »
Писатель и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын в послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви в 1974 году писал о репрессиях против старообрядцев:
« Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом — дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово — грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, — грехе, в котором Церковь наша — и весь православный народ! — никогда не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.
Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами.[4]
[2]. http://www.sedmitza.ru/lib/text/439568/
[3].http://www.krotov.info/history/17/staroobr/melnikov.html
[4].http://rpsc.ru/library/nestaroobryadci-o-staroobryadchestve/..
Казнь огнем, выслать из города, казнить кнутом, убывать даже ЖЕН и ДЕТЕЙ.
Совет христианам, поменьше тыкать пальцем мусульман о жесткости ислама !
Распространите для пользы;
Больше ста лет в результате Раскола Русских людей сгоняли со своих мест, ссылали в Сибирь, обрекали на нищету, голод и болезни, калечили и убивали в рамках «самой правильной и доброй веры». Сжигали на кострах «без пролития крови».
Исторический документ. «Двенадцать статей» царевны Софьи
В прошлом во 193 году апреля в 7 день
Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея
[С. 419] Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержцы, и сестра их Великая
Государыня благоверная Царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и
бояря приговорили: расколщикам впредь свой великих государей указ чинить по
прежнему указу отца своего великих государей, блаженныя памяти Великого
Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и
Белыя России самодержца, и по сему своему великих государей указу и по статьям,
каковы писаны ниже сего:
1. Которые расколщики святой церкви
противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам
духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои
священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы
непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем
воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно,
и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать
им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в
том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за
такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и
пепел развеять.
2. А буде кто у казни обратятся и
принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не
делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под
началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по
мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в
церковь Божию ко всякой церковной службе, также и к келейному правилу, и
смотреть за ними со всяким прилежанием, каково тех противников к покаянию
обращение, и совершенно ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в
них какого лукавства, чтоб они лукавством своим и лестным обращением от
заточения не отбывали, и потому что многие притворством своим и лукавым
обращением выманивались и уходя из монастырей в иные места чинили противности
горше первого; и буде которые совершенно от той злобы отстанут и святой церкви
приобщатся истинным намерением и чистой совестью, и таких, по подлинному
свидетельству, из-под началов свобожать; а буде которые из них похотят
постричься, и их постригать в тех же монастырях; а буде которые постричься не
похотят, а жен и детей у них нет, и тем быть в тех же монастырях до кончины
живота своего неисходно, чтоб они, вышед из тех монастырей, с прелестники в
сообщении не учинились и на прежнюю злобу не обратились; а у которых есть жены
и дети, и тех давать на поруки, чтоб им впредь такой прелести не держаться, и с
расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в дома к ним не входить, и к
себе не пущать, да над ними того ж всего велеть надсматривать отцам их
духовным; а буде они были в тех монастырях, или вышед из монастырей из-под
начала, объявятся в прежней своей злобе, a покорение у казни приносили лестно,
и таких казнить смертью, как писано выше сего в 1 статье.
3. Которые прелестью своей
простолюдинов и их жен и детей приводили к тому, чтоб они сами себя жгли: и
таких воров, по розыску, за то их воровство, что от их прелести люди жглись,
жечь самих.
4. Которые люди ходили по деревням и
людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в
малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а
пере-[С. 420] крещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали,
хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых
тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить
смертью без всякого милосердия.
5. А которые люди ходили к расколщикам
и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых
летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое
крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без
всякиe противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко арxиереям, кто
чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых
отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей
прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать
неправым, и тех казнить смертью.
6. Которые люди в церковной
противности учинились внедавне и в расспросе учнут церкви Божии приносить
покорение, что они чинили то от неведения или от какого принуждения, а
известить не смели, а иных никого тому не учили, и в том вины свои объявят
совершенно и обещаются с клятвою впредь того не делать: и таким за то чинить
наказание, смотря по вине, и посылать для исправления на патриарш двор, а после
исправления отдавать их под паству отцам их духовным за поруками, а отцам их
духовным над ними смотреть накрепко, чтоб они впредь к церкви Божии приходили,
и церковного расколу у себя не имели, и с расколщики не знались, и в дома к ним
не ходили, и к себе их не пущали, и учения тех плевосеятелей и хулников на
святую церковь отнюдь не слушали; а на поруки их давать в том же.
7. А буде которые в расколах будут
оговорены, а они в расспросе учнут сказывать, что за ними церковной противности
нет, и в церковь Божию они ходят, и отцы духовные у них есть: и про таких
свидетельствовать отцами их духовными, и буде их в том отцы духовные очистят, и
тех, по свидетельству отцов духовных, отдавать им же на поруки и велеть им над
ними надсматривать накрепко, чтоб от них церковной противности отнюдь не было;
а буде такие объявятся в расколе и будут в том обличены, что они той прелести
держались тайно, а в расспросе в том запирались лукавством, и тем, будет от тех
противности не будет, чинить наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.
8. Которые люди расколщиков у себя
держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не
извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки:
и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние
города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме
держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать
или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а
сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том
очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных,
смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том
очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги.
9. У которых людей будут выняты
расколщики, а жили у них с порукою, а они про раскол их не выдали, а те записи
будут не записаны: и на таких имать пени по пяти рублев на человеке, а у
которых жили без поруки, и на тех имать, против татиной и разбойной статей, по
пятидесят рублей на человеке; а у которых жили хотя и с порукою, [С. 421]
а они про раскол их ведали, а не известили, и тем чинить наказание, бить кнутом
и ссылать, а на порутчиках имать пени по 50 рублев на человеке; а на которых
людях пенных денег взять будет нечего, для того что они люди бедные, и тех,
буде они ручались по тех расколщиках в житье, не ведая про раскол их, вместо
денежные пени ссылать в украинные города, куда доведется, а которые ручались
ведая, и тех ссылать же в дальние города с жестоким наказанием.
10. Которые люди за раскол будут
сосланы в города, и в тех городах воеводам и приказным людям приказывать над
ними в тех слободах, где они жить станут, старостам и пятидесяцким, и десяцким,
и околним соседям надсматривать, чтоб от них церковной противности и расколу не
было; а буде они объявятся или втай учнут держаться расколу, или с расколщики
учнут знаться, о том писать им к себе [т.е. к нам — ред.] Великим
Государем, а их держать за крепкими караулы; а по тем их отпискам тем ворам
чинить указ, по сим же указным статьям, смотря по делам их, кто чего доведется.
11. На которых людей станут говорить в
расколе языки, а те люди в то время от сыску ухоронятся или будут где в
отъезде, а ворам и расколщикам будет указ учинен, а те люди объявятся собою или
сысканы будут после, и в том учнут запираться, а очных ставок дать будет не с
кем: и таких, по раскольничьим речам, расспрашивать и разыскивать про них
околними соседы и отцами духовными, и буде по розыску очистятся, и их,
освидетельствовав отцами духовными подлинно, свобожать на поруки; а буде в чем
будут обличены, и их пытать, и по пыточным речам указ чинить, по вышеписанным
статьям, до чего доведется.
12. У расколщиков, у кого объявятся
дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и иные промыслы и заводы, также и по расколщиках
у порутчиков, которые ручались ведая и сосланы будут в ссылки: и те их
поместья, и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и заводы отписывать на себя
Великих Государей и продавать по оценке с большою наддачею, для того что по
таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их государские
денежные казны исходит немалое число; а которые люди по расколщиках ручались,
не ведаючи за ними расколу, а сосланы будут только за пенные деньги, что им тех
денег заплатить нечем, и тем ссыльным дворы свои продавать самим по вольной
ценой, кому похотят. [С. 422]
Орфография и пунктуация текста
частично нормализованы.
Источник: Акты,
собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою
экспедицией Академии наук. Т. 4. — СПб., 1836. С. 419-422.
№ 284.
Мнения ученых исследователей о двенадцати статьях и их последствиях
Историк Лев Николаевич Гумилёв называет Двенадцать статей одним из самых безжалостных узаконении в русской карательной практике. Он отмечает, что в этом же году Людовик XIV отменил Нантский эдикт о веротерпимости. Историк считает, что в обоих случаях роль подстрекателей выполнили иезуиты.[1] Сергей Александрович Зеньковский считал, что Двенадцать статей, несомненно, рекомендованы патриархом Иоакимом царице Софье. Он же считает, что этот закон привел к массовому бегству старообрядцев из Москвы, Подмосковья и крупных городов, находившихся под строгим контролем. Это привело в конечном итоге к опустению старообрядческой Москвы и переселению старообрядцев в леса, в Поморье, на Керженец, в степи на Дон, в Стародубье, за границу — в Польшу.[2] Историк Федор Евфимьевич Мельников пишет о этом законе:
« Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы — измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев — русских людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.[3] »
Писатель и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын в послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви в 1974 году писал о репрессиях против старообрядцев:
« Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом — дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово — грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, — грехе, в котором Церковь наша — и весь православный народ! — никогда не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.
Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами.[4]
[2]. http://www.sedmitza.ru/lib/text/439568/
[3].http://www.krotov.info/history/17/staroobr/melnikov.html
[4].http://rpsc.ru/library/nestaroobryadci-o-staroobryadchestve/..
2
Нравится
1
Комментариев нет:
Отправить комментарий