Технологическая карта урока
Тема урока: § 53 Алгоритмическая структура «Цикл». § 54 Практическая работа «Составление цепочки команд».
Цели урока:
- Понять концепцию и назначение циклов в алгоритмических структурах.
- Научиться использовать циклы для оптимизации алгоритмов.
- Разработать и протестировать цепочку команд с использованием циклов.
Задачи урока:
- Объяснить учащимся, что такое цикл и где он применяется.
- Научить составлять алгоритмы с использованием циклов.
- Практически применить знания для создания цепочки команд.
Оборудование и материалы:
- Компьютеры с установленным программным обеспечением для программирования (например, Scratch, Python и т.д.).
- Инструкции по использованию циклов в выбранном программном обеспечении.
- Примеры алгоритмов с циклами и без для сравнения.
ПЛАН УРОКА
Вводная часть (10 минут):
- Объяснение понятия "цикл" и его роли в программировании.
- Примеры использования циклов в повседневной жизни и в программировании.
- Основная часть (20 минут):
- Теоретическое объяснение алгоритмических структур с циклами (for, while).
- Демонстрация примеров алгоритмов с использованием циклов на доске или через проектор.
- Практическая работа (25 минут):
- Раздача заданий на составление цепочки команд с использованием циклов.
- Самостоятельная работа учащихся на компьютерах, преподаватель оказывает помощь при необходимости.
- Обсуждение и анализ (10 минут):
- Учащиеся демонстрируют свои цепочки команд и объясняют, как они использовали циклы.
- Анализ эффективности использования циклов в алгоритмах.
- Заключительная часть (5 минут):
- Подведение итогов урока.
- Обсуждение того, как использование циклов может упростить программирование и сделать код более читаемым и эффективным.
Домашнее задание:
- Придумать и записать алгоритм для решения задачи из повседневной жизни с использованием циклов.
- Создать программу с циклами, которая выполняет заданную последовательность действий.
Критерии оценки:
- Понимание концепции циклов и их применения в алгоритмах.
- Способность самостоятельно составлять алгоритмы с использованием циклов.
- Качество и корректность выполнения практической работы.
Эта технологическая карта урока поможет учащимся освоить важный аспект программирования — использование циклов для упрощения и оптимизации кода.
Ход урока:
- Вводная часть (10 минут):Объяснение понятия "цикл" и его роли в программировании:Цикл в программировании — это базовая конструкция, которая позволяет повторять определённый блок кода несколько раз. Циклы используются для выполнения задач, которые требуют повторения, и являются одним из ключевых элементов структурного программирования.Существуют различные типы циклов, но основные из них — это:
- Цикл с предусловием (while): выполняется, пока заданное условие истинно.
- Цикл с постусловием (do-while): выполняется хотя бы один раз, а затем продолжает выполняться, пока условие истинно.
- Цикл со счётчиком (for): выполняется определённое количество раз, которое задаётся счётчиком.
Циклы позволяют сократить количество кода, избежать его дублирования и упростить структуру программы. Они делают код более читаемым и легким для поддержки.Примеры использования циклов в повседневной жизни и в программировании:В повседневной жизни циклы можно сравнить с любой рутинной деятельностью, которую мы повторяем многократно. Например:- Приготовление чая: Выполняем одни и те же шаги (наполнить чайник водой, включить его, дождаться закипания) каждый раз, когда хотим выпить чай.
- Тренировки: Выполнение определённого упражнения несколько подходов подряд с небольшим отдыхом между ними.
В программировании циклы используются для решения аналогичных задач, например:- Обработка коллекций данных: Если у нас есть список из ста элементов и нам нужно выполнить одну и ту же операцию для каждого элемента, мы используем цикл, чтобы пройти по всему списку и выполнить эту операцию, вместо того чтобы писать сто раз один и тот же код.
- Игры: В игровом цикле (game loop) цикл используется для постоянного обновления состояния игры и отрисовки графики на экране.
Таким образом, циклы являются мощным инструментом в программировании, позволяющим эффективно управлять повторяющимися процессами как в коде, так и в реальной жизни. - Основная часть (20 минут):Теоретическое объяснение алгоритмических структур с циклами (for, while):Циклы являются фундаментальными алгоритмическими структурами, которые позволяют программе выполнять повторяющиеся действия. Два основных типа циклов, которые часто используются в программировании, — это циклы
for
иwhile
.Цикл for:
Циклfor
обычно используется, когда заранее известно количество итераций. Он состоит из трёх основных частей: инициализации, условия и инкремента (или декремента).Структура циклаfor
в большинстве языков программирования выглядит следующим образом:plaintextfor (инициализация; условие; инкремент) { // Код для выполнения на каждой итерации }
Цикл while:
Циклwhile
используется, когда количество итераций неизвестно заранее и зависит от выполнения определённого условия. Цикл продолжает выполняться до тех пор, пока условие истинно.Структура циклаwhile
выглядит так:plaintextwhile (условие) { // Код для выполнения на каждой итерации }
Демонстрация примеров алгоритмов с использованием циклов на доске или через проектор:Пример с циклом for:
Допустим, у нас есть задача напечатать числа от 1 до 5. Используя циклfor
, мы можем легко решить эту задачу следующим образом:plaintextfor (int i = 1; i <= 5; i++) { print(i); }
На доске или проекторе вы можете показать, как переменнаяi
инициализируется значением 1, условиеi <= 5
проверяется перед каждой итерацией, иi
увеличивается на 1 после каждой итерации.Пример с циклом while:
Рассмотрим задачу, в которой необходимо ждать, пока пользователь не введёт определённое слово, например "выход". Мы можем использовать циклwhile
для этого:plaintextString userInput; while (!"выход".equals(userInput)) { userInput = getUserInput(); // Функция для получения ввода пользователя print("Вы ввели: " + userInput); }
На доске или проекторе покажите, как циклwhile
начинается с проверки условия, и если условие истинно (пользователь не ввёл "выход"), код внутри цикла выполняется, запрашивая ввод пользователя и печатая его.Эти примеры помогут учащимся визуализировать, как работают циклыfor
иwhile
, и понять, в каких ситуациях каждый из них может быть полезен. - Практическая работа (25 минут):Для выполнения этой части урока вам понадобится подготовить задания, которые учащиеся будут выполнять самостоятельно на компьютерах. Вот примеры заданий, которые можно раздать учащимся для работы с циклами:Задание 1: Цикл for
- Напишите программу, используя цикл
for
, которая выводит на экран числа от 1 до 10. - Модифицируйте программу так, чтобы она выводила только чётные числа в этом диапазоне.
Задание 2: Цикл while- Создайте программу, которая использует цикл
while
для чтения чисел, введённых пользователем, до тех пор, пока не будет введено число 0. После этого программа должна вывести сумму всех введённых чисел. - Дополните программу так, чтобы она также подсчитывала количество введённых чисел (не считая 0).
Задание 3: Вложенные циклы- Используйте вложенные циклы
for
для вывода на экран таблицы умножения от 1 до 5.
Задание 4: Цикл с условием- Напишите программу с циклом
while
, которая запрашивает у пользователя ввод строки и продолжает это делать до тех пор, пока пользователь не введёт "стоп".
Инструкции для учащихся:- Откройте среду программирования на вашем компьютере.
- Выберите задание, которое вы хотите выполнить, или выполните их по порядку.
- Напишите код для каждого задания, используя соответствующие циклы.
- Проверьте свой код на ошибки и убедитесь, что он работает правильно.
- Если у вас возникнут вопросы или проблемы, поднимите руку, и я подойду, чтобы помочь вам.
Роль преподавателя:- Обойдите класс, чтобы убедиться, что каждый учащийся начал работу над заданием.
- Будьте внимательны к учащимся, которые могут испытывать трудности, и предложите помощь при необходимости.
- Поощряйте учащихся думать самостоятельно и искать решения, прежде чем предоставлять ответы.
- Подчеркните важность тестирования кода и исправления ошибок как части процесса программирования.
После того как учащиеся завершат задания, можно провести обсуждение, в ходе которого они поделятся своими решениями и подходами к выполнению заданий. Это поможет укрепить их понимание циклов и их применения в программировании. - Напишите программу, используя цикл
- Обсуждение и анализ (10 минут):После того как учащиеся завершат выполнение своих заданий, можно организовать демонстрацию их работ. Вот как это можно сделать:Демонстрация цепочек команд:
- Подготовка к демонстрации:
- Каждый учащийся или группа учащихся готовятся представить свою программу.
- Убедитесь, что у каждого есть возможность подключить свой компьютер к проектору или разделить экран в случае онлайн-урока.
- Порядок демонстрации:
- Учащиеся по очереди демонстрируют свои программы, показывая код и результат его выполнения.
- Во время демонстрации каждый учащийся объясняет, как он использовал циклы для решения задачи и какие решения были приняты для оптимизации алгоритма.
- Обсуждение и анализ:
- После каждой демонстрации проведите краткое обсуждение, позволяя другим учащимся задавать вопросы и делиться своими наблюдениями.
- Обратите внимание на то, как использование циклов повлияло на эффективность и читаемость кода.
Анализ эффективности использования циклов:- Сравнение подходов:
- Сравните различные подходы, которые учащиеся использовали в своих программах. Обсудите, какие из них были более эффективными и почему.
- Оптимизация кода:
- Рассмотрите примеры, где использование циклов помогло уменьшить количество кода и сделать его более организованным.
- Обсудите случаи, когда циклы могут быть неэффективны или их использование может привести к ошибкам, таким как бесконечные циклы.
- Лучшие практики:
- Подчеркните важность правильного выбора типа цикла для конкретной задачи.
- Объясните, как важно учитывать условия выхода из цикла, чтобы избежать бесконечного выполнения.
- Рефлексия:
- Попросите учащихся подумать о том, как они могли бы улучшить свои программы, используя полученные знания о циклах.
- Обсудите, какие навыки, связанные с использованием циклов, они смогли развить в ходе выполнения задания.
Этот этап урока поможет учащимся лучше понять, как циклы могут быть использованы для создания эффективных и оптимизированных алгоритмов, а также даст им возможность учиться на примерах своих сверстников. - Заключительная часть (5 минут):Подведение итогов урока — это момент, когда можно обобщить изученный материал и подчеркнуть ключевые моменты, которые учащиеся должны усвоить. Вот как это можно сделать:Подведение итогов:
- Обобщение основных понятий:
- Повторите, что такое циклы и какие типы циклов (for, while) были изучены.
- Напомните учащимся о роли циклов в программировании и о том, как они помогают избежать дублирования кода.
- Преимущества использования циклов:
- Обсудите, как циклы упрощают программирование, позволяя выполнять повторяющиеся действия без необходимости писать один и тот же код многократно.
- Подчеркните, что циклы делают код более читаемым и легким для понимания, что важно при работе в команде и при поддержке кода.
- Эффективность циклов:
- Обсудите, как правильное использование циклов может повысить эффективность программы, сократив время выполнения и количество используемой памяти.
- Укажите на важность определения условий выхода из цикла, чтобы избежать бесконечного выполнения и других потенциальных проблем.
- Примеры из практической работы:
- Вспомните некоторые примеры из демонстраций учащихся, которые хорошо иллюстрируют использование циклов.
- Похвалите учащихся за творческий подход и успешное решение задач.
- Рефлексия и обратная связь:
- Попросите учащихся поделиться своими впечатлениями о том, что было полезно и что они узнали в ходе урока.
- Ответьте на возникшие вопросы и предложите дополнительные ресурсы для изучения, если учащиеся заинтересованы в дальнейшем изучении темы.
Заключение:- Подчеркните, что навыки работы с циклами являются фундаментальными для любого программиста и найдут применение в различных областях программирования.
- Напомните учащимся о домашнем задании и о том, что они должны практиковать использование циклов для укрепления своих навыков.
Подведение итогов урока помогает учащимся систематизировать знания и подготавливает их к дальнейшему самостоятельному изучению темы, а также к применению полученных знаний в практических задачах.
Домашнее задание:
- Придумать и записать алгоритм для решения задачи из повседневной жизни с использованием циклов.
- Создать программу с циклами, которая выполняет заданную последовательность действий.ОБРАЗЕЦДавайте рассмотрим простую задачу из повседневной жизни, которую можно автоматизировать с помощью циклов: напоминание о питье воды в течение дня.Задача: Напоминание о необходимости выпить стакан воды каждые 2 часа в течение рабочего дня (предположим, что рабочий день длится 8 часов).Алгоритм:
- Начать рабочий день.
- Установить счётчик времени на 0.
- Пока счётчик времени меньше 8 часов:
- Подождать 2 часа.
- Вывести напоминание: "Пора выпить воду".
- Увеличить счётчик времени на 2.
- Закончить рабочий день.
Теперь давайте преобразуем этот алгоритм в простую программу на языке Python, используя цикл:pythonimport time # Установим общее количество напоминаний в рабочий день total_reminders = 8 // 2 # Счётчик напоминаний reminders_count = 0 print("Рабочий день начался. Время пить воду каждые 2 часа.") while reminders_count < total_reminders: # Ждём 2 часа (для примера используем 5 секунд) time.sleep(5) # Увеличиваем счётчик напоминаний reminders_count += 1 # Выводим напоминание print(f"Напоминание {reminders_count}. Пора выпить стакан воды!") print("Рабочий день закончился. Надеюсь, вы выпили достаточно воды сегодня!")
В этой программе мы используем циклwhile
для повторения напоминания о необходимости выпить воду. В реальной программе вместоtime.sleep(5)
мы бы использовали задержку в 2 часа (7200 секунд), но для примера мы сократили время ожидания.Этот пример показывает, как можно использовать циклы для автоматизации повторяющихся задач в повседневной жизни, делая их более управляемыми и организованными.
Критерии оценки:
- Понимание концепции циклов и их применения в алгоритмах.
- Способность самостоятельно составлять алгоритмы с использованием циклов.
- Качество и корректность выполнения практической работы.
Эта технологическая карта урока поможет учащимся освоить важный аспект программирования — использование циклов для упрощения и оптимизации кода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий