Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

10 июня 2025 г.

Книга. Русский север. Часть 1



Введение 


Солнце уж к лесу клонилось, косыми лучами золотя трухлявые венцы изб да седые маковки крапивы у завалинок. Сидела на крыльце своем скособоченном бабка Устинья, старая, сухая, как былинка. Очи ее выцветшие глядели на пустую улицу, где лишь ветер гонял пыль да курица копалась в дорожном соре.

– Ты, мил-человек, спрашиваешь, пошто деревня наша изводится? – прошамкала она, не поворачивая головы, словно чуяла вопрос за спиной. – А куда ж ей, родимой, деваться? Погибает она, как и весь наш род людской, от веры нашей безудержной.

Она перекрестилась костлявой рукой, но не на церковь, а словно отгоняя что-то от себя.

– Батюшка в храме глаголет нам о любви да о прощении. И то правда, слово Божье сладко. Да токмо любовь-от без закона, что птица без крыльев – трепыхается, а не летит. Закон-от в Ветхом Завете был, Моисеем данный, строгий, как жить, как есть, как с соседом дела вести. А в христианстве сказано: «Возлюби». А как возлюбить, коли порядка нет ни в голове, ни в доме? Социальная технология-то, как вы, ученые, говорите, страдать будет. Вот она и страдает.

Бабка Устинья обвела взглядом пустые окна соседней избы.

– Мужиков-то в деревне нетути. Али спились, али на войне сгинули. А отчего спились? А оттого, что грех-от вином залить – дело нехитрое, почитай что похвальное. Удаль молодецкая! А утром после отравления голова болит, работа стоит, скотина не кормлена – так то грех житейский, на исповеди отпустится. Батюшка епитимью наложит, да и простит. Вера-то наша прощает все. Она неудержимая, она не ставит препон, не кладет узды на душу буйную. Вот и несется душа та, прощением омытая, прямиком в пропасть.

Она вздохнула так глубоко, что, казалось, вся вековая скорбь вышла из ее груди.

– Погляди кругом. Поля зарастают. Избы гниют. Бабы одни остались да старики. Мы, старики, помним еще, как оно было, когда страх Божий в сердцах жил крепче, чем хмель в голове. Когда за кражу аль за леность не только батюшка журил, но и мирской сход судил строго. Был закон, и был порядок. А ныне – беззаконие. Ибо любовь без порядка – то пожар, что спалит все дотла.

– Кто помоложе да покрепче был, того война забрала. Царю солдаты нужны. А кто остался – тех зеленое вино доконало. Лежат косточки их на погосте, а иные и вовсе без вести сгинули, в пьяной драке аль в зимнем лесу замерзши.

Она помолчала, глядя на темнеющий силуэт церкви.

– Эпоха-то наша, стариковская, давно прошла. Мы – последние былинки на выжженном поле. Доживаем свой век. А за нами – никого. Лишь ветер гуляет в пустых избах. Вера наша светлая, да неудержимая, привела нас не в Царствие Небесное, а сюда, на пепелище. Али, может, это и есть наш путь – сгореть дотла в любви да всепрощении, не оставив после себя ни дома, ни пашни, ни наследника.

Бабка Устинья замолчала, и ее слова, казалось, впитались в сухие бревна крыльца, в пыль дороги, в тишину умирающей деревни. Она думала, что говорит в пустоту, но молодой человек, присевший на завалинку, слушал ее не отрываясь. Он не был ни купцом, ни случайным проезжим.

Когда старуха умолкла, он тихо спросил:

– Горькие слова говоришь, матушка. И правдивые. Ты видишь болезнь. А видела ли ты лекарство?

Устинья лишь махнула рукой.

– Какое уж тут лекарство, чадо? Смерть – она не лечится. Доживаем.

Человек покачал головой.

– Я много таких деревень повидал. Это болезнь, что гложет нашу землю. Но я здесь не случайно. Ты говорила о мечте, бабушка. О деревне, где вера и дело – как два крыла у птицы. Где мужики строят, а не пьют. Где детей учат и ремеслу, и слову Божьему.

Устинья недоверчиво посмотрела на него.

– Мечты – они на то и мечты, чтоб во сне видеть.

– А я видел такую деревню наяву, – так же тихо сказал незнакомец. – Далеко отсюда, на краю лугов. Была там русская деревня, такая же, как ваша, и рядом – селение мусульманское. 

На северной окраине Вологодской губернии, где сосны встречаются с туманом, а реки текут неспешно, словно размышляя о судьбах людей, стояла деревня Крутоборка. Всего двенадцать изб, тёмных от времени и ветра, тянулись вдоль извилистой дороги, покрытой песком и хвоей. Деревня жила в ритме природы, как и её предки — в ладу с лесом, с морозом, с тишиной.


Старожилы помнили: ещё при царе Александре Павловиче сюда приходили странники — с котомками, с Писанием, с рассказами о чудесах. А потом всё тише стало. Жизнь замкнулась в круг: весна — пашня, лето — сено, осень — гриб да ягода, зима — вязание, сани, сказки у печи. Вечерами пахло смолой и хлебом. Снег скрипел под валенками, как будто старый дед что-то шептал сквозь мороз.


В центре деревни стоял колодец, сложенный из толстых брёвен. Говорили, выкопал его ещё дед Савелий, крепостной беглый, что в лесах прятался от помещичьей охоты. Колодец знал всё: кто женился, кто умер, кто корову продал, а кто зажился сгорбленным отшельником. Девки шли к нему, ведра брякали, платья шуршали. У колодца и решались судьбы.


Была там бабка Авдотья — мудрая женщина, а по молодости, говорят, обучалась целительству. Вечерами её избушка светилась тёплым огнём, и детвора любила заглядывать в окна: а не варит ли она снадобье? А Авдотья только усмехалась и ставила на окно тарелку со сладостями — угощая всех.


Один раз в году приезжал ямщик с почтой. Привозил газету, бумагу, редкую весть. Люди собирались у грамотного Никиты, который в армии читать научился, и слушали: кто умер, кого сослали, где войны. А потом снова замирала деревня, будто и не касался её внешний мир.


И только ветер трепал старые крыши, заглядывал в щели, выл в печных трубах.

Среди прочих изб в Крутоборке одна выделялась особой аккуратностью. Сруб был свежий, крыша крыта тесом, а окна — с резными наличниками, что выглядели чересчур нарядно для этой отдаленной деревни. В этой избе жил отставной солдат — Егор Сергеевич, участник турецкой кампании и храбрец, получивший в бою шрам от сабли и пожизненную пенсию.

Вернулся он в Крутоборку не один — с женой Марфой и двумя детьми. Старший, Павлуша, уже помогал в хозяйстве, а младшая, Аленка, ещё бегала босиком по двору, гоняя кур.

Жили Егоровы по-военному: в избе чисто, всё по местам. Справа от входа — красный угол, с Писанием и солдатской медалью в рамке. Перед Писанием всегда горела лампада. Каждый вечер Егор становился на колени, читал молитву медленно, с чувством, будто перед Самим Богом. Рядом висела вычищенная шинель — память о службе.

Печка стояла по левую руку — большая, русская, белёная. Марфа умела в ней печь хлеб, варить кашу, топить бани-каменки. Детвора зимой спала на печи: там тепло, и можно было слушать, как потрескивают поленья, и мечтать о сказках, что Марфа шептала перед сном.

Полати шли вдоль стены — широкая деревянная скамья-полка, где спал сам Егор. А под полатями — сундук: с военным форменным кителем, с письмами, с трофейным Кораном. То была его память, и туда никому, кроме хозяина, ходу не было.

Во дворе у Егоровых — сарай с овцой, корова Мурка, курятник и даже старая телега, которой Егор особо гордился: сам чинил, сам подбивал. Весной пахал на ней огород — не большой, но ухоженный, с капустой, репой, бобами и мятой по краю.

Каждое утро Егор выходил на крыльцо, проверял топор, косу, оглядывал небо, как будто командовал ротой: «Марфа, дождь будет. Надо сенцо прибрать. Павлуша, метлу возьми — дорожку вымети. Аленка, не лезь в бочку!» Всё строго, но по-доброму.

Зимой они вязали лапти, чинили сбрую, Егор учил Павлушу точить ножи и читать по букварю. В избе было тесно, но тепло. Вечерами Марфа доставала прялку, пела старинные напевы, а Егор рассказывал о дальних краях, где "солнце жарче, чем у нас костёр, а турки в красных штанах бегают".

Люди в деревне уважали Егора — и за строгости, и за хозяйственность. А когда кто болел, звал его: "Уж Егор Сергеевич знает, как рану перевязать, как пар подать, чтоб дух обратно в тело вернулся".

Так и жили. Изба — как маленькая крепость: с теплом, с укладом, с честью. Мир был большой, но у каждого был свой угол, где жизнь текла неспешно, но с достоинством. И в этих бревенчатых стенах, среди запаха дыма, хлеба и пряжи, рождались судьбы — простые, как северный ветер, но крепкие, как корни вековой сосны.


Продолжение:


Когда Павлу Егоровичу исполнилось семнадцать, отец сказал:
— Пора, сынок. Мужик без избы — как воин без ружья. Зимой начнём лес валить, а к лету — избу поставим.
Так началась новая страница в жизни семьи.

Выбор места и заготовка

Место для новой избы выбрали с отцом у южной окраины деревни, на пригорке, чтобы весенние воды не подтапливали. Рядом — ельник, чуть дальше — ручей, удобно: и дрова, и вода под рукой. Осенью, до первого снега, свалили два десятка сосен — сухостой, ровные, без сучков. Егор сам учил сына: как валить, как очищать ствол, как на лошадке вывезти к месту стройки.

Строили всем миром. Весной поставили сруб — четырёхстенок. Бревна тесали топорами, с углами «в обло», чтоб тепло держалось. Углы плотные, с мхом в просветы. Высота стен — с прицелом на будущую печь, чтоб дым не шёл по потолку.


Планировка избы

Изба была однокамерная, с тёплой горницей и сенями.

1. Сени

Вход с улицы вёл в сени — холодное помещение между улицей и тёплой частью дома. Тут хранили ведра, инструменты, дрова на день, зимой — корыта с бельём. Летом — сушили травы.

2. Горница (жилая часть)

Сени вели в горницу — основное помещение. Пространство делилось условно на несколько частей:

  • Красный угол — по диагонали от входа. Тут — Писание, лампада, вышитое длинное полотно для молитвы. Ни в коем случае нельзя было садиться в красный угол спиной, уважение к Писанию.
  • Печь — большая русская, из кирпича на глине, с лежанкой. Печь стояла ближе к середине стены, чтобы обогревать всё помещение. Топка выходила в сторону входа, чтобы удобнее было закладывать дрова.
  • Полати — широкие дощатые настилы у печи. На них спали зимой, грелись.
  • Обеденный стол — длинный, с лавками, ближе к окну. Тут ели, работали, принимали гостей. Над столом — полка для хлеба, соли, лука и молитвенник.

Пол — из толстых досок, потолок низкий — чтоб тепло не уходило. В углу — сундук с одеждой, скатертями, полотенцами, а рядом — прялка и кросна, для будущей жены, которую Павел надеялся привести через год-другой.


Хозяйственный двор

Рядом с избой Павел с отцом начали обустраивать двор — важнейшую часть мужского хозяйства.

1. Навес и телега

Сразу у стены — навес из жердей, под которым стояла телега, вилы, лопата, коса, запас сена для козы.

2. Сарай и амбар

Поставили сарай для дров и мелкого инвентаря. За ним — амбар на высоких столбах, чтоб мыши не лезли. Там хранили зерно, муку, запас соли, репу и сушёные грибы.

3. Хлев

Дальше по участку — хлев, бревенчатый, но без утепления, делился на две половины: для козы и для будущей коровы. Внутри — стойла из жердей, кормушки, ларь для сена. Пол — с уклоном, чтобы можно было смывать навоз.

4. Курятник и гумно

К задней части двора примыкал курятник, с насестами и лазом. За ним — гумно: площадка для молотьбы, укрытая соломой. Здесь же — стог сена и куча навоза для будущего огорода.


Окружение

Во дворе росла берёзка, посаженная Марфой в день начала стройки — "для тенечка в летнюю жару". Под берёзой — лавка. Весной Павел сядет на неё, глядя на свою первую избу и слушая пение скворцов.

Изба получалась крепкая, хозяйственная, без лишней роскоши, но с душой. С такими избами и деревня крепла, и род продолжался.



Осенью, после покрова, когда утренние туманы стелются по оврагам, а воздух хрустит от инея, отец с сыном запрягли лошадь в телегу. Везли на ярмарку в уездный город: две кадки мёда, выделанную козлиную шкуру, мешочек сушёных грибов и самодельные ложки, что Павел вырезал долгими зимними вечерами.

С вечера собрали, всё увязали. В путь вышли затемно. Телега поскрипывала, лошадь мерно цокала по промёрзлой дороге, и в редких просветах леса начинали тускло светиться зори.

Егор Сергеевич, закутавшись в армейский плащ, держал вожжи и вдруг, не глядя на сына, сказал:

— А ведь ты подумай, Павел, как всё в этом мире устроено. Всё на своих местах. Солнце всходит и заходит, зёрнышко в землю ложишь — рождается колос, ребёнка зачал — через девять месяцев он плачет. Всё по закону. А попробуй нарушь — и всё рушится.

— Божий закон? — переспросил Павел.

— А чей же ещё? — отозвался отец. — Не людской ведь. Люди свои законы пишут и переписывают, а Божьи — от начала мира. Не убей, не укради, не прелюбодействуй — сказано ясно. А кто живёт по ним, тот человек. А кто нет — скотина с руками.

Они ехали мимо редких деревень, а лес становился всё гуще. Пахло сыростью, опавшими листьями и лошадиной шерстью.

— А праведники? Пророки? — спросил Павел, задумчиво крутя в руках старую медную монету.

— Пророки — как вехи, как путеводители. Один скажет: туда нельзя. Другой — здесь трясина. А третий — вон путь, идите. Да кто слушает? — вздохнул Егор. — Люди глухие стали. Вот и пророков своих камнями побивали. А Бог терпел. До поры.

— А грешники?

— Есть разные. Один — грешник, да с покаянием. А другой — с гордостью. Вот тот и погибнет.
Потому что суть ведь не в ошибке. Мы все ошибаемся. Суть в том — признаёшь ли ты перед Богом, что не прав. Или всё своё гнёшь. Есть такие — и воруют, и блузят, и хулить Бога не боятся — и не каются. Это не просто грешники, это — беззаконники. Против самого порядка Божьего.

Телега въехала на просеку, и солнце, будто свеча, заблестело меж деревьев.

— А свобода? — тихо спросил Павел. — Если всё по закону, зачем выбор?

Егор усмехнулся, поправил подпругу.

— Вот глянь, сын, вот дорога. Видишь? Едет телега. Колёса катятся. Это — порядок. А куда поедешь — направо или налево — решаешь ты. Свобода не в том, чтобы без дороги, а в том, чтобы по ней с умом идти. Бог дал человеку и разум, и совесть, и Слово Своё устами пророков. Не хочешь — не иди по добру, никто не держит. Но знай: как поступишь — так и пожнёшь.

— Так, выходит, смысл жизни — идти по этой дороге?

— Нет, — мягко сказал отец. — Смысл — дойти. До дома. До света. До Того, Кто нас сотворил. А путь каждый выбирает сам. Один на базар за правдой, другой — за серебром, а третий — вообще по лесу плутает.

Они замолчали. Лошадь шла тихо, дорога ползла под колёсами. Впереди начинался дым уездного города — начались торги, шум, мирская суета.

Но в сердце Павла остался тот лесной разговор — простой, как хлеб, и глубокий, как колодец.


Продолжение:


На ярмарке шумело людское море: торговцы, ремесленники, крестьяне из соседних деревень, купцы с города. Весь день проходил в гуле, запахах свежего хлеба и копчёной рыбы, с щелканьем монет и хриплым голосом стариков, пытающихся продать свои товары за большую цену. Егор Сергеевич взял в руки палку и поставил её на землю, чтобы не терять свой товар из виду.

— Павел, помни, торг — это искусство, но главное в нём — не обмануть, а сохранить уважение. С каждым покупателем нужно быть вежливым и внимательным, как будто он — гость. А если уступить — уступай с умом. Торг — это не война, а братская помощь. Ты не продаёшь товар, ты продаёшь свою работу, свою душу, свой труд.

Павел слушал внимательно, вытирая от тяжёлого труда руки о грубую ткань своего плаща. Он уже чувствовал вкус к торговле, знал, как правильно подойти, как предлагать товар, как сыграть на интересе. Сегодня продавалось всё — и мёд, и грибы, и ручной труд. Но среди всего этого суетного торга его взгляд неожиданно остановился на девушке.

Её лошадь мерно шагала по площади, а она, в военной амуниции, с чёрным, как смоль, поясом и вооружением, излучала необыкновенную грацию и силу. Её темные глаза, казалось, видели всё, даже то, что происходило в глубинах душ. Капюшон с золотой вышивкой подчёркивал её красивое лицо, а на лошади она сидела уверенно и с гордостью, словно рыцарь. Всё в ней было неподобно простым деревенским девушкам.

Егор заметил её сразу, и что-то в его глазах изменилось. Он повернулся к Павлу.

— Смотри, сынок. Это не просто покупатель. Я знаю её отца. Это — дочь моего старого друга. Он был снайпером в тех самых войнах на Кавказе. Мусульманин, честный и храбрый человек. Мы с ним вместе служили, кровь проливали. А её зовут Айша.

Павел молчал, но его лицо выдавало все. Он нервно косил взглядом на девушку, но так, чтобы не привлекать её внимания.

Айша спешилась, встала на землю, и её пальцы быстро и уверенно обвели товар. Она подняла взгляд и заметила юного Павла, стоящего рядом с отцом. Их глаза встретились, и Павел почувствовал, как внутри него что-то ёкнуло. Она не сказала ничего, но взгляд был... странный. Задумчивый, словно она что-то узнала о нём. Оказавшись рядом, она подошла к Егору.

— Это ваши изделия? — спросила она, указывая на ложки, вырезанные Павлом. — Это... мастера вашей семьи делают? Они такие особенные. Очень красивы.

Егор ответил сдержанно, но с уважением.

— Да, это мой сын. Он ещё молод, но уже много чего может сделать руками. Я горжусь им.

Айша изучала Павла. Он стоял молча, краснея, но, возможно, совсем не знал, что сказать. Она улыбнулась ему — не без какого-то скрытого понимания.

— Я заберу весь товар, — сказала Айша с лёгким акцентом, — но мне интересно узнать, кто это вырезал такие ложки. Я хочу поговорить с этим мастером.

Павел потянулся было к товарам, но его руки дрогнули, и он задержался, не зная, что ответить. Егор заметил это и сразу понял.

— Это мой сын, Павел, — сказал он, и в его голосе прозвучала лёгкая настойчивость. — Мы отправляемся домой. Павел скоро будет не только хорошим мастером, но и достойным мужем.

Айша смолкла на секунду, затем слегка наклонила голову.

— Очень радостно будет встретить такого человека. Удачи вам. — Она добавила: — Это, наверное, судьба, что мы встретились сегодня. Прощайте.

С этими словами она повернулась и, с легкой грацией, направила лошадь обратно в сторону своих спутников.

Павел стоял, словно в забытьи, а Егор Сергеевич знал, что случилось то, что должно было случиться.


Дорога домой была тиха. Погода была холодной, а звёзды только начинали сверяться на небе. Павел сидел, задумчиво глядя в землю, а Егор Сергеевич молчал до самой ночи. Наконец, он повернулся к сыну и сказал:


— Так, сынок. Видишь, как всё у нас в жизни устроено. Это не просто так, что ты её увидел. Жизнь — она не о том, что ты хочешь. Она о том, что тебе нужно. Айша — это твой путь, если ты решишь связать свою жизнь с ней.


— Но как...? — Павел запнулся. — Я же ещё не готов.


— Ты готов, — сказал Егор. — Потому что ты уже стал мужиком. Тебе не нужно быть идеальным, не нужно делать всё правильно. Женитьба — это не просто союз двух людей. Это союз двух судеб. Ты будешь за ней, а она — за тобой. Вы будете поддерживать друг друга. Это и есть смысл: в поддержке, в любви, в совете.


Он посмотрел на сына.


— Женитьба — это как построить избу. Ты чертишь план дома, распологаешь его на плане участка, делаешь планировку участка строишь её не для себя, а для неё, для детей, для всех, кто придёт к вам в дом. Она будет твоей половиной. А ты будешь её опорой. По правилам: сначала сватать, потом решать всё с родителями. Не торопись. Всё будет, как должно быть.


Павел замолчал, и дорога казалась ему теперь длинной и бесконечной. Смыслом жизни было что-то очень простое — идти рядом с тем, кто тебе дорог.


ПРОДОЛЖЕНИЕ 

https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/2_0170206377.html?m=1 


СОДЕРЖАНИЕ 

9 июня 2025 г.

Ответ христианскому сообществу, которое защищает высказывания схиигумена Гавриила.

 


📜 Открытое слово в защиту Ислама:

Ответ христианским братьям и сёстрам, оправдывающим высказывания схиигумена Гавриила

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.

Дорогие христиане, братья и сёстры по Адаму!
С миром к вам обращаюсь от имени мусульманской уммы, с сердцем, исполненным достоинства, боли — и надежды на взаимное уважение.

Недавно один из ваших духовных лиц — схиигумен Гавриил — произнёс слова, которые потрясли не только мусульман России, но и многих людей доброй воли. Он заявил буквально следующее:

«Если мулла прикажет, мусульмане вырежут всех москвичей. МВД не успеет пикнуть».
Он также назвал ислам «неправильной религией» и мусульман — «армией».

Мы не могли оставить это без ответа — не ради вражды, но ради чести.


🕌 1. Мы — божья община

Мусульмане — богоизбранный народ, умма, единая община, призванная поклоняться Богу, приносить пользу обществу, помогать нуждающимся, заботиться о стариках и детях, жить по Закону.
На улицах Москвы, Казани, Грозного, Махачкалы, Уфы, Санкт-Петербурга тысячи мусульман — врачи, учителя, офицеры, волонтёры. Неужели вы действительно верите, что эти люди способны «вырезать» своих соседей «по приказу муллы»?

Это не просто ложь — это разжигание страха, формирование образа врага там, где врага нет.


✝️ 2. Христианская апология — не оскорбление, а свидетельство

Мы понимаем, что для верующего христианина Иисус Христос — путь, истина и жизнь. Но даже когда апостол Павел спорил с язычниками, он говорил с уважением:

«...ибо я прохожу и вижу, что вы особенно набожны...» (Деян. 17:22)

Где в словах схиигумена — уважение? Где богословская аргументация? Где благочестие? НЕТ

Вместо рассуждений — угроза резни. Вместо миссии — провокация страха.


📿 3. Что такое истинное религиозное достоинство

Настоящий священник — как и настоящий имам — не бросает спичку в порох, а гасит пламя вражды.
Настоящий богослов не унижает, а вразумляет с благородством.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, терпел насмешки, плевки, гонения — и молился за своих врагов.
Разве не это — величие?


🤝 4. Христианам, оправдывающим: остановитесь и задумайтесь

Ваше молчаливое (а иногда и активное) оправдание таких слов — это не защита веры, а подпитка врагов россии.
Если завтра какой-либо христианин проповедник скажет:

«христиане россии убейте всех христиан украинцев. МВД не успеет пикнуть».
Он также назовет христианство украины «неправильной религией» и крестоносцев — «армией».

 

— разве вы не потребуете немедленного наказания и извинений?

Так почему же двойные стандарты?

Мы не требуем преследования за мнение. Мы требуем ответственности за слова, которые способны разрушать мосты и провоцировать кровь.


🕊️ 5. Мы — не враги. Мы — соседи. Граждане одной земли

Россия — наша общая Родина.
И мы, мусульмане, не позволим никому — ни «в рясе», ни в клобуке, ни в тюбетейке — растоптать взаимное уважение, которое мы строили десятилетиями.

Мы не пришли с враждой. Мы пришли с словом, чтобы защитить истину и достоинство.


📘 И в завершение — из Корана:

«И не пререкайтесь с обладателями Писания, кроме как наилучшим образом, кроме тех из них, кто поступает несправедливо…»
(Коран 29:46)

Мы говорим сейчас — не с теми, кто справедлив, а с теми, кто поступает несправедливо.
Остановитесь. Очистите христианское слово от лжи, которое порождает неновисть. И тогда нас услышит Бог.

📌 ЧАСТЬ 1. Как должны реагировать последователи пророка Исы (Иисуса), верящие в Аллаха, не признающие учение Павла и христианские догматы, возникшие на соборах

Эти верующие исповедуют таухид (единобожие), почитают Ису как пророка, не признают Павла, отвергают Троицу и церковные искажения. По сути, это единобожные христиане, близкие к исламу.

🛡 1. Сохранять достоинство пророка Исы (мир ему) и дух его учения

– Не отвечать проклятием, хамством или руганью: Пророк Иса учил терпению и благородству.
– Следовать принципу: «Когда обращаются к ним невежды, они говорят: ‘мир вам’» (Коран 25:63).

📢 2. Говорить твёрдо, но с богословским достоинством

Пример ответа:
«Мы — те, кто следует пророку Исе и признаёт Аллаха как Единого Бога, как это делали Иса и все пророки до него. Мы отвергаем церковные искажения, но мы также отвергаем ложь о нас, как будто мы — угроза для общества. Пусть Аллах будет Судьёй между нами».

📚 3. Разъяснять суть: ислам не пришёл разрушить — он пришёл исправить

– Объясняйте, что ислам — это не “новая религия”, а возвращение к истинной вере Авраама, Моисея и Исы.
– Учение Павла — это то, что исказило учение Исуса, придав человеку божественность и отменив Закон.

🛑 4. Призывать к правовому и общественному ответу

– Писать обращения в прокуратуру, в СПЧ, к представителям власти: это разжигание розни.
– Не молчать. Молчание = согласие.


📌 ЧАСТЬ 2. Как должны реагировать христиане учения Павла, в частности Русская Православная Церковь (без томоса)

Христиане, следующие учению Павла, но при этом претендующие на миротворческую роль в обществе, обязаны проявить христианское милосердие, самокритику и ответственность.

✝️ 1. Осудить подобные высказывания, как недостойные евангельской любви

– Христос не учил унижать, а учил «любить ближнего как самого себя».
– Даже если богословски не согласны с исламом — вы обязаны проявлять уважение.

🛐 2. Понять: вы не Вселенская церковь — вы региональная конфессия

– У РПЦ нет ни томоса, ни универсального голоса.
– Высказывания одиночного монаха не отражают суть всей христианской миссии. Их надо осудить официально.

💬 3. Дать чёткий публичный комментарий от имени РПЦ или общины

– «Слова схиигумена Гавриила не отражают позиции РПЦ. Мы уважаем мусульман и ислам. Мы призываем к миру и добрососедству».
– Только так можно сохранить лицо.

🕊 4. Участвовать в диалоге, а не в пропаганде

– Настоящая духовность не ищет врагов. Она ищет истину и путь к ней.
– Лучше вести диспуты с исламскими богословами — в студиях, в залах, с аргументами, а не с угрозами.


💠 Общий принцип для обеих сторон:

«Призывайте на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и спорьте с ними наилучшим образом…»
(Коран 16:125)





8 июня 2025 г.

КНИГА. Ветеран / Часть 10.

 Новости

Конфликт между схиигуменом Сергием (Романовым) и Апти Ароновичем Алаудиновым (командиром чеченского спецназа «Ахмат», генерал-лейтенантом МВД РФ) стал заметным эпизодом в российском информационном пространстве, особенно в контексте политических и религиозных споров.



Когда разговор среди офицеров перешёл к громким заявлениям схиигумена, ветеран — человек уже в возрасте, прошедший горячие точки и не раз глядевший в глаза смерти — молча поднял голову. Он не сразу начал говорить, словно обдумывал, какие слова будут услышаны. Офицеры, христиане по происхождению, но далекие от своей веры, слушали — не из любопытства, а потому что чувствовали: сейчас прозвучит нечто важное.

— Братья, — начал ветеран спокойно, — вы говорите: «Он православный монах, значит знает истину». Но разве истина познаётся по рясе? По бороде? По тому, кто громче кричит? Истина — она от Бога, и она одна. А мы, люди, лишь путники в поисках света.

Офицеры молчали, один из них кивнул, подливая чай.

— Знаете ли вы, — продолжил ветеран, — что во всех Писаниях, от Торы до Евангелия, пророки молились одному Богу? И имя Его — Аллах. Даже в еврейском языке звучит оно как Элох или Элохим, а в арамейском, языке Иисуса, — Аллаха. Разве это не ясно? Разве не один Он?

Он сделал паузу.

— Вы слышали, что схиигумен обвиняет мусульман в отступничестве, будто бы православие — истина. А знаете ли вы, что в Танахе, то есть в Ветхом Завете, слово «иудаизм» ни разу не упоминается? Там есть Завет с Богом, есть пророки, закон Моисея. Но нет религии с таким названием. Иисус (мир ему) был не иудеем в нашем понимании — он был пророком, продолжателем Завета.

— А каким был Иисус? — вмешался один из офицеров. — Разве он не учил, что он — Сын Божий?

Ветеран посмотрел на него с грустью.

— Иисус (да будет мир с ним) учил Тавхиду — Единобожию. Он говорил: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог — Един есть!» Он пал ниц, как и все пророки, и молился Богу. Он держал пост — не ел и не пил от зари до заката. Он не называл себя Богом. Но после его вознесения появился человек — Савл, прозванный Павлом, — и начал говорить, что Закон больше не нужен, что Христос умер за грехи, что спасение — через веру, а не через дела. Так и появилось то, что сегодня называют христианством.

— Ты говоришь, — снова подал голос другой, — что Иисус не основал христианство?

— Конечно, нет, — твёрдо ответил ветеран. — Он был послан к сынам Израиля, чтобы вернуть их к Закону Божьему. Но посмотрите, чему учат теперь: Иисус — Бог, троица, причастие, крестное знамение. Где всё это в словах самого Иисуса? Где он учил этому?

Офицеры переглянулись. Один из них сжал губы, будто хотел что-то сказать, но промолчал.

— Так почему же, — продолжил ветеран, — этот схиигумен, отлучённый от Церкви, отвергнутый даже своими, смеет судить Ислам? Когда сам следует искажению. Он говорит, что мусульмане — враги, но ведь мусульмане — те, кто говорят: «Нет бога кроме Аллаха», как и Иисус говорил. Кто здесь ближе к Иисусу — те, кто молятся как он, или те, кто поклоняются ему?

Повисла тишина. Ни один из офицеров не усомнился в искренности ветерана. Они чувствовали: он не проповедует, не спорит — он свидетельствует. И это свидетельство шло из сердца, опалённого войной и очищенного истиной.

— Спасибо, дед... — тихо произнёс один. — Давно хотел понять, но никто не объяснял так прямо.

Ветеран кивнул. А потом добавил:

— Истину не нужно защищать криком. Она — как солнце: если тучи разошлись, она сама осветит путь. Только будь готов открыть глаза.


Ветеран, видя, что офицеры действительно готовы слушать, решил пойти глубже — не просто в историю, а в различие между религией и сектой. Он знал: это тонкая грань, но важнейшая для тех, кто ищет истину.


Ветеран отхлебнул чай и, глядя прямо в глаза офицерам, сказал:

— Запомните, братья: религия — это то, что принес Бог через Своего пророка. А секта — это то, что люди построили вокруг пророка, иногда даже вопреки его учению.

Офицеры напряжённо слушали.

— Возьмём Иисуса, мир ему. Что он делал? Учил единобожию, молился, постился, призывал к покаянию, следовал Закону Моисея. Всё, что он говорил, было обращено к Богу, не к себе. Он не просил поклоняться себе, он говорил: «Отец Мой больше Меня», и «Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему». Это — религия. Это — переданное свыше.

— А Павел? — спросил один из офицеров.

— А вот тут начинается секта, — кивнул ветеран. — Павел никогда не видел Иисуса при жизни. Он сам признаёт, что "увидел видение на дороге". Он стал говорить, что Закон отменён. Что не нужны ни посты, ни обрезание, ни даже дела. Достаточно «верить в смерть и воскресение Христа». И этого, якобы, достаточно для спасения. Он создал учение, которое противоречит словам самого Иисуса.

— Получается, Павел — основатель христианства?

— Да. Именно он ввёл понятия, которых Иисус не учил: искупление через кровь, греховная природа, троица. Он стал строить церковь вокруг себя и своей версии Иисуса. Это и есть сектантство — уход от божественного послания к человеческой интерпретации. А позже, через Римскую империю, всё это стало официальной религией — но не Божьим путём, а решением императора.

Офицеры переглянулись. Один заметил:

— Но ведь православие — это христианство, значит оно тоже от Павла?

— Совершенно верно. Православие — это всего лишь одна из ветвей того, что возникло из учения Павла. Оно вобрало элементы Византии, языческих традиций, имперского величия. Подумайте: золотые купола, иконы, крестные ходы, панихиды, кланяние мощам. Где вы видите это в жизни Иисуса? Он жил просто, молился на землю, избегал показного. Всё это — позднейшие добавления. И всё дальше от истины.

— А Ислам? — спросил другой. — Это религия или секта?

Ветеран кивнул твёрдо:

Ислам — продолжение той самой религии, с которой начали пророки: Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад — мир им всем. В Исламе ты найдёшь то же, что делал Иисус: пост, молитва, единобожие, запрет на идолопоклонство, чистота, добрые дела, страх Божий. Здесь — не секта, не культ личности, а возвращение к изначальному Завету с Аллахом.

Он замолчал. В комнате стояла тишина, только ветер стучал в окно. Затем ветеран сказал последнюю фразу:

— Хочешь узнать, религия это или секта? Посмотри, зовёт ли она к Богу — или к человеку. Призывает ли она к смирению — или к слепому следованию. Дает ли она свет в сердце — или страх перед внешним.

И в тот момент стало ясно: старый воин говорил не как проповедник. Он говорил как тот, кто сам прошёл долгий путь — от тьмы к свету.


Ветеран делится с офицерами своей личной историей — как он искал истину.


После долгого разговора о религии, сектах и искажениях, один из офицеров вдруг спросил:

— А ты сам, дед, всегда был мусульманином?

Ветеран улыбнулся уголком губ.

— Нет, сынок. Я родился в христианской семье. Крещён был, как все. В детстве водили в церковь, потом сам начал читать Евангелие. Меня всегда тянуло к истине. Но... всегда что-то тревожило.

Он сделал паузу, будто вспоминая.

— Меня смущали вещи, о которых не принято спрашивать. Почему Бог — троица? Разве Бог меняется? Разве может умереть? Почему молятся не только Богу, но и «богородице», святым, иконе? Почему в церкви можно купить "прощение" грехов? Почему люди ставят свечки перед деревянными досками, а не падают ниц перед Самим Творцом, как пал и молился Иисус?

— И что ты делал? — спросил младший офицер.

— Спрашивал. Искал. Читал. Спорил с батюшками. Потом начал разговаривать с мусульманами. Сначала — как с оппонентами. Я думал, что они ошибаются. Но чем больше спорил — тем больше узнавал. И начал открывать для себя неожиданное.

Он подался вперёд, голос стал тише, но твёрже:

— В Евангелии Иисус прямо назван пророком. Народ восклицает: «Вот пророк, пришедший в мир!» — Иоанн 6:14. Он сам говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Не к миру. Не чтобы основать новую религию. Он молился Богу, постился, говорил о Царстве Божьем. Он учил: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш — Господь един есть». Где здесь троица?

Офицеры напряжённо молчали.

— А потом, — продолжил ветеран, — я увидел, что Иисус предупреждал: «Многие придут от имени Моего и будут говорить: „Я — Христос“, и многих прельстят» (Матфей 24:5). «Берегитесь лжепророков». Он даже говорит, что после него будут учить иному, и это не от него.

— Ты думаешь, это о Павле? — с осторожностью спросил один офицер.

— Я ничего не выдумываю, сынок, — сказал ветеран, — я просто читал. И стал замечать: христианство как религия нигде не упоминается в Евангелиях. Сам Иисус не называл свою религию "христианством", не создавал Церкви, не говорил "я Бог". Это всё появилось позже. А уж «православие» — это вообще политическое образование, возникшее в Византии, потом закреплённое через Русь. Разве это от Бога?

Он вздохнул:

— Я искал. Я боролся с собой. Но чем больше читал Коран — тем больше узнавал Иисуса настоящего. Не иконного, а живого. Пророка Божьего. Который говорит: «Поклоняйтесь одному Аллаху и следуйте Прямым Путём». Коран открыл мне глаза. Там всё на месте: Муса, Ибрахим, Иса — все пророки. Все говорят одно — "Ля иляха илля Ллах" нет бога кроме Аллаха.

— И ты принял Ислам? — с уважением спросил самый старший из офицеров.

— Да, сынок. Принял. Не потому, что захотел сменить "религию", а потому что наконец нашёл то, что и искал с детства. Истину, которую Иисус (мир ему) действительно принёс. Не от себя, а от Творца.

Он посмотрел на них с тихой уверенностью:

— Я стал "мусульманином" — и перестал быть обманутым. Я стал тем, кем Иисус звал быть. Тем, кто покоряется Аллаху.

И больше никто не сказал ни слова. Потому что всё было сказано.




КНИГА. Ветеран / Часть 9. Разговор у костра


Огонь потрескивал, выбрасывая искры в ночное небо. Ветер вёл свою тихую песню среди сосен, а старик, закутавшись в плащ-палатку, задумчиво смотрел в пламя. Лицо его было изрезано морщинами, как карта прожитых лет. Рядом — молчащий парень, внук, слушающий без перебивания. Время — после ужина, когда не говорят зря.

— Смотри, — заговорил ветеран, не отрывая взгляда от огня, — Россия всегда была крепка духом. Не техникой, не числом — духом. Но нынче дух у народа как бы вялый стал. Молодёжь — на смартфонах, заводы — не гудят, деревни — пустеют. А это и есть ослабление. Не на словах, не в новостях, а вот тут, — он стукнул себя в грудь, — и вот тут, — указал на землю, на корни. — Если в сердце разлад и в земле пусто — что за сила такая?

Он замолчал, бросил в огонь ветку, наблюдая, как она схлопнулась от жара.

— А если, скажем, Китай нападёт… Те не будут кричать, не будут маршировать. Они молча, системно, по логистике. Сегодня мост построили, завтра завод купили, а потом вдруг — границы сдвинулись. Без выстрела. А если уж силой — так у них и числом, и техникой, и дисциплиной, и разведкой. А у нас? Кто встанет? Ванька, что на TikTok пляшет? Или мэр, что себе уже билет в Ниццу взял?

Внук вздохнул. Тихо было. Только лес, костёр, да этот голос, из другого века, звучал как из-под земли.

— Как бы я действовал? — старик покосился на внука. — Как в 41-м. Сначала — народ поднять. Не телевизором, не страхом. Делом. Землю вернуть тем, кто на ней работать будет. Учителей — уважать, инженеров — кормить, солдат — готовить. Армию — не на парады, а на ремесло войны учить. Укреплять Дальний Восток. Союзников искать не среди друзей на бумаге, а среди тех, кто чувствует ту же опасность. С Ираном, с Индией, с Африкой. Где есть дух, там будет и поддержка.

Он выпрямился, положил руку внуку на плечо.

— Россия не умирает от врага — Россия умирает от забвения. Пока мы помним, кто мы — нас не возьмут. А забудем — возьмут без боя.

И снова — тишина. Только костёр продолжал говорить за них.


Старик набросил в костёр ещё пару сухих веток. Огонь ожил — как будто и сам захотел послушать, о чём дальше пойдёт речь.

— Военные возможности Китая, — протянул ветеран, — это тебе не пушечное мясо. Это система. У них армия не для парадов. У них каждый солдат — часть механизма. У них технологии, спутники, гиперзвуковые ракеты, беспилотники, искусственный интеллект. У них вся война — как айфон: нажал кнопку — и работает.

Он снял фуражку, провёл по седым волосам.

— У Китая армия числом больше двух миллионов. Флот — второй в мире по тоннажу, а по количеству кораблей — уже первый. И всё своё: и микроэлектроника, и дроны, и кибервойска. А у нас? Мы по старинке: танки, автоматы. А война-то уже другая.

Он повернулся к внуку, в голосе — сталь:

— Нам, если хотим выстоять, срочно надо менять подход. Вот что нужно развивать:

1. Разведку и космос.
— Надо видеть противника за тысячи километров. Спутники, беспилотники дальнего действия, системы наблюдения — это не роскошь. Это глаза армии. Без глаз не воюют.

2. Кибербезопасность и ИИ.
— Сейчас война начинается не с выстрела, а с атаки на сервера. Выключили связь, спутники — и ты уже слепой. Надо растить кибервойска, учить парней программировать не сайты, а боевые алгоритмы.

3. Гиперзвуковое оружие.
— Китай и США над этим уже работают вовсю. У нас «Кинжал» есть, но это капля. Нужно массово, нужно точно. Быстрое, дальнобойное, неуязвимое.

4. Беспилотная техника.
— Китай клепает дроны, как велосипеды. Нам тоже нужно: от разведки до ударных БПЛА. И главное — производство на своей базе, не зависеть от импортной электроники.

5. Электронная война и РЭБ.
— Глушить их связь, ломать их управление. Это — как новый артобстрел, только без снарядов. Кто владеет частотами — владеет полем боя.

6. Флот и арктическое направление.
— Китай наращивает морскую мощь. Нам нужен флот на Тихом океане. И Арктика — это ворота в будущее. Там ресурсы, там маршруты. Кто удержит Арктику — удержит своё завтра.

7. Армия мобилизационного типа.
— Не гламурная, а рабочая. Народная. Учить, готовить резервы, строить бункеры, склады, логистику. Быстро разворачивать дивизии — вот ключ.

Старик замолчал. На его лице — не страх, но ответственность. Внук молчал, глядя в огонь.

— А главное, — добавил ветеран тихо, — нужно вернуть смысл. Зачем всё это? Ради чего? Пока солдат не знает, за что умирает — победы не будет.

Он посмотрел на небо, где звёзды сверкали, как лампочки в старом штабе.

— Вот ты, пацан, кем быть хочешь?

— Защищать. — ответил внук просто.

Старик кивнул. Где-то в глубине души, будто флаг поднялся.

— Тогда слушай, учись. И когда придёт время — не дрогни.



ПРОДОЛЖЕНИЕ




Часть 8

6 июня 2025 г.

Научная статья. Земля обетованная в свете Корана: Обет, испытание и отсеивание

 


Земля обетованная в свете Корана: Обет, испытание и отсеивание

Сирачев Ильфан 


Аннотация

В данной статье исследуется концепция Земли обетованной (Ард аль-Мав'уд) в Коране с акцентом на её получателей, условия обетования, причины отсеивания части израильтян и религиозные последствия отказа от посланников Аллаха — Исы (мир ему) и Мухаммада (мир ему и благословение). Рассматриваются актуальные богословские и исторические споры о наследии этой земли в современном контексте.


1. Причина рабства сынов Исраиля в Египте

Коран указывает, что сыны Исраиля подверглись угнетению в Египте, где фараоны убивали их сыновей и оставляли в живых женщин:

"Вот мы спасли вас от рода Фараона: они подвергали вас тяжкому мучению — убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. В этом было великое испытание от вашего Господа."
(Сура аль-Бакара 2:49)

Причина рабства прямо не называется, но исламские толкователи (например, Ибн Касир) связывают его с отклонением от прямого пути, ослаблением веры и конфликтами между самими коленами Израиля. Это был божественный способ очищения и подготовки к будущему освобождению.


2. Кому была обещана Земля обетованная

Аллах дал обещание Земли обетованной сынам Исраиля, при условии их веры и соблюдения завета:

"О сыновья Исраиля! Вспомните Мою милость, которую Я оказал вам, и то, как Я предпочел вас перед мирами."
(Сура аль-Бакара 2:47)

"И Мы сказали после него сынам Исраиля: 'Живите на земле. Когда наступит обещание Последнего (Суда), Мы приведем вас в собранном виде.'"
(Сура аль-Исра 17:104)

Однако это обещание не безусловное — оно зависит от повиновения Аллаху. Земля дана не по национальному признаку, а за богобоязненность:

"Земля наследуется Моими праведными рабами."
(Сура аль-Анбия 21:105)


3. Кого Аллах отсеял в походе в Землю обетованную

Когда Муса (мир ему) привёл сынов Исраиля к границе Земли обетованной, народ отказался сражаться:

"О Муса! Поистине, в ней обитает могущественный народ, и мы не войдём туда, пока они не выйдут оттуда."
(Сура аль-Маида 5:22)

Из-за этого отказа Аллах наложил на них 40-летнее блуждание по пустыне:

"Запрещена она им на сорок лет: они будут блуждать по земле. Не горюй о нечестивом народе."
(Сура аль-Маида 5:26)

Аллах таким образом «отсеял» поколение, не готовое к вере и жертве.


4. Кто достиг Земли обетованной

По преданиям, только новое поколение, рождённое в пустыне, вместе с Юшой бин Нуном (Иисус Навин, ученик Мусы), вошло в Землю обетованную. Муса (мир ему) умер до этого момента:

"И когда они [сыны Исраиля] вошли, как им было велено..."
(Коран прямо не называет этот момент, но в сунне и у муфассиров указано, что Юша бин Нун завершил этот путь.)


5. Отвержение Исы и Мухаммада, мир им

Сыны Исраиля отвергли Ису ибн Марьям (Иисуса):

"И (мы наказали их) за то, что они сказали: 'Мы убили Мессию, Ису ибн Марьям, посланника Аллаха'. Но они не убили его и не распяли его..."
(Сура ан-Ниса 4:157)

Также Коран обвиняет их в искажении Писания и в убийствах пророков:

"И за их слова: 'Сердца наши покрыты покровами' — напротив! Аллах проклял их за их неверие..."
(Сура аль-Бакара 2:88)

"Убивали пророков без права..."
(Сура аль-Бакара 2:61)

Они также отвергли последнего пророка, Мухаммада (мир ему и благословение), несмотря на то, что он был описан в их Писаниях:

"Тем, кому Мы даровали Писание, знают его [Мухаммада], как знают своих сыновей."
(Сура аль-Бакара 2:146)


6. Кто сегодня является наследником Земли обетованной

По Корану, наследниками земли являются не представители нации, а праведные слуги Аллаха, независимо от этнической принадлежности:

"Мы записали в Псалмах после Напоминания (Торы): 'Землю наследуют Мои праведные рабы'."
(Сура аль-Анбия 21:105)

Мусульманские ученые единогласно считают, что это обещание не закреплено за определённым этносом, а является условным и связанным с верой. Земля может быть отнята у тех, кто нарушает завет.

Сегодня исламский взгляд заключается в том, что наследие Земли обетованной по праву принадлежит тем, кто верует в Единого Бога и следует последнему посланнику — Мухаммаду (мир ему). Это означает, что истинные наследники — мусульмане.


Вывод

Коран представляет Землю обетованную как испытание веры, а не как безусловное национальное наследие. История сынов Исраиля служит предупреждением: благодать Аллаха зависит от послушания, а не происхождения. Отвержение пророков и высокомерие привели к потере обетованного. Сегодня праведные рабы Аллаха, независимо от этнической принадлежности, являются истинными наследниками благословенной земли.



КНИГА. Ветеран / Часть 8. Отсутствие воспитания



Ветеран и урок о человеке

Это был самый обычный сентябрьский день. Первый урок технологии в пятом классе. За окном — ранняя осень, в класс вошёл гость. Невысокий, сдержанный, с густыми бровями и глазами, в которых читалась прожитая история. Ветеран. Он не произнёс пафосных речей и не надел медалей — просто сел на заднюю парту, как бы растворившись в пространстве.

Урок начался по расписанию. Тема: «Биосфера и техносфера. Устройство и функционирование систем». Учитель рассказывал, как живые системы и технические механизмы сосуществуют, как природа и техника взаимодействуют друг с другом. Но в какой-то момент внимание отвлёк шум.

— Ты не трогай! — бросил мальчик со светлой кожей и волосами, отдёргивая учебник. — Ты всё равно не поймёшь…

Сказано это было с презрением. Адресовано — мальчику с тёмной кожей, новенькому в классе, скромному и молчаливому. Мгновение — и напряжение повисло в воздухе. В глазах второго мальчика вспыхнула боль, он отвернулся.

Ветеран неспешно поднялся с места и, подойдя к доске, тихо, но уверенно начал говорить:

— Знаете… Люди не рождаются злыми или добрыми. Это формируется. И если у вас внутри что-то шепчет: «Я лучше, потому что белый… или потому что у меня лучший планшет» — это не ваше знание. Это — ошибка программы.

Дети зашептались. Учитель замолчал, давая ветерану слово.

— Видите эти два телефона? — продолжил он, доставая из кармана старенький белый смартфон и показывая на чёрный, лежащий у ученика. — Белый и чёрный. Но если у обоих сломана программа — оба бесполезны. А если программы исправны — они работают одинаково. Цвет корпуса — не функция. Не разум. Не совесть.

Он сделал паузу.

— Люди — как сложные механизмы. Но у нас нет заводской инструкции. Есть только воспитание. Это наша операционная система. Без неё мы не люди, а просто существа, запрограммированные стадным инстинктом. Как гусята. Знаете, если вырастить гусят в одной стае — они будут дружить. Но если к ним поздно подсадить другого — клюют, гонят. Это не зло. Это инстинкт. А вы, люди, — выше инстинкта, если захотите.

Молчание в классе становилось всё глубже.

— Тогда как нам стать человеком? — спросила девочка с двумя косичками. — Чтобы не быть, как гусята…

Ветеран улыбнулся:

— Нужно воспитывать себя. Каждый день. Самостоятельно. Если вас не научили дома, школа — ваш шанс. Если не научила школа — читайте, размышляйте. Спрашивайте себя не "кто я", а "каким я должен быть". Искать воспитание — значит искать свою прошивку. Воспитанный человек — не тот, кто знает только правила, а тот, кто живёт по ним по совести.

Мальчик, что начал конфликт, ссутулился. Его лицо изменилось: он будто впервые увидел себя со стороны.

— А где эту программу взять? — пробормотал он.

— Она должна быть внутри тебя, — ответил ветеран. — Как у компьютера есть BIOS — базовая система, вшитая на старте, так и у нас есть совесть, если она не затёрта. Просто большинство людей не включают её. Вы — поколение, у которого всё есть, кроме внутренней системы управления собой. Но её можно настроить. С помощью чтения, уважения, добрых поступков, молитвы — кто как находит путь. Главное — не считать себя лучше других из-за цвета кожи, нации, денег. Это не делает человека человеком.

— Значит, если я обзываюсь — это значит, что я как сломанный айфон? — спросил один из учеников.

— Нет, — мягко сказал ветеран. — Это значит, что тебе пора обновиться.


В этот день дети вышли с урока технологии не только с пониманием, как устроен компьютер или биосфера, но и с вопросом: а какая у меня прошивка? Человеческая ли?



Разговор о «прошивке»: от детей к родителям и дальше

После урока, наполненного не схемами, а смыслом, ребята ушли в раздумья. А вечером — за ужином, кто-то впервые за долгое время начал говорить о главном.

1. Разговор с дедушкой и бабушкой

— Дедушка… — начал мальчик, положив ложку. — А почему вы с бабушкой такие… ну… воспитанные? Вы никогда не кричите, не врёте, не ссоритесь. Вы как будто из другой прошивки.

Старик усмехнулся:

— Не «как будто», а так и есть. Нас с бабушкой жизнь прошила — и войной, и трудом, и верой.

Бабушка добавила:

— А ещё мы жили по религии. Не по моде, не по желанию, а как по инструкции. Утром — благодарили, вечером — просили прощения. Мы не учили «психологию» — мы жили с совестью. У нас не было психологов, но была молитва и покаяние.

— А почему тогда поколение папы и мамы не такое? — мальчик замолчал. — Они не плохие, просто… как будто у них программа сбилась. Иногда они срываются, говорят: «Нет времени», «Сами разбирайтесь»… Или просто — в телефоне.

Дедушка посмотрел в сторону, как будто увидел картину прошлого:

— Их поколение — 80-х — потеряло кое-что важное. Нас держала вера, община, стыд. А их застали годы обмана — когда религию высмеивали, родителей унижали, государство рушилось. Их учили: главное — добиться, заработать, выжить. И когда программа "совесть" вылетела, осталась только программа "успех".

Бабушка тихо добавила:

— Они не виноваты. Им просто никто не передал правильно прошивку. А теперь — их дети растут в мире, где всё ускорено, но почти ничего не закреплено.


2. Разговор с мамой и папой

Позже, уже дома, мальчик решился:

— Пап, мам, а вы кем хотите, чтобы я стал?

Отец не понял сначала:

— В смысле? Ну… нормальным человеком. Добрым, умным.

— А как мне им стать, если вокруг всё хаос? — не унимался мальчик. — Ветеран сказал: у человека должна быть воспитательная система, как программа у телефона. А у меня — соцсети, шум, спешка. Где мне взять правильную прошивку?

Мама опустила глаза. Отец сел рядом.

— Мы сами многое упустили… — сказал он. — В нашем детстве религию прятали. Про совесть не говорили. Нам говорили: «главное — институт, работа, квартира». Мы думали, что жизнь — это только светские технологии и достижения. А теперь понимаем: достижений много, а смысла мало.

— Тогда давайте искать вместе? — сказал мальчик. — Я не хочу быть «как гусята». Хочу быть человеком. Не внешне — а по содержанию.

Отец обнял сына. Мама вытерла слёзы.

— Знаешь… — тихо сказала она. — Может, ты как раз и пришёл, чтобы нас перепрошить.


3. Заключение: обновление системы

Так и начался в этой семье процесс настройки человека. Не через интернет, а через разговоры, молитву, чтение. Через утренние «спасибо» и вечерние «прости». Через возврат к тому, что было живо у дедушек и бабушек, но утеряно в гонке за "успехом".

Поколения не противоречат друг другу. Они как версии одной программы. Только старшие — жили по инструкции, средние — потеряли руководство, а младшие — впервые осознали, что его нужно искать.



ПРОДОЛЖЕНИЕ

https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/blog-post_8.html?m=1

Научная статья. Природа нацизма: биологические корни и формирование образа «чужого»



Природа нацизма: биологические корни и формирование образа «чужого»

Илфан Шавкатович

Аннотация:
Нацизм, как идеология исключительности и расового превосходства, обычно рассматривается в политико-историческом контексте. Однако его истоки уходят глубже — в базовые механизмы социальной психологии и биологии. В данной статье нацизм интерпретируется как искажённая форма врождённого стремления к защите группы. Через примеры из этологии (поведения животных) и детской психологии анализируется, как формируется восприятие «своего» и «чужого» и при каких условиях оно может перерасти в агрессию и расизм.


1. Введение

Почему одни люди становятся палачами, уверенными в праве убивать «чужих»? Почему группы людей — будь то по расе, религии или культуре — начинают преследовать тех, кто отличается? Ответы на эти вопросы лежат не только в идеологии или пропаганде, но и в фундаментальных механизмах формирования групповой идентичности. Эти механизмы можно наблюдать даже в поведении животных.


2. Эксперимент с гусятами: кто свой, а кто чужой?

Известный пример из этологии: если взять нескольких белых гусят, родившихся почти одновременно, и поселить их вместе, они быстро формируют стаю. Если через пару дней к ним подселить чёрного гуся, он будет воспринят как чужой: его будут клевать, изгонять, иногда даже убивать. Однако если в самом начале в стаю поместить чёрного и белого гусят вместе, они будут жить в мире, воспринимая друг друга как «своих».

Этот феномен связан с импринтингом — врождённым механизмом запечатления первого образа «родителя» или «сообщества» в раннем возрасте. Подобный механизм можно наблюдать и у человека, особенно в младенчестве и раннем детстве. То, что воспринимается как «свое» в раннем опыте, закрепляется и становится стандартом.


3. Человеческое общество: культурный импринтинг

У младенцев в первые месяцы жизни нет предвзятого отношения к цвету кожи, языку или форме лица. Они одинаково тянутся к людям разных национальностей. Однако по мере взросления и социализации ребёнок запечатлевает черты «своих» — акценты, привычки, внешний вид. Позже всё, что отклоняется от этого шаблона, воспринимается с настороженностью. Это биологически адаптивный механизм, защищающий от неизвестного. Но в условиях агрессивной пропаганды он превращается в почву для расизма и нацизма.


4. Нацизм как радикализация инстинкта «своих»

Нацизм не создаёт страх перед «чужим» — он лишь усиливает и институционализирует уже существующий биопсихологический механизм. Нацистская пропаганда работала с этим шаблоном, подменяя образ «чужого» карикатурой: еврей изображался паразитом, цыган — преступником, славянин — недочеловеком. Это позволяло легализовать насилие, представив его как «естественную защиту своей группы».


5. Групповая идентичность и агрессия

Психологические эксперименты, такие как «Минималистская теория социальной идентичности» Анри Тажфела, показали: людям достаточно произвольно поделиться на группы, чтобы начать отдавать предпочтение «своим» и ущемлять «чужих» — даже если они отличаются лишь по цвету рубашки. Это говорит о врождённой склонности к поляризации, которая легко манипулируется идеологией.


6. Как предотвратить нацизм: воспитание с «утёнком, гусятом и цыплёнком»

Если взять только что вылупившихся утёнка, гуся и цыплёнка и поселить вместе, они не будут видеть в друг друге врагов. Они не будут знать различий по видам. Аналогично, если дети растут в многоэтнической, толерантной среде, они воспринимают разнообразие как норму. Их «мы» расширяется и включает всех. Именно расширение круга эмпатии — ключ к борьбе с нацизмом и ксенофобией.


7. Заключение

Нацизм — это не просто идеология, это крайняя форма искажённой защиты своей группы, уходящей корнями в биологические инстинкты. Чтобы искоренить нацизм, недостаточно только правовых и политических мер — необходимо работать с базовыми установками, формирующимися в раннем детстве. Только через осознанное воспитание и эмпатическое образование возможно преодоление страха перед «чужим» и формирование инклюзивного общества.


Литература:

  1. Лоренц, К. «Агрессия: так называемое зло». — М.: АСТ, 2011.
  2. Тажфел, Г. «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». — СПб.: Питер, 2003.
  3. Адорно, Т. и др. «Авторитарная личность». — М.: Прогресс, 1993.
  4. Хайдт, Дж. The Righteous Mind: Why Good People Are Divided by Politics and Religion. — NY: Pantheon, 2012.
  5. Fromm, E. Anatomy of Human Destructiveness. — Holt, Rinehart and Winston, 1973.


Рассказ. Шорох листьев и шёпот бытия

 


Илье было десять. Он не любил громкие игры во дворе, хотя иногда всё-таки играл в мяч. Но сегодня ему захотелось побыть одному. Он шёл по лесной тропинке недалеко от деревни, где они с родителями жили на каникулах.

Тропа уводила вглубь, туда, где деревья становились выше, а звуки — тише.

На плечах висел рюкзак с бутербродами и бутылкой воды, но он давно забыл о еде. Его внимание приковал муравей, ползущий по коре. Маленький, но деловитый. Илья присел, долго наблюдал, а потом подумал:

— Как это? Он же совсем крошечный, но у него уже есть цель. Знает, куда ползёт. Кто ему сказал, что нужно именно туда?..

Он выпрямился и пошёл дальше, задумавшись.

Птица пролетела высоко над головой. Затрещали ветки. В лесу всё было живым. Всё двигалось, дышало.

— Всё это ведь не просто так, — подумал Илья. — Если бы всё появилось случайно… Почему тогда всё такое аккуратное? Почему корни не растут вверх, а деревья — не вниз?

Он остановился у ручья. Вода тихо текла, переливалась на солнце. Илья зачерпнул ладонью и почувствовал холодок.

— Вода тоже не просто мокрая. Без неё вообще бы ничего не было. Даже я сам на большую часть из воды, — улыбнулся он, вспомнив урок окружающего мира. — А кто это так придумал?

В этот момент в голове у него мелькнуло: «Аллах».

И вдруг ему стало легко. Всё словно встало на места.

Он подумал:
— Это ведь как в школе. Есть директор, есть расписание. Всё не само по себе. Значит, и здесь — тоже кто-то управляет. Только гораздо мудрее. Всё вокруг — как будто книга, а Лес — как будто шепчет: «Смотри, думай, замечай…»

На опушке Илья лёг на траву, посмотрел в небо. Облака плыли медленно, точно зная маршрут.

— А если я есть, и я думаю — значит, это тоже кому-то нужно, — прошептал он. — Я не случайность. Я часть чего-то большого.

Ветер тронул листья. Они зашуршали, как будто соглашаясь с ним.



Продолжение: «И свет внутри»

Когда Илья вернулся домой, он уже был чуть-чуть другим. Лес остался за спиной, но в груди всё ещё звенела тишина, полная мыслей. Он зашёл на кухню, поздоровался с мамой, поел, но чувствовал, что где-то внутри — как будто началась весна. Всё привычное стало важнее: небо, вода, слова, даже взгляд мамы.

В тот вечер он впервые сам подошёл к полке, где стоял Коран. Это был перевод на русский язык с арабским текстом рядом — книга, к которой он раньше почти не прикасался. Он открыл наугад. Страница распахнулась на суре «Аль-Ан’ам» (Скот), и взгляд упал на слова:

«Неужели они не размышляют над тем, как создано небо и земля и что между ними?»
(Коран 7:185)

Он замер.
— Это же… прям про меня, — прошептал он.

Он начал читать дальше, медленно, с остановками. Ему казалось, что строки разговаривают с ним, будто Аллах не просто говорит «в целом», а именно с ним — с мальчиком, который только сегодня начал задаваться вопросами.

На следующий день он взял с собой Коран в лес. Там, на пеньке, он читал ещё:

«Мы покажем им Наши знамения в мирах и в них самих, пока не станет для них ясным, что это истина»
(Коран 41:53)

— Знамения… То есть деревья, птицы, вода — всё это как подсказки. Как ответы. Только не всегда прямые — нужно уметь читать, как шифр…

Он почувствовал: жизнь — не просто игра. Не просто «жить», есть, спать, ходить в школу. Всё в этом мире будто бы имеет смысл, который можно найти. И, может, даже нужно искать, потому что это и есть настоящее приключение.

Илья стал чаще задумываться — когда слышал гром, когда видел, как расцветают одуванчики, когда смотрел на звёзды. Он не знал всех ответов, но знал точно: смысл есть. И этот смысл ближе, чем кажется.

Он молча начал учиться читать Коран по-арабски. Он стал внимательнее относиться к намазу. Он не знал, станет ли когда-то учёным или просто добрым человеком, но знал: если следовать свету, что внутри, — обязательно найдёшь путь.



Продолжение: «Характер света»

Илья всё чаще оставался один — не из-за грусти, а потому что начал замечать, как внутри растёт какая-то невидимая работа. Он читал о Пророке Мухаммаде, мир ему, и каждый раз удивлялся не только его молитвам, но особенно — его нраву.

Он прочёл:

«И, поистине, ты — обладатель великого нрава»
(Коран 68:4)

И задумался:

— Значит, самое главное — не просто молиться или говорить правильные слова. Главное — быть мягким, честным, терпеливым. Таким, каким был он…

Он начал замечать моменты в себе, где мог бы поступить иначе. Когда злился, когда спорил с сестрой, когда ленился сделать уроки. Он понял: чтобы быть ближе к Аллаху, мало просто поднимать руки — нужно ещё опускать свою гордыню.


Первые шаги нрава

Однажды в школе одноклассник случайно толкнул Илью и не извинился. Раньше Илья бы фыркнул, может, что-то грубое сказал бы. Но в этот раз он вспомнил:

«Те, которые сдерживают гнев и прощают людей. А Аллах любит творящих добро»
(Коран 3:134)

Он промолчал. Просто улыбнулся и пошёл дальше. Внутри было странно: сначала трудно, а потом — легко. Как будто сердце стало чище.

На перемене его одноклассница, с которой он почти не общался, попросила помощи с задачей. Он объяснил ей тихо, спокойно, без насмешек. Она сказала:
— Ты стал каким-то другим. Добрым что ли…

Он чуть покраснел и ничего не ответил.


Секрет великого человека

В один из вечеров он сел с папой. Спросил:
— А что делало Пророка ﷺ таким любимым всеми? Даже враги его уважали…

Папа улыбнулся.
— Потому что он не просто знал истину — он жил по ней. Он был честным, скромным, никогда не обижал ни детей, ни женщин, ни животных. Он никогда не ел в одиночку, если кто-то был голоден рядом. И каждый, кто с ним говорил, чувствовал себя важным.

— Я тоже хочу так, — тихо сказал Илья. — Я хочу, чтобы вера была не только в словах, а в том, как я живу. Как я смотрю. Как слушаю. Как прощаю…


Молитва без слов

На следующий день он вновь пошёл в лес. Сел на коврик, поднял лицо к небу.
И сказал в сердце:

— Аллах… Сделай меня таким, чтобы Ты был доволен. Чтобы если бы Пророк увидел меня, он улыбнулся бы и сказал: «Он — из моей уммы».

И шорох ветра был как ответ. Как будто лес снова шептал:
«Амин! Да будет так. Иди. Меняйся. Свет уже внутри».




Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.