Модуль «Производство и технологии»
Количество часов: 2
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Технологии вокруг нас.
- Потребности человека.
- Преобразующая деятельность человека и технологии.
- Материальный мир и потребности человека.
- Мир идей и создание новых вещей и продуктов.
- Производственная деятельность.
- Техносфера как среда жизни и деятельности человека. Трудовая деятельность человека и создание вещей. Свойства вещей.
- Идея как прообраз вещей.
- Практическая работа «Изучение свойств вещей»
Аналитическая деятельность:
–
объяснять понятия «потребности»,
«техносфера», «труд», «вещь»;
– изучать потребности человека;
– изучать и анализировать
потребности ближайшего социального окружения;
–
анализировать свойства вещей.
Практическая деятельность:
– изучать пирамиду
потребностей современного человека;
Тема урока: Технологии вокруг нас
Цель урока:
Сформировать у обучающихся представление о роли технологий в жизни человека, раскрыть взаимосвязь между потребностями человека и созданием вещей. Развить умение анализировать свойства вещей и трудовую деятельность.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Познакомить с понятиями: «потребности», «техносфера», «труд», «вещь».
-
Показать, как технологии удовлетворяют потребности человека.
Развивающие:
-
Развивать аналитическое мышление, внимание и наблюдательность.
-
Формировать умения работать с информацией, проводить анализ.
Воспитательные:
-
Воспитывать уважение к труду, культуре потребления, рациональному использованию ресурсов.
Оборудование:
-
Презентация «Технологии вокруг нас»
-
Раздаточные материалы (таблица пирамиды потребностей, карточки с изображениями предметов)
-
Предметы для анализа свойств (кусочек ткани, дерево, металл, пластик и т.д.)
-
Рабочие листы (таблицы для анализа)
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Настрой на урок. Проверка готовности к занятию.
II. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа с учащимися:
-
Что такое технологии?
-
Что нас окружает дома, в школе, на улице?
-
Какие вещи нам нужны каждый день? Почему?
III. Изучение нового материала (15 мин)
1. Мини-лекция с презентацией:
-
Потребности человека — основа создания новых вещей. (рассказ с примерами: еда, одежда, безопасность, обучение, творчество и т.д.)
-
Пирамида потребностей по А. Маслоу.
-
Материальный мир — вещи, которые нас окружают.
-
Мир идей — всё начинается с идеи, желания, мечты.
-
Труд — путь от идеи до вещи.
-
Техносфера — созданная человеком среда, противопоставленная природе.
2. Работа с терминами:
-
Учащиеся записывают и объясняют:
-
Потребности
-
Вещь
-
Труд
-
Техносфера
-
IV. Аналитическая работа (10 мин)
Задание в парах:
-
Получают карточки с изображениями предметов (стул, ложка, тетрадь, одежда и т.д.)
-
Отвечают:
-
Какую потребность удовлетворяет эта вещь?
-
Какие свойства она имеет? (твёрдость, мягкость, прочность, лёгкость и др.)
-
Какой труд нужен для её создания?
-
V. Практическая работа (10 мин)
Тема: Изучение свойств вещей
Наблюдение и запись в таблицу:
-
Название предмета
-
Материал
-
Свойства (цвет, вес, прочность, гнётся/не гнётся, тепло/холодно и т.д.)
-
Для чего можно использовать?
VI. Рефлексия и подведение итогов (5 мин)
-
Что нового вы узнали сегодня?
-
Как связаны потребности и технологии?
-
Зачем нужно изучать свойства вещей?
-
Что такое техносфера?
VII. Домашнее задание:
Творческое задание (по выбору):
-
Нарисовать предмет, который ты хотел бы придумать.
-
Составить мини-проект: "Моя будущая вещь — для чего она, из чего и как она будет сделана".
Приложения к уроку:
-
Таблица «Пирамида потребностей»
-
Карточки с изображением предметов
-
Таблица для анализа свойств
-
Презентация «Технологии вокруг нас»
ЛЕКЦИЯ
Лекция для урока технологии в 5 классе на тему «Технологии вокруг нас», оформленная в виде последовательного объяснения учителя. Текст написан просто, доступно, с опорой на программное содержание.
Лекция «Технологии вокруг нас» (5 класс)
Мы каждый день пользуемся разными предметами: стул, на котором вы сидите, ручка в вашей руке, одежда, которую вы надели, даже здание школы — всё это сделано руками человека. Всё это — вещи, созданные благодаря труду и технологиям.
1. Что такое потребности человека?
Каждому человеку что-то нужно:
-
Еда, чтобы не голодать.
-
Одежда, чтобы не мёрзнуть.
-
Квартира, чтобы было тепло и безопасно.
-
Знания — чтобы учиться и понимать мир.
-
Друзья — чтобы не быть одиноким.
-
Игра, музыка, спорт — чтобы радоваться жизни.
Учёные делят потребности на уровни, как ступеньки. Есть даже такая пирамида потребностей (её предложил учёный Абрахам Маслоу):
2. Что такое вещь и откуда она берётся?
Итак, чтобы появилась вещь, нужно:
-
Идея — зачем она нужна?
-
Материал — из чего она будет сделана?
-
Труд — кто и как это сделает?
-
Технология — способ, как это сделать.
3. Что такое технологии?
-
Технология изготовления хлеба: мука → тесто → выпечка → упаковка.
-
Технология производства одежды: ткань → кройка → шитьё → примерка.
-
Технология строительства дома: проект → материалы → фундамент → стены → крыша.
4. Что такое труд?
-
Стул — труд плотника.
-
Книга — труд писателя, редактора, типографии.
-
Шоколад — труд фермера, повара, фабрики.
Труд ценен, потому что он созидает. Именно труд создает техносферу — окружающий нас искусственный мир, который человек построил вокруг себя.
5. Что такое техносфера?
Техносфера — это всё, что человек создал для жизни:
-
Дома
-
Мосты
-
Заводы
-
Школы
-
Интернет
-
Транспорт
6. Свойства вещей
-
Ложка — твёрдая, гладкая, не ржавеет → делаем из металла.
-
Подушка — мягкая, лёгкая → делаем из ткани и наполнителя.
-
Зонт — водоотталкивающий → нужен непромокаемый материал.
Каждая вещь должна быть:
-
Удобной
-
Полезной
-
Прочной
-
Безопасной
-
Красивой
Вывод
Вопросы к классу после лекции:
-
Что такое потребности? Приведите пример.
-
Зачем люди создают новые вещи?
-
Что такое технология?
-
Что такое техносфера?
-
Какие свойства важны для разных предметов?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Практическая работа (10–15 мин)
Тема: Изучение свойств вещей на примере изготовления элементов для классного уголка
Ситуация:
Ученикам предлагается представить, что они — дизайнеры и мастера, которым нужно сделать элементы для классного уголка:
-
Таблички с подписями
-
Кармашки для расписания
-
Основа уголка (щит)
-
Украшения
-
Крепления и застёжки
Чтобы сделать правильный выбор материалов, они должны изучить свойства вещей.
Материалы на выбор для исследования (по группам):
(можно использовать настоящие образцы или их описания)
-
Цветной картон
-
Пластик (папка, бутылка)
-
Фанера или ДВП
-
Ткань (фетр, мешковина)
-
Магнит
-
Липучка или кнопка
-
Проволока
-
Прозрачная плёнка (для кармашков)
Задание:
Каждая группа получает 1 материал и заполняет таблицу.
№ | Название предмета | Материал | Свойства (цвет, вес, прочность, гнётся/не гнётся, тепло/холодно и др.) | Для чего можно использовать в классном уголке? |
---|---|---|---|---|
1 |
(таблица заполняется на листе или в тетради, можно напечатать заранее)
Пример заполнения:
№ | Название предмета | Материал | Свойства | Использование |
---|---|---|---|---|
1 | Прозрачная плёнка | Пластик | Прозрачная, гнётся, лёгкая, не рвётся, холодная | Кармашки для расписания и объявлений |
2 | Цветной картон | Картон | Цветной, гладкий, лёгкий, гнётся, ломкий при сгибе | Заголовки, фоны |
3 | Фетр | Ткань | Мягкий, гнётся, легко режется, приятный на ощупь | Украшения, декоративные элементы |
4 | ДВП-панель | Дерево | Твёрдая, прочная, тяжёлая, не гнётся, шершавая | Основа уголка (щит) |
5 | Магнит | Металл | Тяжёлый, притягивает металл, не гнётся, холодный | Крепление расписания на металлическую доску |
Вывод (обсуждается вместе):
Что нужно учитывать, когда создают новую вещь?
– Для чего вещь нужна?
– Кто будет ей пользоваться?
– Какая должна быть прочность, гибкость, безопасность?
– Как она будет крепиться?
– Как долго она прослужит?
🛠 Дополнительное задание (по желанию):
Начать мини-проект «Классный уголок»:
-
Нарисовать эскиз
-
Подписать материалы
-
Подготовить описание: "Какие материалы я выберу и почему?"
Рассказ для школьников на дом чтобы понять этот урок
Рассказ, который можно дать ученикам 5 класса на дом для прочтения — чтобы в простой, увлекательной форме осмыслить тему урока «Технологии вокруг нас».
Рассказ: «Как у Ильи появилась умная подставка»
Однажды пятиклассник Илья сидел дома и делал уроки.
Он устал держать планшет в руках, потому что тот всё время скользил, падал и не стоял ровно.
— Вот бы у меня была подставка! — пробормотал Илья. — Но не простая… а такая, чтобы сама поднималась, наклонялась и даже подсвечивала экран!
Он подумал:
А почему бы не придумать такую самому?
Сначала Илья взял тетрадку и нарисовал, какой должна быть его подставка:
-
Складная
-
С гибкой ножкой
-
С фонариком
-
И с кнопкой для поворота
— Это будет моя идея, — решил он.
Потом Илья пошёл искать материалы.
Он нашёл:
-
Жёсткий картон
-
Гибкую проволоку
-
Светодиодную лампочку
-
Кнопку от старой игрушки
— Теперь нужна технология — способ, как это всё соединить.
Он вспомнил, как на уроках технологии учитель показывал, как соединять проволоку, как делать простую электрическую цепь.
Началась работа — настоящий труд!
Он резал, клеил, скручивал, паял. Несколько раз подставка ломалась, но Илья не сдавался.
И вот наконец:
💡 Его подставка стояла!
💡 Гнулась!
💡 Светилась!
Он включил планшет, поставил его — и почувствовал себя настоящим изобретателем.
Вечером мама сказала:
— Молодец, Илюша. Видишь, как твои потребности (удобно смотреть планшет) привели к идее, идея — к труду, труд — к вещи, а вещь — к твоему удобству.
— А ещё, — добавил Илья, — я создал кусочек техносферы. Вот он — прямо на моём столе!
❓Вопросы после рассказа:
-
Какую потребность хотел удовлетворить Илья?
-
С чего началась его работа над подставкой?
-
Что такое труд в этом рассказе?
-
Из чего состоит технология, по мнению Ильи?
-
Что такое техносфера, и почему подставка — её часть?
А ещё вот здесь можно прочитать интересную историю друзей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий