Тематический
план и содержание
учебной
дисциплины ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Наименование
разделов и тем |
Содержание
учебного материала, практические занятия и лабораторные работы,
самостоятельная работа студента |
|
1 |
2 |
|
Раздел
1 Основы алгоритмизации |
|
|
Тема
1.1 Разработка
алгоритмов |
Содержание |
|
1. |
||
2. |
Методы
разработки и способы представления алгоритмов. |
|
3. |
Элементарные
базовые управляющие структуры: последовательность, ветвление, различные циклы
(с предусловием, с постусловием, параметрические). |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Разработка
алгоритмов |
|
Тема
1.2 Этапы
решения задач |
Содержание |
|
1. |
Этапы
решения задач с помощью ЭВМ: постановка задачи, создание модели, алгоритм,
кодирование алгоритма, анализ результатов.
|
|
2. |
Правила
постановки задачи. |
|
3. |
Модель:
входные и выходные параметры, соотношение между ними. |
|
Тема
1.3 Языки
программирования |
Содержание |
|
1. |
История
развития языков программирования. |
|
2. |
Виды
программирования: структурное, модульное, функциональное, процедурное,
логическое. Принципы различных методов программирования. |
|
3. |
Трансляторы:
интерпретаторы и компиляторы. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1.
Осуществить постановку задачи, составить математическую модель, алгоритм
решения, провести анализ работы. |
||
Раздел
2 Язык Турбо Паскаль |
|
|
Тема
2.1.
Основы языка |
Содержание |
|
1. |
Алфавит
языка, лексемы, идентификаторы, служебные слова. Знаки операций,
разделители. |
|
2. |
Структура
программы на языке Турбо Паскаль. |
|
3. |
Среда
Турбо Паскаля. |
|
Тема
2.2. Типы
данных |
Содержание |
|
1. |
Простые
типы данных: целый, действительный, логический, символьный. Понятия:
константа и переменная. Способы описания и правила записи констант и
переменных. Расширение стандартных типов. Диапазоны типов данных. |
|
2. |
Скалярные
типы: ограниченный (интервальный) и перечислимый. |
|
3. |
Функции ORD, CHR, PRED, SUCC. |
|
Самостоятельная
работа |
|
1. |
Определить
названия расширений типов данных: стандартных целых и вещественных типов. |
Тема
2.3.
Выражения |
Содержание |
|
1. |
Понятия:
операнд, операция, выражение, приоритет операций. Правила записи выражений.
Стандартные математические функции. Выражения и операции: арифметические и
логические. Правила записи выражений и операций. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Построение
арифметических и логических выражений с использованием стандартных функций. |
|
Тема
2.4.
Операторы языка |
Содержание |
|
1. |
Оператор
присваивания (арифметический, логический, литерный). Простой и составной
операторы. Пустой оператор. |
|
2. |
Операторы
ввода с клавиатуры и вывод на экран, форматный вывод. |
|
3. |
Условный
оператор: полная и сокращенная форма записи. Операторы выбора и перехода.
Метки. Полный и неполный условный
оператор. Созданию логических выражений. Приоритеты логических операций. |
|
4. |
Возможности
по использованию условного оператора, операторов выбора и перехода для
составления программ. Применение операторов CASE, IF, GOTO. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Интегрированная
среда разработки. Создание линейных программ. |
|
2. |
Условный
оператор. Разветвляющиеся алгоритмы. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Применение
операторов CASE, IF, GOTO. |
|
Тема
2.5
Простые и вложенные циклы |
Содержание |
|
1. |
Понятие
цикла. Простые циклы. Операторы цикла. Цикл с параметром For. Цикл с
предварительным условием While. Цикл с последующим условием Repeat.
Рекомендации по использованию циклов. Блоксхемы циклов. |
|
2. |
Вложенные циклы. Внешние и внутренние циклы.
Дополнительные условия при организации вложенных циклов. Блок-схемы циклов. |
|
3. |
Составление
циклических блок-схем, использование простых и вложенных циклов для решения
задач. Различия между циклами While и Repeat. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Решение
задач с использованием различных видов цикла. Организация вложенных циклов. |
|
Тема
2.6 Структурированные типы данных |
Содержание |
|
1. |
Описание типа «массив». Одномерные и
многомерные массивы. Инициализация массивов. Ввод и вывод массивов. Правила
работы с массивами. Действия над массивами. Действия над элементами массива.
Алгоритмы сортировки элементов массива, алгоритмы поиска. Линейная сортировка
(сортировка отбором). Сортировка
методом пузырька. Метод быстрой сортировки с разделением. |
|
2. |
Создание
и обработка двумерных массивов. Возможности генератора случайных чисел –
random(n). Реализация общепринятого вывода матрицы в Pascal. |
|
3. |
Символьные
строки. Операции со сроками: присваивание, операции конкатенации, операции
отношения. Правила описания символьных строк. Процедуры
и функции работы с символьными строками.
Обозначение
строковых переменных. Создание алгоритмов по
обработке строковых данных, |
|
|
использование
строковых процедур и функций. Использование операций удаления и вставки
строк. Идентичность строк. |
4. |
Описание
множеств. Мощность множества. Отличия множеств от массивов. Операции над
множествами (объединение, пересечение, дополнение, тождественность и т.д.).
Создание и обработка множеств, использование их для решения задач. Описание
множеств через разделы описания переменных, констант и типов. Вывод на экран
элементов множества. Описание типа запись. Структура типа запись. Правила
работы с записью. Оператор присоединения записи с вариантной частью. Массивы
записей. |
|
5. |
Использование
общего алгоритма создания массивов записей. Обращение записи к полю.
Заполнение записи. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Обработка
одномерных массивов. |
|
2. |
Процедуры
и функции обработки строк. |
|
3. |
Операции
над множествами. |
|
4. |
Создание
записей и массивов записей. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Создание
и обработка двумерных массивов. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Рассмотреть
различные виды сортировок, составить конспект, привести примеры сортировок. |
|
2. |
Создать
базу данных «студент», состоящую из нескольких человек. |
|
Тема
2.7
Подпрограммы |
Содержание |
|
1. |
Понятие
подпрограммы. Подпрограмма-функция. Описание функций. Структура и применения
функций. Локальные и глобальные параметры. Область видимости переменных.
Описание и использование подпрограмм-функций для решения задач. Область
действия идентификаторов. Использование функций в выражениях. |
|
2. |
Структура
и правила вызова процедуры. Описание
процедур. Правила вызова подпрограмм. Параметрызначения,
параметры-переменные, нетипизированные параметры, параметры процедурного
типа. Формальные, фактические параметры, их взаимосвязь. Рекурсивные
подпрограммы. Основные отличия процедур и функций. Применение процедур в
основной программе, описание и
создание подпрограммпроцедур. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Процедуры
и их применение. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Решить
задачу с использованием функций и процедур. |
|
Тема
2.8 Файлы |
Содержание |
|
1. |
Понятие
файла. Описание файлового типа. Доступ к файлам (прямой, последовательный).
Средства обработки файлов. Операции с файлами. Текстовые файлы. Функции
организации открытия текстового файла.
Использование буфера ввода-вывода. Признаки классификации файлов в
Pascal. Подпрограммы для работы с секстовыми файлами. |
|
2. |
Описание
файлов текстового типа, алгоритмы создания, чтения и дозаписи файлов.
Основные процедуры и функции для работы с текстовыми файлами. Основные
отличия текстовых файлов от файлов строкового |
|
|
типа.
Типизированные файлы. Процедуры и функции для работы с типизированными
файлами. Типизированные файлы. Чтение
и запись типизированных файлов. |
Практические
занятия |
||
1. |
Составление
программ, работающих с различными типами файлов. |
|
2. |
Составление
программ, работающих с нетипизированными файлами. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Обработка
текстовых файлов |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Создать
алгоритм программы, работающей с различными типами файлов. |
|
Тема
2.9
Динамическая память |
Содержание |
|
1. |
Динамические
структуры данных. Статические и динамические переменные. Указатели.
Типизированные и нетипизированные указатели. Доступ к переменной по
указателю. Динамическая память. |
|
2. |
Управление
динамической памятью. процедуры динамического распределения. Функции
динамического распределения. Функции для работы с указателями и адресами.
использование указателей для организации связанных списков. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Создание
и обработка динамических структур. |
|
|
Зачет
по теме «Основы языка TurboPascal» |
|
Раздел
3 Модульное программирование |
|
|
Тема
3.1
Принцип модульного программирования |
Содержание |
|
1. |
Понятие
модуля. Описание модулей. Принципы модульного программирования. Построение
программ на основе модулей. Пользовательский модуль. |
|
2. |
Структура
модуля: заголовок, интерфейсная часть, инициализационный раздел,
инициализационная часть. Правила использования модулей. |
|
3. |
Создание
пользовательских модулей, изучение с практической стороны преимуществ
модульного программирования. |
|
4. |
Стандартные
модули. Подключение стандартных библиотечных модулей. Назначение модулей:
DOS, OVERLAY, PRINTER, CRT, GRAPH. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Продемонстрировать
принципы модульного программирования на конкретном примере. |
|
2. |
Назначение
модулей STRINGS, WINDOS, привести примеры. |
|
Тема
3.2
Модуль CRT |
Содержание |
|
1. |
Модуль
CRT. Работа с экраном. Вывод на цветной и монохромный экран. Работа с буфером
экрана. Управление курсором. Установка текстовых режимов. Очистка экрана.
Текстовые окна. Управление экраном и звуком. Генерация мелодий, звуковое
сопровождения процесса вывода и этапов выполнения программы. |
|
2. |
Модуль
GRAPH. Структура графической программы. Аппаратная и программная поддержка
графики. Процедуры и функции модуля GRAPH.
Инициализация графики. Модуль
GRAPH. Базовые процедуры и функции. Работа с текстом. Построение графических
фигур. |
|
|
Движение
графических фигур. |
3. |
Использование
графических операторов для создания примитивных графических изображений.
Процедуры установки шрифта и типа линий. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Разработка
собственного модуля. |
|
2. |
Использование
графики. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Движение
графических объектов. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Рассмотреть
процедуры и функции обработки событий с клавиатуры, составить конспект. |
|
2. |
Создать
графическое изображение. |
|
Раздел
4 Основы объектно- ориентированного
программирования |
|
|
Тема
4.1
Основы объектно- ориентированного программирования |
Содержание |
|
1. |
Понятия:
объект, инкапсуляция, полиморфизм, наследование. Основные принципы
объектноориентированного программирования. Иерархия объектов. Наследование
записей. Операции и методы. |
|
2. |
Инициализация
полей объектов. Поля данных объектов и формальные параметры методов.
Виртуальные методы. Конструктор. Динамические объекты. Внутреннее
представление объектов. |
|
3. |
Совместимость
объектных типов. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Создать
объект. |
|
Раздел
5 Основы С++ |
|
|
Тема
5.1 Лексические
основы языка С++ |
Содержание |
|
1. |
Состав
языка: алфавит, лексема, идентификаторы и служебные слова (asm, auto,bool,
break, case, catch, char, class, const, continue, default, delete,do,
double,dynamic_cast). |
|
2. |
Константы
(целые, вещественные, символьные, строковые), знаки операций, разделители. |
|
3. |
Типы
данных: описание, преобразование. Вещественные, целые, символьные, логические
типы данных. Типы с плавающей точкой. |
|
4. |
Операции
инкремента и декремента. |
|
5. |
Переменные:
общий вид и правила записи. |
|
Тема
5.2
Скалярные типы и выражения |
Содержание |
|
1. |
Интегрированная
среда разработки (ИСР) С++. Структура программы. |
|
2. |
Описание
переменных различных типов. Переменные: общий вид и правила записи. |
|
3. |
Операции:
бинарные и тернарные, унарные. |
|
4. |
Выражения:
общий вид и правила записи. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Знакомство
со средой программирования С++. Описание типов в С++. |
|
Самостоятельная
работа |
|
1. |
Явно и
неявно преобразовать данные одних типов в данные других типов. |
Тема
5.3
Ввод/вывод в С++ |
Содержание |
|
1. |
Общие
сведения о библиотеке потокового ввода/вывода. Стандартные потоки для базовых
типов. Особенности вывода данных различных типов. |
|
2. |
Создание
простейших программ на С++ по описанию переменных и констант различных типов
данных и использованию операторов ввода/вывода в C++. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Организация
ввода/вывода в С++. |
|
Тема
5.4
Условный оператор |
Содержание |
|
1. |
Операторы
языка: операторы условия и выбора. Логические операции и выражения. Краткая
форма записи условия. Условный оператор IF (формат оператора, выполнение
оператора). Оператор Switch (формат оператора, выполнение оператора).
Особенности применения оператора выбора.
|
|
2. |
Использование
операторов If и Switch при разработке программ. Возможности логических операций и операций
отношения для составления выражений. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Реализация
операторов условия и выбора. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Определить
результат выполнения логических операций. |
|
Тема
5.5
Циклические операторы |
Содержание |
|
1. |
Операторы
языка: операторы цикла. Цикл с предусловием While, цикл с постусловием (Do
while): форматы и правила записи. Ошибки при программировании циклов. |
|
2. |
Различия
в операторах передачи управления. Простые и вложенные циклы Операторы языка:
операторы передачи управления. Оператор Goto, оператор Break, оператор
Continue, оператор Return (форматы и правила записи). Использование
циклических операторов For, While и Do/While. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Организация
простых циклов. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Организация
вложенных циклов. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Составить
циклический алгоритм. |
|
Тема
5.6
Функции, прототипы функций |
Содержание |
|
1. |
Определение,
описание и вызов функций. Функции с переменным количеством параметров.
Рекурсивные функции. Перегрузка функций. Шаблоны функций. Аргументы функции
main. Параметры функций: локальные и глобальные. Функции стандартной
библиотеки. Функции ввода/вывода. Открытие потока, ввод/вывод в поток,
закрытие потока, примеры работы с потоками. Функции работы со строками и
символами. |
|
2. |
Указатели
и адреса объектов, связи массивов и указателей. Инициализация указателей.
Операции с указателями (операции резадресации, арифметические операции).
Ссылки. Пузырьковая сортировка, сортировка методом Шелла, быстрая сортировка.
Методы поиска элементов в одномерных и многомерных массивах. |
|
|
3. |
Массивы:
описание и размерность. Многомерные массивы, массивы указателей, динамические
массивы. Массивы, описание и обработка массивов С++. Отвечающая за
произвольное заполнение массивов библиотека и её функции. Понятие класса. Наследование,
потомок, предок. Основные свойства классов. описание и применение классов в
С++. Принципы наследования. |
4. |
Графическая
библиотека Graphics.h. Графические функции и константы (getmaxx, getmaxy,
rectangle, setcolor(n), line). Графические процедуры. Особенности
использования графики. Графическая библиотека Graphics.h. Графические
процедуры. Особенности использования графики. Использование графических
функций С++ для создания графических примитивов. Применение графических
функций и циклических операторов для организации движения графических
объектов в С++. Стадии и команды процессорной обработки. Директивы замены и
подстановки. Особенности работы компилятора. Представление директив в
программном коде после обработки компилятора. |
|
Практические
занятия |
||
1. |
Организация
простых циклов. Использование функций и прототипов функций. |
|
2. |
Создание
одномерных и многомерных массивов. |
|
3. |
Рисование
в С++ с помощью функций. |
|
Лабораторные
работы |
||
1. |
Создание
собственных библиотек функций. |
|
2. |
Применение
указателей. |
|
3. |
Организация
движения графических объектов. |
|
Самостоятельная
работа |
||
1. |
Изучить
основные функции стандартных библиотек, составить конспект. |
|
2. |
Провести
сравнительный анализ различных сортировок массива. |
|
3. |
Создать
графические объекты. |
|
4. |
Подготовить
обзор различных директив компилятора. |
|
Всего:
|
По 45 мин
2 урока
- Учитель: Ильфан Шавкатович
- Курс создан: 28.03.2022
- Обновлен: 28.03.2022
Курс входит в Кружок:
Комментариев нет:
Отправить комментарий