Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

24 июня 2025 г.

Книга 2. Школа. Часть 4

Проект «Песочный замок»

Дни текли своей чередой. Тайна старой дачи пока оставалась неразгаданной, и девочки, верные плану Наташи, терпеливо ждали нужных сведений. Жизнь была наполнена уроками, домашними заданиями и тихими беседами в гостиной у Наташи под бдительным, но уже не таким пугающим взглядом бабушки Хельги.

Однажды после обеда подруги играли в догонялки в общем дворе. В песочнице, сосредоточенно сопя, возилась маленькая девочка лет четырех по имени Аня. Это была местная знаменитость, неугомонное создание. Она с невероятным упорством строила сложный замок из песка, с башенками из веточек и стенами, украшенными листьями подорожника.

– Я догоню! – крикнула Рахель, уворачиваясь от Наташи. Она сделала резкий пируэт, не глядя под ноги, и ее нога угодила прямо в центр Аниного творения. Песочный замок, в который было вложено столько труда, мгновенно рассыпался.

Аня замерла на секунду, ее круглые глаза наполнились слезами. А потом двор огласил оглушительный, обиженный рёв. Рахель застыла на месте, чувствуя, как краска заливает ее лицо. Ей было ужасно стыдно.


На следующий день на уроке технологии новый учитель, спокойный и методичный Петр Андреевич, начал новый раздел – «Основы черчения».

– Прежде чем построить что-то прочное, – говорил он, раскладывая на столе инструменты: линейки, угольники, циркули, – нужно создать это на бумаге. Познакомьтесь с вашими главными помощниками.

Он показал им, как работать с инструментами, объяснил разницу между форматами бумаги А4 и А3. А затем принес и поставил на стол несколько макетов, сделанных старшеклассниками: ажурный мост из деревянных палочек, точную копию старой водонапорной башни и детальный макет жилого дома.

– Видите? – сказал Петр Андреевич. – Все это когда-то было просто идеей. Любое строительство, от скворечника до огромного собора, проходит одни и те же этапы. Сначала – идея, мечта. Потом – эскиз, быстрый набросок, чтобы поймать эту мечту. Затем – чертеж, точный и выверенный план, где указан каждый размер. И только потом начинается работа с материалом. Нельзя построить что-то стоящее, просто махая молотком. Нужно уважать весь процесс, от замысла до последнего гвоздя.

Рахель слушала, и слова учителя больно отзывались в ее сердце. Она поняла свою ошибку гораздо глубже. Она сломала не просто кучу песка. Она разрушила Анин проект. Она растоптала ее идею, ее замысел, ее маленький мир. Простого «прости» было уже недостаточно. Нужно было исправить ошибку, уважая тот самый процесс, о котором говорил учитель.


Вечером она собрала подруг.

– Я ужасно поступила, – призналась она. – Я сломала ее дом. Я должна построить новый. Настоящий.

– В смысле, из песка? – не поняла Элга.

– Нет. Из дерева. Маленький, игрушечный, но настоящий.

– Хорошо, – тут же включилась Наташа, доставая свой неизменный ежедневник. – Это уже не просто извинение, это проект. Назовем его «Операция: Пряничный домик». Нам нужен план, материалы, инструменты и команда.

– План – это эскиз, – сказала Рахель. – Я сама нарисую.

– Материалы… – задумалась Элга. – У моего папы в сарае остались старые доски от полки. Он разрешит взять.

– А я могу помочь с росписью, – предложила Зайтуна. – Чтобы домик был не просто крепким, но и красивым. Чтобы он ей точно понравился.

Той ночью Рахель не спала. При свете настольной лампы она рисовала эскиз. Это был простой, почти сказочный домик с одним окошком, дверью и резным коньком на крыше.

На выходных работа закипела на заднем дворе у Элги. Ее отец, видя серьезность намерений девочек, вынес им ножовку, молоток и банку с гвоздями, но строго-настрого велел быть осторожными. Наташа с линейкой и угольником размечала доски. Элга и Рахель пилили, стараясь делать срезы как можно ровнее. Зайтуна шлифовала края наждачной бумагой. Они работали все вместе, как настоящая строительная артель.

К вечеру воскресенья домик был готов. Немного кривоватый, но крепкий и сделанный с душой. Зайтуна расписала стены яркими цветами и бабочками.

Рано утром в понедельник, когда взрослые только просыпались на работу, четыре подруги прокрались во двор и осторожно поставили свое творение посреди песочницы.

А потом они спрятались за кустами и стали ждать. Вскоре во двор выбежала Аня с ведерком и лопаткой. Она подбежала к песочнице, увидела, что ее вчерашнего замка нет, и ее губы уже дрогнули, готовые разразиться плачем. Но тут ее взгляд упал на деревянный домик.

Она замерла. Потом медленно, на цыпочках, подошла к нему. Осторожно потрогала расписную стенку. Провела пальчиком по крыше. Потом, набравшись смелости, открыла крошечную дверцу и заглянула внутрь. И весь двор озарила ее счастливая, беззубая улыбка.

Сидя в засаде, Рахель почувствовала огромное облегчение и радость. Она не просто исправила свою ошибку. Они все вместе прошли весь путь, от идеи до готового изделия, и смогли превратить детские слезы в настоящий, неподдельный восторг. И этот построенный домик был для них важнее любой пятерки по технологии.

***


Эскизы Чудес

Успех «Операции: Пряничный домик» сделал девочек настоящей командой. А маленькая Аня теперь ходила за ними хвостиком, с обожанием глядя на своих «старших сестер».

– А покажите, где вы научились домики строить? – спросила она однажды, когда они все вместе сидели у песочницы.

Подруги переглянулись.

– А хочешь посмотреть? – улыбнулась Рахель. – Мы попросим Петра Андреевича, и ты придешь к нам на урок в гости.

Учитель технологии, конечно же, разрешил. Он считал, что лучший способ научить ответственности – это дать ее.

Так Аня, наряженная в свое лучшее платье, с огромным бантом на макушке, впервые оказалась в настоящем классе технологии. Она с восторгом смотрела на большие столы-верстаки, на инструменты, развешанные на стенах, и на макеты, стоящие на полках.

– Итак, юные инженеры, – начал урок Петр Андреевич, по-доброму подмигнув Ане. – Сегодня мы делаем следующий шаг. Мы узнаем, что такое эскиз. Эскиз – это быстрая мысль художника или инженера, зарисованная на бумаге. Это первый разговор с будущим зданием.

Он дал им задание: выбрать одно из семи чудес древнего мира, найти его изображение в учебнике и сделать две вещи. Первое – нарисовать технический рисунок, стараясь передать объем и пропорции. Второе – сделать быстрые эскизы вида спереди, сбоку и сверху.

– А потом, – добавил он, – вы разделитесь на пары и, используя картон, пластилин и деревянные палочки, сделаете простые, экспериментальные макеты ваших чудес. Чтобы вы не просто увидели их на картинке, а почувствовали руками их форму и конструкцию. Это будет подготовкой к созданию настоящего чертежа.

Класс загудел. Наташа тут же повернулась к Элге.

– Берем Маяк Александрийский, – безапелляционно заявила она. – Это самая сложная и интересная конструкция. Нужно будет точно рассчитать ярусы.

– Согласна, – кивнула Элга. – Главное – соблюсти пропорции основания, иначе наш макет развалится.

Рахель посмотрела на Зайтуну.

– А давай мы возьмем Висячие сады Семирамиды?

– Давай! – обрадовалась Зайтуна. – Там столько красоты! Можно сделать террасы из зеленого картона и маленькие цветы из пластилина!

– А там мишки были? – тут же встряла Аня, подбежав к их парте. – В садах должны быть мишки!

– Обязательно сделаем тебе одного мишку, – рассмеялась Рахель.

В этот момент дверь класса тихо открылась. На пороге стояли Мунира Хатун и бабушка Хельга. Видимо, это был день открытых уроков для попечительского совета, и две самые строгие наставницы в жизни девочек пришли посмотреть на работу учителя технологии. Они молча прошли в конец класса и стали наблюдать.

Работа кипела.

– Элга, твой угол не прямой! Дай угольник! – командовала Наташа. – Основание должно быть идеальным квадратом, иначе центр тяжести сместится.

– Я пытаюсь, но этот картон гнется! – отвечала Элга, прижимая линейку.

– А можно я на маяке окошко нарисую? – Аня уже крутилась у их стола. – Чтобы кораблики его видели!

За другим столом Рахель и Зайтуна создавали свою конструкцию.

– Представляешь, как там, наверное, пахли цветы? – мечтательно говорила Рахель, прикрепляя крошечный пластилиновый бутон.

– Думаю, там еще были фонтаны, – добавила Зайтуна. – Вода должна была течь с верхних ярусов на нижние. Это очень мудро с точки зрения полива. Давай сделаем ручейки из синей бумаги?

Две дамы в конце класса молча наблюдали.

– Ваша внучка, – тихо произнесла Мунира Хатун, кивнув в сторону Наташи, – обладает умом стратега и организатора. Редкое качество.

– Порядок – основа любого великого свершения, – так же тихо ответила Хельга, и в ее голосе слышалось удовлетворение. – Без четкого плана любая гениальная идея превратится в хаос.

– Но посмотрите на тех, – Мунира Хатун перевела взгляд на парту Рахель и Зайтуны. – Они строят не просто конструкцию. Они строят мечту. Это иное, но не менее важное умение.

Прозвенел звонок. На столах стояли неуклюжие, но полные жизни макеты. Кособокий, но величественный маяк, и пышные, многоярусные сады, в которых Аня уже успела поселить пластилинового мишку.

– Отлично! – сказал Петр Андреевич, обходя класс. – Вы справились с главным. Вы «почувствовали» ваши сооружения руками. Теперь вы готовы перенести этот опыт на ватман и создать на следующем уроке настоящие технические чертежи.

Мунира Хатун и Хельга обменялись едва заметным взглядом взаимного уважения. Они видели не просто урок труда. Они видели, как в этих детях, таких разных, рождается нечто общее – умение превращать мечту в план, а план – в реальность. И это было самой важной наукой из всех.

***

Язык Инженеров

Новый день принес с собой запах озона после ночной грозы и предвкушение нового урока. В классе технологии пахло деревом и ватманом. Петр Андреевич уже разложил на учительском столе большие листы бумаги и стопку новеньких чертежных досок.

– Итак, от мечты и эскиза, – торжественно начал он, когда прозвенел звонок, – мы переходим к языку инженеров. Мы переходим к чертежу.

В этот самый момент в дверь класса раздался настойчивый, частый стук, похожий на то, как испуганный заяц барабанит лапками по стволу дерева. «Тук-тук-тук-тук!» Лампы в классе на секунду мигнули и погасли, погрузив помещение в полумрак. В наступившей тишине дверь со скрипом отворилась, и на пороге, в прямоугольнике света из коридора, нарисовалась крошечная фигурка.

Когда лампы снова зажглись, все увидели Аню. В руках она сжимала кривоватый, но явно сделанный с большим усердием скворечник.

– А я тоже построила! – гордо заявила она на весь класс.

Класс дружно рассмеялся. Петр Андреевич, не растерявшись, улыбнулся.

– Проходи, главный архитектор. Ты как раз вовремя. Сегодня у нас в гостях настоящий инженер-конструктор, и ты будешь сидеть на почетном месте, чтобы все видеть.

Он представил классу гостя – высокого, подтянутого мужчину с добрыми глазами за стеклами очков. Это был отец Эльги, Михаил Львович. Аню усадили за первую парту, прямо перед гостем. Михаил Львович тут же выдал ей лист бумаги и несколько цветных карандашей, чтобы занять ее неуемную энергию.

– Чертёж – это не рисунок, – начал инженер, разворачивая на доске настоящий синий чертеж какого-то механизма. – Это точная инструкция, понятная любому мастеру в любой точке мира. Здесь нет места словам «примерно» или «кажется». Только точные цифры и строгие линии.

Он подробно рассказал о выполнении чертежа: о рамке и основной надписи, которую инженеры называют «штамп»; о том, что толстая сплошная линия – это видимый контур детали, штриховая – невидимый, а тонкая штрихпунктирная – это ось симметрии. Он объяснил, что такое масштаб и как правильно наносить размеры.

Затем слово взял технолог, которым на сегодня стал сам Петр Андреевич.

– А когда чертеж готов, – подхватил он, – начинается строительное производство зданий и сооружений. Это как точный рецепт для повара. По чертежу рабочий видит, какой заложить фундамент, из чего возводить стены, как крепить крышу. Каждый этап следует за предыдущим, и ошибка на одном этапе может погубить все здание.

Дети, вооружившись новыми знаниями, принялись за работу – переносить свои эскизы чудес света в формат чертежа.

– Наташа, у тебя масштаб не сходится! – шептала Элга, сверяясь с линейкой. – Если основание будет такого размера, то верхний ярус маяка получится слишком тяжелым!

– Я пересчитываю, – сосредоточенно отвечала Наташа, орудуя ластиком.

За их партой, как всегда, царила иная атмосфера.

– Рахель, давай начертим здесь маленькую лесенку, чтобы можно было подниматься на террасы сада, – предлагала Зайтуна.

– Давай! И фонтанчик! Ой, Петр Андреевич сказал, только точные линии…

Аня, быстро потеряв интерес к рисованию, с любопытством наблюдала за их работой. Она ткнула пальчиком в сложный чертеж Висячих садов.

– Это что за палочка с кружочком? – спросила она.

– Это буква «Р», как в имени Рахель, – мягко ответила Зайтуна. Она взяла черновик и медленно нарисовала большую, красивую букву. – Видишь? Палочка и животик.

– А это буква «Н», как у Наташи, – подхватила Рахель, рисуя свою букву.

– А «А», как у Ани, где?

Так, посреди сложного урока по черчению, начался другой, не менее важный урок. Девочки, по очереди отвлекаясь от своих ватманов, начали учить Аню писать и читать, используя буквы из надписей на чертежах как наглядное пособие. Потом Рахель показала ей, как приложить линейку и провести идеально ровную линию – это был ее первый шаг в мир черчения.

Михаил Львович, отец Элги, с улыбкой наблюдал за этой сценой. Когда урок закончился и дети с гордостью несли учителю свои первые, пусть и неидеальные, чертежи, он подошел к Петру Андреевичу.

– Вы учите их не только черчению, – сказал он, с уважением пожимая руку учителю. – Вы учите их главному – наставничеству и ответственности.

Петр Андреевич посмотрел на четырех старших девочек, которые, окружив Аню, что-то весело ей объясняли, показывая на буквы в своих чертежах. Он понял, что его главный проект – это не макеты зданий, а эта маленькая команда, где старшие, сами того не замечая, начали строить и чертить будущее для тех, кто младше.


ПРОДОЛЖЕНИЕ

Часть 5 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/2-5.html


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/2_20.html

Часть 2 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/blog-post_70.html

Часть 3 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/blog-post_70.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.