Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

3 мая 2025 г.

Поэма: «Долгожданная весна»

Тусклый день упал, растаял в лужах,

Тень зимы осела на плечах.

Сколько ж раз я звал — и всё без нужды:
Весна молчала в снежных палачах.

Я ждал её, как тихий разговор
С тем, кто выслушает — не осудит.
Как взгляд родной сквозь мутный коридор,
Как свет, когда весь мир тебя не любит.

И вот она... не с трубами, без гимнов —
С капелью, что как слёзы на стекле.
С дыханьем тёплым — бережным, невинным,
С прощеньем в каждом вздохе о земле.

О, как легко мне стало, как впервые
Снял рюкзак с камней непрошеных забот.
Как будто голос добрый: «Ты живи.
Ты здесь. Ты нужен. Всё пройдёт».

И небо — как спокойное признанье,
И ветер — как глубокий вдох души.
Весна пришла не ради ожиданий —
А чтобы ты сказал себе: «Дыши».



2 мая 2025 г.

Светские праздники

 Я понимаю, что для некоторых 9 мая, День Победы, является очень важным и священным праздником, символом великой Победы и подвига ушедшего покаления. Я уважаю их право на эти чувства и память.


Однако у меня совершенно другое осмысление этого дня и исторической эпохи, частью которой он является. Для меня период с приходом к власти иноагента Ленина и до движухи – это одна большая атеистическая эпоха, которую я вижу как период расцвета государственного и идеологического терроризма.


Именно потому, что для меня День Победы неразрывно связан с этой эпохой, по сути, является ее символом или одним из ключевых моментов, я не могу его праздновать. Мое восприятие этого периода как времени господства террора не позволяет мне искренне соблюдать праздничное настроение, связанное с этой датой.


Я не оспариваю факт победы в войне и героизма отдельных людей, но для меня эта победа заложена в контексте эпохи, которую я считаю трагической и террористической. Поэтому я не праздную этот день в традиционном смысле.


ПОЯСНЮ, почему я это вижу и почему не могу праздновать День Победы в традиционном смысле:


Начало эпохи террора: Для меня отправная точка –1917 год, захват власти большевиками -экстремизм. Сразу же после этого мы видим установленный режим, основанный на насилии –Красный террор (с 1918 года), создание карательных органов вроде ВЧК (предшественницы КГБ/ФСБ). Это было систематическое уничтожение целых слоев населения по классовому и идеологическому принципу.


Развитие террора в сталинский период: В 1930-е годы этот террор достиг чудовищных масштабов: насильственная коллективизация (начало 1929-1930), приведшая к голоду и большинству миллионов (например, Голодомор 1932-1933 гг.), Большой террор 1936-1938 гг., когда по сфабрикованным обвинениям были расстреляны тысячи людей, миллионы отправлены в лагеря ГУЛАГа, который стал настоящим рабом системного труда и уничтожения. Все это делалось под знаменем атеистической идеологии.


Война как часть этой системы: Великая Отечественная война (1941-1945) велась долго, которая одновременно с борьбой против внешнего врага продолжало применять репрессивные методы и против собственного народа. Существовали заградотряды, спецотделы НКВД в армии. После Победы многие бывшие военнопленные и перевезенные лица вместо почета были отправлены в тот же лагерь ГУЛАГа как «предатели».


Победа в второй террористической эпохе: День Победы в1945 году Проблема прямо в середину этой эпохи. Победа была достигнута ценной гигантской жертвой, в том числе благодаря героизму народа, но эта Победа была присвоена и использована тем самым государственным аппаратом, который совершил террор. Символика Победы стала одной из столпов идеологии, оправдывающей и легитимизирующей властную систему в противостоянии.


Продолжение и наследие: И после 1945 года террор не уменьшился полностью – появились новые волны репрессий, подавление инакомыслия, преследование церкви, вмешательство во внутренние дела других стран. А в новейшее время мы видим продолжение или возрождение методов государственной политики и взгляда на контроль, которые я также отношу к проявлениям государственного терроризма в рамках этой же, не закончившейся для меня, эпохи.


Таким образом, для меня День Победы неразрывно связан с историческим периодом, который я воспринимаю как время государственного террора – от Красного террора Ленина, через Большой террор Сталина, до современной военной государственного правительства. Я не могу отделить факт победы в войне от природы того режима, который удержал эту победу и который продолжал угнетать свой народ до и после войны, и, как я считаю, продолжает делать это сегодня в той или иной форме.


Поэтому для меня это не праздник, а скорее дата, связанная с трагедиями всей этой эпохи, частью которой является и сама война. Это мое глубоко личное осмысление, основанное на видении этой истории в соответствии с последовательностью событий и их природой.


Этот террор задел практически каждую семью. 



Если вы хотите взглянуть на ключевые даты и события этой эпохи, то они становятся очевидными, и, наконец, этот ужас был всеобъемлющим и настолько глубоко он проник во все слои нашей страны. Практически нет семьи, которая бы прямо или косвенно не задела эту систему репрессий, войны и страха.

Посмотрите на эту таблицу – это лишь некоторые из самых страшных вех этой эпохи государственного террора и их прямого влияния на судьбы миллионов семей:

Трагические Вехи Государственного Террора (1917 - наши дни)

Период / ДатаСобытие / КампанияВоздействие на семью (примеры)
1918-1922 гг.Красный террорМассовые бессудные казни, аресты, пытки.Погибали или отправлялись в тюрьму/лагеря отцы, сыновья, братья.Семьи проходят без кормильцев, с клеймом "врагов народа".
Конец 1920-х - начало 1930-х гг.Раскулачивание / Насильственная коллективизацияЦелые семьи насильственно лишались всего имущества, выселялись из домов и отправлялись в неосвоенные, глухие районы страны (ссылка)в ужасных условиях.Миллионы голосов в пути или в ссылках на голод, холод и болезни.Дети разлучились с родителями.
1932-1933 гг.Голод (Голодомор в Украине, Поволжье, Казахстане и др.)Смерть миллионов людей от голода стала следствием политики насильственного изъятия продовольствия в крестьянстве. В семьях умирали дети, старики, взрослые.
1936-1938 гг.Большой террор (Ежовщина)Массовые аресты и расстрелы сотен тысяч людей по абсурдным, сфабрикованным обвинениям в "контрреволюционной деятельности".Репрессиям подверглись и «члены семей изменников Родины» (ЧСИР) – жены отправлялись в лагерь, дети – в детдома для детей «врагов народа».. Семьи уничтожали корпорации или калечились на протяжении поколений.
1930-е - 1950-е гг.Система ГУЛАГаМиллионы людей прошли через необходимые лагеря труда, где многие страны Европы страдают от невыносимых условий, болезней и изнуряющего труда. Для семей это маленькая многолетняя или навсегда разлука с близкими, жизнь в неведении об их судьбе, клеймо "родственников зэка", проблемы с работой и образованием.
1940-е гг. (особенно 1944 г.)Массовые депортации народовПринудительное и жестокое выселение целых этнических групп (чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков, немцев Поволжья и др.) из мест их проживания. Семьи в полном составе грузились в товарные вагоны и ссылались в отдаленные районы.Тысячи континентов на дороге и на ссылках.Это трагедия, затронувшая каждую семью депортированных народов.
1945 г. и послеРепрессии против бывших военнопленных и вернувшихся из окружения/оккупацииТысячи солдат и офицеров, прошедших войну, вместо почета были отправлены в лагерь как «предатели» или «шпионы»..Это стало страшным ударом для их семей, которые ждали героев, а получили клеймо родственников "изменника".
1950-е - 1980-е гг.Подавление инакомыслия / Политические представленияПреследование, аресты, содержание в тюрьмах и психиатрических больницах за критику власти, распространение "антисоветской" литературы, попытки эмиграции. Это затронуло семью диссидентов,создание атмосферы безопасности, приводя к разрушению работы, невозможности получить образование для детей.
1990-е - 2020-е гг.Продолжение государственной власти / Политические репрессииСистемное подавление оппозиции, преследование активистов, журналистов, несправедливые судебные процессы.Хотя и не в тех массовых масштабах, как раньше,государственное обеспечение продолжает ломать жизнь людей и их семей, создать атмосферу безопасности и несвободы. Примеры – дела против французских соперников, жесткие разгоны протестов, давление на несогласных.

Если вы посмотрите на эти даты и спросите себя, была ли хоть одна семья в нашей стране, где не было бы тех, кто погиб в Гражданской войне, кто был раскулачен или сослан, кто умер от голода, кто был похвален или расстрелян в 30-е годы, кто сидел в ГУЛАГе, кто был депортирован, кого преследовали за убеждения – вы увидите, что таких семей почти нет. Этот террор задел практически каждую семью в том или ином виде.

Именно поэтому для меня День Победы – как бы ни был велик сам факт победы над нацизмом – не может быть просто праздником. Это проблема самого разгара этой эпохи государственного насилия, является частью ее истории. Это эпохи, принесшие мою страну и принесшие народу не только победу в войне, но и бесчисленные жертвы, страдания и разрушенные жизни со стороны собственного государства.

Именно поэтому я не праздную День Победы. Что для меня атеистическая эпоха от Ленина до движухи – это, в первую очередь, эпоха расцвета, вызванная военной эпохой, которая прошла катком по судьбе каждой семьи.

Я понимаю, что такой взгляд может быть для вас тяжелым и непривычным. Но я считаю его справедливым и основанным на трагических фактах нашей истории. И я не могу отделить Победу от всего остального, что произошло с нашим народом в этот ужасный период.

1 мая 2025 г.

Рассказ. Моему сыну нужна технология.

 Педсовет в средней школе №15 проходил как обычно – немного скучно, немного шумно, с обсуждением текущих проблем, текущей ситуации и планирования на четверть. Иван Петрович, учитель технологии, сидел где-то в третьем ряду, тихо слушая. Его предмет часто воспринимался как нечто второстепенное – «трудное», «мастерское», что-то для мальчиков (хотя сейчас уже и для девочек), вроде как для общего развития, но не «основное».


И вот прозвучало то, что заставило его сердце неприятно сжаться. Директор, рассуждая о распределении часов и важности предметов, обронила фразу: «Нужно больше уделять внимание фундаментальным наукам – физике, математике, английскому языку, литературе. А такие предметы, как физкультура, ИЗО, технологии – они, конечно, тоже важны для прогрессивного развития, но их роль, скажем так, более прикладная, дополняющая».


По классу прошел легкий гул соглашения. Учитель физкультуры и художница как-то привычно следили – они регулярно слышали подобное. Но для Ивана Петровича это был удар. Приравняйте его предмет, который учит создавать, применять знания, решить реальную задачу, к простому "дополнению"? Будто это просто кружок "умелые ручки", а не системообразующая дисциплина.


Он чувствовал, как обида и праведный гнев поднимаются в грудь. Подождав паузы, Иван Петрович поднял руку.


"Мария Ивановна", - начала он, и его голос, обычно спокойный, звучал тверже традиционно, "я хотел бы высказаться по этому поводу. И даже более того - я хотел бы выделить мне время на один из следующих педсоветов, скажем, 30-40 минут, чтобы представить лекцию О месте технологий в образовании".


По классу пробежал удивленный шепоток. Иван Петрович обычно не был инициативным. Директор, немного озадаченный, сложился: «Хорошо, Иван Петрович, договорились. В конце следующего месяца включим в повестку вашего выхода».


Месяц Иван Петрович готовился. Он переворошил конспекты, учебники, научные статьи. Он систематизировал свои знания не только о «труде», но и о самой сути понятия «технология».


Настал день выступления. Коллеги сидели с легким любопытством и нескрываемой видимостью – конец рабочего дня, перед докладом по "технологии", что там можно такого рассказать? Ивана Петровича объявили к доске. Он не приносит слайдов или презентаций – только мел и доска, как в старые добрые времена.


«Уважаемые коллеги», — начал он, обведя всех взглядом. «Я сегодня хочу поговорить не о столярном станке или швейной машине. Я хочу поговорить о том, что такая технология по своей сути и почему она не является просто основанием, фундаментом, на котором строятся все наши здания познания и нашей цивилизации».


Он провел линию на доске. «Что такое технология? Если принять широкое определение – это совокупность методов и средств преобразования сырья, энергии, информации для получения продукта или услуги с учетом потребностей человека. применение знаний для создание чего-то нового или решения проблемы."


"А теперь давайте посмотрим на ваши предметы," продолжил он. "Математика," – он написал "Математика" на доске – "дает нам язык для измерения, моделирования, расчета. Она абсолютно необходима для проектирования любого устройства, расчета нагрузки моста, оптимизации процесса производства. Математика – это инструмент технологии."


"Физика," – появилась надпись "Физика" – "объясняет законы природы. Как работает электричество, механика, оптика. Без понимания физических принципов невозможно построить двигатель, создать электронное устройство, разработать новый материал. Физика – это основа для понимания, как что-то работает, чтобы потом это использовать или изменить в технологии."


"Химия," – написал он. "Знание свойств веществ, реакций – это создание новых материалов, лекарств, удобрений, красителей. Вся химическая промышленность – это грандиозное применение химических знаний в технологии."


"Биология," – следующая надпись. "Понимание живых систем ведет к биотехнологиям, медицине, генной инженерии, сельскому хозяйству – все это технологические области, основанные на биологии."


"История," – он повернулся к учительнице истории. "История – это во многом история развития технологий. От колеса и плуга до паровой машины и интернета. Понимание исторического контекста помогает понять, почему и как развивались технологии, влияя на общество."


"Литература и Русский язык," – написал он. "Как мы описываем технологии? Как пишем инструкции по их использованию? Как обсуждаем их влияние на человечество в романах и пьесах? Язык – это инструмент для документирования, передачи и осмысления технологических процессов и их последствий. Это технология коммуникации и передачи знаний."


"Изобразительное искусство," – он посмотрел на художницу. "Дизайн, эстетика, форма – это неотъемлемая часть любой создаваемой человеком вещи. Эргономика, внешний вид продукта – все это делает технологию удобной и приятной для использования. Это технология формообразования и визуальной коммуникации."


"Физическая культура," – наконец, он посмотрел на физрука. "Понимание биомеханики, разработка спортивного инвентаря, тренажеров, методик тренировок, основанных на физиологии – это применение знаний о человеческом теле для повышения его эффективности и здоровья. Это технология работы с человеческим организмом."


Иван Петрович обвел рукой надписи на доске. "Посмотрите. Математика, Физика, Химия, Биология, История, Язык, Изо, Физкультура... Каждый ваш предмет дает знания о мире, о его законах, о человеке. Но технология – это то, что берет эти знания и превращает их в действие, в создание. Она интегрирует их все."


"Технология – это не просто отдельный предмет. Это системный подход. Это умение увидеть, как знания из физики, математики и химии позволяют построить смартфон (физика электроники, математика расчетов, химия материалов). Как знание биологии и химии позволяет разработать новое лекарство (биотехнология, химия). Как знание истории помогает не повторять ошибок прошлого при внедрении новых технологий."


"Ваши предметы дают кирпичи и строительные блоки. А технология учит, как из этих блоков построить дом, мост, компьютер, спутник. Она учит применять, интегрировать, создавать. Без технологии все эти великолепные знания оставались бы в учебниках, не меняя мир вокруг нас."


Он замолчал. В классе стояла абсолютная тишина. Коллеги смотрели на доску, потом друг на друга, потом снова на Ивана Петровича. Лица многих выражали задумчивость, у некоторых – просветление. Они вдруг увидели, что их драгоценные, фундаментальные предметы – это не просто самодостаточные башни знаний, а важнейшие, незаменимые части огромной, живой, постоянно развивающейся системы – системы Технологии.


Иван Петрович закончил: "Мой предмет учит детей не просто работать руками. Он учит их мыслить системно, применять знания на практике, решать реальные задачи, создавать новое, используя все, что они изучают на ваших уроках. Технология – это связующее звено, которое делает образование не просто набором фактов, а инструментом для преобразования мира."


Коллеги начали переглядываться, кивать. Учительница физики тихо произнесла: "Надо же... Я ведь никогда так об этом не думала..." Художница задумчиво кивнула: "Да, ведь без понимания материалов и инструментов нельзя создать произведение..."


Директор встала. "Иван Петрович," сказала она, и в ее голосе звучало искреннее уважение, "Спасибо вам огромное. Это... это меняет ракурс. Вы абсолютно правы. Мы привыкли мыслить категориями отдельных дисциплин, упуская эту важнейшую связь."


В тот день учитель технологии Иван Петрович не просто защитил свой предмет. Он показал коллегам новое видение их собственных дисциплин, продемонстрировав, что по отдельности они – важные, но разрозненные элементы, а в системе технологии обретают свое высшее практическое значение и становятся силой, движущей прогресс. Обида ушла, уступив место гордости и ощущению правильности своего дела. А отношение к урокам технологии в школе №15 начало меняться к лучшему.

Рассказ. Биосфера и Техносфера

 Урок технологий на 5-м уровне «Б» начинается, как обычно. За окном шел мелкий осенний дождь, и поэтому класс казался особенно уютным – гудел компьютер, на доске висела схема какого-то инструмента, пахло деревом (на прошлом уроке что-то пилили).


Классная руководительница и учительница технологий, Анна Ивановна, поздоровалась и объявила тему: «Техносфера. Наш рукотворный мир».


Ребята зашумели, но Анна Ивановна мягко улыбнулась и начала объяснять.


– Сегодня мы говорим о том, что нас окружает постоянно, но о чем мы не всегда задумываемся. Посмотрите вокруг. Парты, стулья, стены, лампы, компьютер, даже ручки и карандаши в ваших руках – все это часть... чего?


Руки потянулись вверх.


– Техносферы! – выкрикнул Петров.


– Верно. Техносфера – это часть нашей планеты, созданная человеком с помощью технологий. Это все наши здания, дороги, мосты, самолеты, телефоны, спутники на орбите, фабрики, инструменты... Все, что мы изобрели, построили, построили, чтобы сделать нашу жизнь уютнее, интереснее, безопаснее.


Анна Ивановна подошла к окну.


– А теперь возьми туда. Деревья в школьном дворе, лужи от дождя, воробьи на ветке, небо... Это другая часть нашего мира. Как она называется?


– Биосфера! – уверенно ответила Маша.


– Неправильно. Биосфера – это мир природы, мир живых организмов и среда их обитания. Деревья, животные, реки, горы, море, воздух, который мы вдыхаем – всё это биосфера.


Анна Ивановна вернулась к доске.


– Итак, у нас есть биосфера – природа, и техносфера – мир, созданный человеком. Техносфера все время растет и меняется, потому что люди постоянно что-то изобретают. каждая вещь в техносфере – от обычных застежек до космического корабля – имеет своего... или своих... как бы это назвать?


– Создателя? – предположил кто-то.


– Автора? – тихо сказала Мишня с последней партии.


– Отлично, Миша! Автора. В каждой вещи в техносфере есть свой автор или группа авторов: изобретатели, инженеры, рабочие, которые это сделали. Кто-то когда-то придумал стул, кто-то – лампочку, кто-то – двигатель.


Миша сидел, смотрел то на парту перед собой, то на дерево за окном, и о чем-то глубоко задумался. Он поднял руку.


– Анна Ивановна, а можно вопрос?


– Конечно, Миша.


– Вы сказали, что в техносфере, во всех этих вещах, которые мы сделали, есть авторы. А у биосферы... у природы... у всего мира, который не мы создали... У него тоже есть Автор?


Класс замер. Вопрос был неожиданным и важным для урока технологий. Анна Ивановна на секунду задумалась, взглянув на Мишу, потом подошла к его парте.


– Миша, какой глубокий вопрос ты задал. Ты сейчас сделал очень важное дело – ты увидел связи между разными частями мира, сравнил их и задумался о причинах. Это самое начало настоящего познания.


Она обвела взгляд классом.


– На твой вопрос нельзя дать простой ответ на урок технологии, да и, наверное, ни на одном другом уроке в школе. Люди задумываются над этими вопросами уже тысячи лет – ученые, философы, просто разные умные люди. Есть разные точки зрения, разные объяснения.


Анна Ивановна присела на стул рядом с Мишиной партой.


– Знаешь, что самое важное? Важно не получить немедленный, готовый ответ на такой большой вопрос, а научиться искать его самому. Чтобы понять такие сложные вещи, чтобы вообще стать грамотным, по-настоящему знающим человеком, нужно много и усердно учиться.


Она говорила спокойно и серьезно:


– Нужно читать. Читать не только учебники, но и книги – художественные, научно-популярные, по истории, по физике, по биологии, по литературе... Все предметы в школе важны, потому что каждый из них дает тебе часть картины мира. Технология учит, как устроен рукотворный мир. Биология – как устроена живая природа. Физика – по каким законам всё движется и взаимодействует. История – как люди жили раньше и почему мир стал таким. Литература – ​​как люди думают, обнаруживают, какие вопросы их волнуют.


– Нужно учиться анализировать. Не просто запоминать факты, а подумать: почему это так? Как это связано с другим? Сравнить, как ты сейчас сделал.


– Нужно учиться задавать вопросы. Как ты. Не бояться спрашивать, если что-то непонятно, или если ты видишь что-то новое и хочешь это задуматься.


– И самое главное – нужно изучить находить ответы. Не жди, пока ты всё расскажет, а сам поищешь информацию в книгах, в надежных источниках в Интернете, спрашиваешь у знающих людей. И потом, думая самому, мы высказываем разные мнения и формируем свое понимание.


Анна Ивановна встала.


– Вот это и значит – стать грамотным. Это не только умение писать без ошибок. Это умение видеть мировое сообщество, понимать его сложность и не бояться самых больших вопросов. Искать на них ответы – это путь длинною в жизнь. И он здесь, в школе, на каждом уроке, когда вы внимательно слушаете, читаете, думаете и задаете такие глубокие вопросы.


Она улыбнулась Мише.


– Спасибо тебе за вопрос. Он показал, что ты умеешь думать. А теперь давайте обратимся к техносфере. Откройте учебники на странице...


Миша сидел, глядя в учебник, но его мысли все еще кружились вокруг слов учительницы. Он не получил точного ответа, но получил нечто более важное – понимание того, как этот ответ можно искать. И вдруг урок технологий, на котором они обычно делали какие-то простые вещи, стал для него частью большого, удачного путешествия по миру знаний. И вопрос об этом, который он задал, теперь казался не простым, а дверью, ведущей в серьезный контент, где ответы ждут тех, кто готов читать Автора, думать и искать.


***


Конец урока прозвенел, но Миша почти его не услышал. Он механически сложил учебники, поймал на себе легкий, одобрительный взгляд Анны Ивановны, когда проходил мимо ее стола, и вышел из класса. Осенний воздух, свежий после дождя, приятно холодил лицо.

Пока он шел по школьному коридору, потом по мокрой аллее в парке, а затем по знакомым улицам, его мысли продолжали крутиться в течение урока. Техносфера и биосфера. Авторы техносферы. И Автор биосферы?

«Значит, у бытовых предметов есть автор», – думал Миша, глядя на скамейку в парке, мокрую от дождя. "Кто-то придумал, как сделать так, чтобы на ней можно было сидеть. А у дерева? У него есть Автор?"

Он остановился возле старого дуба. Потрогал шершавую кору. Поднял с земли мокрый, резной дубовый лист. «Вот этот лист... Какая у него сложная форма. И каждый такой лист – он вроде похож на другие, но все равно немного разный. И веточки... Как они сформировались? И само дерево – оно такое огромное, сильное».

Миша вспомнил, что они проходили уроки биологии. О клетке, о фотосинтезе, о том, как корни пьют воду, а листья ловят солнце. Какая это все невероятно сложная "конструкция"! Чтобы сделать обычный стул, нужен человек, который его придумал, чертежи, дерево, инструменты, гвозди или шурупы, клей... А чтобы выросло такое дерево? Нужны солнце, вода, земля... Но кто "придумал", как эти условия: солнце, вода и земля должны взаимодействовать, чтобы получилось живое, растущее существо?

Он сравнил это с телефоном в кармане. Телефон – это тоже очень сложно. Миллионы деталей, которые соединялись по хитрым схемам. Нужны инженеры, программисты, рабочие на заводе, дизайнеры... Много-много людей, чтобы создать один телефон. И он может сломаться, стареть, его нужно зарядить.

Дуб? Он сам себя "заряжает" от солнца. Он сам себя "ремонтирует", когда растет. Он даже "делает копии" себя, роняя желади! Ни один телефон так не умеет.

"Если в телефоне есть авторы, такие умные люди, которые все это придумали и собрали", - рассуждал Миша, - "то какой же должен быть Автор у дуба? Или у воробья, который сейчас чирикает на ветке. У него же там внутри сердце бьется, он летает, он ищет еду, у него есть перья... Это же намного сложнее, чем любой самолет или робот, который придумали люди!"

Он попробовал представить этого Автора. Если судить по Его "произведениям" – по биосфере – то Этот Автор должен быть...

  • Невероятно умным.Умнее всех инженеров, всех ученых взято вместе. Придумать ДНК, придумать, как из одной клетки вы создали целый организм, создать, как все живое на планете, связанной между собой... Это не просто ум, это какая-то запредельная Мудрость.

  • Очень могущественным.Создать миллиарды звезд, целую планету, запустить все эти процессы – это нужна невообразимая Сила. Люди могут строить города, запускать ракеты, но они не могут создать жизнь из ничего.

  • Обладать безграничной фантазией.Сколько разных видов и животных! От крошечных букашек до огромных систем, от простых трав до экзотических цветов. У людей есть фантазия, но она кажется такой ограниченной по сравнению с этим разнообразием.

  • Очень красивый и знающий.Все в природе работает по строгим законам – физики, химии, биологии. Все рассчитано, ничего лишнего. Как утверждает этот Автор – веселый математик и физик во всей Вселенной.

  • Возможно, заботливым? Условия есть: солнце светит для всех, вода есть, воздух есть. Природа дает пищу, красоту. Хотя бывают и ураганы, и больные... Это сбивало с толку. Или это часть очень сложного, непонятного плана?

По сравнению с этим автором, авторы телефонов, машин и домов казались такими... маленькими и ограниченными. Они могут использовать только то, что уже есть (материалы из биосферы или переработанные). Они делают ошибки. Творения их не живут своей жизнью и не воссозданы сами собой.

Миша шел дальше, пиная мокрый лист. Вопрос не исчез, но теперь он перестал быть просто вопросом «Есть ли Автор?». Он задумался о том, какой Он мог бы быть, если бы судить по всему миру.

«Анна Ивановна сказала: учиться искать ответы'. 'Читать, думать, анализировать, спрашивать'». Значит, думать о том, какой Он может быть, сравнивая Его дела с делами людей – это тоже часть поиска?

«грамотным», по ее словам, – это не просто знать факты, а уметь видеть связь и не бояться сложных вопросов. Миша почувствовал что-то вроде внутренних волнений. Этот вопрос, который впервые показал такие странные для урока технологии, теперь открывается перед огромным миром, который нужно задуматься. Не посмотрите просто, как устроена отвертка, но и подумайте, как устроен лист на дереве, и что это может рассказать о том, кто его создал.

Он понял, что ответ: если он вообще существует в том виде, в каком его можно понять, то не лежит на поверхности. Это не проблема для одного урока. Это, как сказала Анна Ивановна, "путь длиною в жизнь". И Миша, пятиклассник, идущий домой после уроков, чувствовал, что сделал только первый, маленький, но очень важный шаг на пути в огромный мир.

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.