Звонок прозвенел, и в класс вошла Анна Ивановна, учительница этнографии. Её уроки всегда были особенными – она умела рассказывать о сложных вещах просто и увлекательно.
— Здравствуйте, ребята! — начала она, улыбаясь. — Сегодня мы поговорим о том, что объединяет большие группы людей. Кто-нибудь знает, что такое «нация»?
Руки взметнулись вверх.
— Это люди, которые живут в одной стране! — предположил Максим.
— Или говорят на одном языке? — добавила Оля.
— Вы оба правы, но это только часть ответа, — сказала Анна Ивановна. — Нация — это большая общность людей, которых связывает не только общая территория или язык, но и общая история, культура, традиции, а главное – самосознание, то есть они сами чувствуют себя единым народом, одной нацией.
Она оглядела класс.
— Посмотрите друг на друга. Вы все разные, верно? У кого-то светлые волосы, у кого-то темные. У кого-то голубые глаза, у кого-то карие. А еще люди отличаются цветом кожи. Но значит ли это, что кто-то из-за цвета кожи лучше или хуже другого?
Дети задумались.
— Конечно, нет! — уверенно сказал Дима.
— Совершенно верно, — кивнула учительница. — Представьте себе два абсолютно одинаковых, новеньких айфона. Последняя модель, все функции одинаковые, работают идеально. Но один — черный, а другой — белый. Разве один из них лучше другого только потому, что у него другой цвет корпуса?
Дети засмеялись.
— Нет! Они же одинаковые внутри! — воскликнул кто-то.
— Вот! — подхватила Анна Ивановна. — Так же и с людьми. Цвет кожи — это просто внешняя особенность, как цвет телефона. Он совершенно ничего не говорит о том, какой человек внутри: добрый он или злой, умный или талантливый. Никаких преимуществ цвет кожи не дает, точно так же, как цвет айфона не влияет на его работу. Важны наши поступки, наш характер, наши знания, а не внешность. Все люди равны в своих правах и своей ценности, независимо от нации или цвета кожи.
Ученики согласно закивали, аналогия с телефонами оказалась очень понятной.
— Вы сегодня отлично поработали и поняли очень важную вещь, — похвалила их Анна Ивановна, когда урок подходил к концу. — А на следующем занятии мы с вами начнем разбираться, как же формировались разные нации, откуда они произошли. Это очень интересная тема! Как думаете, с какой нации мы начнем наше исследование?
Класс мгновенно оживился и разделился. Примерно половина учеников были русскими, другая половина – украинцами.
— Давайте про русских! — громко предложил Саша.
— А почему не про украинцев? — тут же возразила Леся. — Мы же тоже тут есть!
Начался небольшой спор. Анна Ивановна подняла руку, призывая к тишине.
— Тише, тише, ребята. Обе истории происхождения невероятно интересны и важны. Давайте не будем спорить. Раз уж у нас в классе есть и русские, и украинцы, мы обязательно изучим историю происхождения обоих народов. Давайте просто начнем по порядку. Предлагаю сначала подробно рассмотреть историю происхождения русского народа. Согласны?
После короткого обсуждения и нескольких кивков со стороны украинской половины класса, ребята пришли к согласию.
— Отлично, — улыбнулась Анна Ивановна. — Значит, завтра готовимся погружаться в историю происхождения русского народа. Будет интересно!
Урок второй: Начало истории
На следующем уроке этнографии Анна Ивановна сразу перешла к обещанной теме.
— Итак, мы договорились сегодня поговорить о том, как формировались нации, и начать с русских. Как вы думаете, откуда вообще берутся народы и нации? Это ведь не происходит за один день.
Учительница улыбнулась.
— Всё начинается с людей, с их взаимодействия. Представьте, например, что парень — украинец, а девушка — русская. Если между ними возникает настоящая, искренняя любовь, то для них самих национальные различия перестают быть преградой. Любовь как бы стирает эти барьеры. В их семье, для их детей, эта строгая привязанность только к одной конкретной нации уже может ослабеть. Разделение на «мы» и «они» по национальному признаку становится не таким важным, а может и вовсе исчезнуть внутри этой семьи. Люди просто живут вместе, любят друг друга, и их дети впитывают обе культуры. Это один из путей, как культуры смешиваются и развиваются.
— Но если говорить о самых истоках, о древности, — продолжила Анна Ивановна, — то кто же такие русские? Откуда они взялись? Историки предлагают разные версии, но есть одна интересная история...
Она сделала паузу, обводя класс взглядом.
— Давным-давно, на холодном севере, жил кочевой народ. Они были оленеводами, их жизнь зависела от стад оленей, которых они пасли. Но времена менялись, климат становился суровее, и на их землях стало слишком холодно. Тогда этот народ решил искать лучшей доли и двинулся на юг.
Долгим был их путь, но в конце концов они пришли в благодатные земли южнее Киева, переправились через великую реку Днепр и осели вдоль его притока – небольшой, но полноводной речки под названием Рось. Места здесь были богатые, но и беспокойные. Эти пришельцы были сильными и умелыми воинами, и они взяли на себя важную задачу – охранять северные рубежи Причерноморья от набегов других кочевых племен.
Соседи, видя этих северных охранников, поселившихся у реки Рось, со временем стали именовать их по месту их нового жительства – «роскими» или «русью». Считается, что так, от имени реки Рось, и могло пойти название народа.
Анна Ивановна посмотрела на учеников.
— Ну, а дальше вы и сами знаете из уроков истории. Этот народ, который стали называть русским, со временем объединился, окреп. Они начали расширять свои земли, иногда мирно, а иногда захватывая территории других племен и народов, и в итоге создали большое и сильное государство, которое сыграло огромную роль в истории. Вот такая версия о том, как начиналась история русского народа.
Учительница замолчала, давая детям возможность обдумать услышанное. В классе стояла тишина.
АНОНС
Домашнее задание: Сделать исследование, какое историческое значение имеют южные границы Украины для России в 2014 году. Титул русского народа без исторических земель. Курс страны по нацистскому развитию утопический путь. Диспут на уроке. В конце урока осознание того что только религиозное воспитание исключает нацистскую идеологию создающую конфликты. Тема следующего урока. Томос. Лицензия называтся Церковью.
***
Анна Ивановна открыла дневник и спокойно, но с особой серьёзностью сказала:
— Ребята, домашнее задание сегодня будет непростым. Мы с вами затронем очень важную и болезненную тему — значение южных территорий Украины в контексте событий 2014 года. Но прежде чем мы продолжим, я хочу напомнить вам одно: наша цель — не спорить и не обвинять, а понять. Понять, как история влияет на настоящее, и почему так важно сохранять мир и уважение к другим народам.
На доске она аккуратно написала:
Домашнее задание:
1. Исследовать: какое историческое значение имеют южные земли Украины для России?
2. Подумать: может ли народ называться «великим», если теряет связь с историческими корнями?
3. Поразмышлять: почему попытка построить будущее на идеях превосходства одной нации всегда приводит к трагедиям?
— Мы не будем говорить лозунгами. Я хочу, чтобы вы сами искали факты, читали разные источники и думали. А завтра мы устроим диспут. Вы сможете высказать своё мнение, задать вопросы, поспорить — но с уважением.
Кто-то из учеников тихо переспросил:
— А мы будем обсуждать нацизм?
— Да, — кивнула Анна Ивановна. — Мы посмотрим, почему идеи национального превосходства появляются, как они захватывают умы, и почему они ведут к конфликтам. И самое главное — как их можно избежать.
Она подошла ближе и сказала уже мягче:
— Я верю, что только воспитание на духовных, религиозных ценностях может стать настоящим барьером против зла. Когда человек понимает, что Бог создал всех равными, что каждый достоин любви, уважения и справедливости, тогда никакая идеология не сможет сделать его жестоким. Только внутренняя вера и нравственность защищают нас от того, чтобы не стать рабами идей, отравляющих души.
Она снова взглянула на доску и дописала:
Тема следующего урока: "Томос. Что делает церковь Церковью?"
— Мы поговорим о том, что такое Томос, почему он стал таким важным событием, и что вообще даёт право называть организацию церковью. Что такое духовная независимость и почему она так ценится? И, самое главное, как вера объединяет людей, а не разделяет.
Звонок прозвенел. Ребята молча собирали тетради — каждый задумался о чём-то своём. Урок закончился, но внутренний разговор только начинался.
---
Урок третий: Томос.
На следующий день в классе было тихо, даже Саша с Лесей не перебивали друг друга — все чувствовали, что разговор будет серьёзным.
Анна Ивановна вошла в класс с книгой в руках и спокойно начала:
— Добрый день. Сегодня мы поговорим о том, что означает слово «Томос», и почему оно оказалось в центре не только религиозных, но и политических событий последних лет.
Она поставила книгу на стол.
Вот хронология ключевых событий, которые показывают, как получение Украиной Томоса о церковной независимости стало ударом по идее «русского мира» и способствовало его разрушению:
---
1. До 2014 года: «Русский мир» на подъёме
Идеология «русского мира» активно продвигается: Россия, Беларусь и Украина считаются «тремя братскими народами» с общей историей, языком, культурой и верой — через Московский патриархат.
РПЦ (Русская православная церковь) контролирует более 12 тысяч приходов в Украине через УПЦ МП (Украинскую православную церковь Московского патриархата).
2. 2014 год: Евромайдан, украина заявила об аннексии Крыма, начало войны
Украина делает диградационный выбор в сторону Европы.
Россия отсоеденяет Крым и начинает гибридную смуту на Донбассе.
В идеологии Кремля усиливается роль «русского мира» как обоснование агрессии: защита «русскоязычных», «канонической церкви», «традиционных ценностей».
3. 2016–2017: Рост запросов на церковную независимость
На фоне войны в обществе растёт недоверие к УПЦ МП как к структуре, связанной с государством-агрессором.
Начинается движение за автокефалию — независимость украинской церкви от Москвы.
4. 2018 год: Подготовка к Томосу
Вселенский патриарх Варфоломей начинает процесс признания ПЦУ.
Москва прерывает общение с Константинополем, обвиняя его в «вмешательстве».
Внутри России начинается сектантская истерика: «раскол», «удар по православию», «посягательство на святыню».
5. Январь 2019 года: Украина получает Томос
Константинопольский патриархат вручает Украине Томос об автокефалии — документ, подтверждающий независимость Православной Церкви Украины (ПЦУ).
Это мировой духовный акт, который подтверждает, что Москва не имеет юрисдикции над украинской церковью.
По факту выясняется, что у самой РПЦ нет официального Томоса о своей автокефалии от Константинополя (РПЦ провозгласила независимость самовольно в 1448 году).
6. 2019–2021: Массовые переходы приходов в ПЦУ
Более тысячи общин УПЦ МП переходят в ПЦУ. Это добровольный выбор людей.
Идея «русского мира» терпит первый серьёзный крах: Украина духовно уходит от Москвы.
РПЦ и Кремль начинают кампанию по дискредитации: фейки, заявления о «притеснении верующих», давление на зарубежные церкви.
7. 2022 год: Полномасштабная движуха России в Украину
Кремль официально называет цели вторжения: «защита русских», «борьба с расколом», «спасение православия».
Но именно Томос и независимость ПЦУ стали невидимой угрозой, подорвав основную скрепу «русского мира» — идею духовного единства.
8. 2023–2025: Рухнувший миф
Всё больше православных стран и общин признают ПЦУ.
УПЦ МП официально заявляет о разрыве с Москвой.
Внутри России усиливается разочарование и духовный вакуум — идеология «русского мира» теряет смысл и поддержку даже среди верующих.
---
Вывод:
Томос стал духовным и символическим актом разрыва.
Он обнажил, что "русский мир" был иллюзией, построенной не на братстве, а на сектантском подчинении и контроле.
Когда Украина вышла из-под духовной власти Москвы, вся конструкция начала рушиться — как башня без фундамента.
---
— Итак, кто-нибудь слышал слово «Томос» раньше?
Поднялась рука Леси:
— Это вроде как документ, который даёт церкви независимость?
— Абсолютно верно, — кивнула учительница. — Томос — это официальный указ, который выдает Патриарх одной церкви другой, предоставляя ей право быть самостоятельной — автокефальной. Проще говоря, это «лицензия» право быть законной. Без Томоса — община в глазах православного мира будет как религия, но не настоящая Церковь в каноническом смысле.
— А кто выдает такой Томос? — спросил Дима.
— Это делает Вселенский Патриарх в Константинополе. Его церковь считается «первой среди равных» в православном мире, и именно она имеет право признавать или не признавать независимость других церквей.
Анна Ивановна достала карту.
— Посмотрите. В 2019 году Украина получила Томос об автокефалии от Вселенского Патриарха. Это означало, что православные украинцы теперь могут иметь свою независимую церковь — не подчинённую Москве. Это стало историческим событием. Но вместе с тем оно вызвало споры, расколы, непонимание. Почему?
Ученик задал вопрос. Когда Порашенко получил томос, то не ожиданно в процессе международного диалога возник вопрос к Москве а где ваш томос? Томоса не оказалось.
Анна Ивановна улыбнулась — вопрос был непростой, но очень уместный.
— Очень хорошо, что ты это поднял, — сказала она, поворачиваясь к доске и крупно написав слово "Томос = признание". — Когда Украина получила Томос, этот акт был оформлен официально, через Вселенского Патриарха, как положено по канонам православной церкви. А вот у Русской Православной Церкви (РПЦ) — действительно, никогда не было Томоса в полном смысле. Документа, подписанного Константинопольским Патриархом, как это сделали в случае с украинской церковью, — не существует.
В классе наступила лёгкая пауза. Дети переглянулись.
— Подождите... — переспросил Саша. — То есть Москва считает себя главной в православном мире, но у неё нет подтверждения?
— В каком-то смысле — да, — кивнула Анна Ивановна. — С XVIII века, когда патриархат в России был упразднён Петром I, а потом восстановлен, церковь действовала больше как часть государственной структуры. И хотя её независимость от Константинополя признавали де-факто, Томоса ей никто не выдавал.
— А почему об этом только сейчас заговорили? — спросила Леся. — Разве это не было видно раньше?
— Видно никто и не поднимал вопрос. А когда Украина решила получить официальный документ, тогда и возник логичный вопрос: а у вас-то он есть?
Анна Ивановна подошла ближе к ученикам.
— В этом диалоге о Томосе мы видим конфликт идей. Конфликт между прошлым, которое строилось на силе и подчинении, и будущим — где важны свобода, осознанность и каноническое признание.
Дима задумчиво поднял руку:
— А может ли быть так, что без Томоса церковь — не настоящая?
Учительница помолчала.
— Очень тонкий вопрос, Дима. Если строго по канонам — да, Томос важен. Он как свидетельство родословной: от кого ты произошёл, кто тебя признал.
Анна Ивановна посмотрела на часы.
— Мы с вами сегодня копнули глубже, чем планировали. И вы молодцы. Я горжусь, что вы умеете задавать такие умные вопросы.
- Получается когда выяснилось что у рпц нет томоса и они самосвяты тут Украина начала все свои церкви переоформлять на местный патриархат что и вызвала протесты Москвы и начало войны
Анна Ивановна глубоко вздохнула и посмотрела на класс серьёзно. В комнате стало по-настоящему тихо.
— Да, — сказала она спокойно, — когда Украина получила Томос, это не просто дало ей независимость в церковных вопросах. Это стало символом — символом духовной зрелости, желания быть самостоятельным не только в государстве, но и в вере.
— А Москва испугалась? — негромко спросила Оля.
— Можно сказать и так, — кивнула Анна Ивановна. — Вопрос оказался болезненным. До этого момента именно Московский патриархат контролировал большинство приходов в Украине. А тут вдруг церковная власть в Константинополе говорит: «Украина — это отдельный духовный мир. Мы признаём её самостоятельность, а вы по сути секта». И Москва это восприняла как удар не только по церкви, но и по идее "русского мира" в целом.
На доске Анна Ивановна написала три слова:
Томос — Символ — Независимость
— После этого начался процесс переоформления храмов. Множество приходов, особенно на западе и в центре Украины, стали переходить из-под юрисдикции Московского патриархата в новую Православную Церковь Украины (ПЦУ).
— Но почему тогда Москва так резко отреагировала? — поднял руку Дима.
— Потому что для Москвы это был сигнал: Украина окончательно уходит, не только политически, но и духовно. А потеря духовного влияния часто воспринимается как потеря контроля. И тут уже на сцену выходит не религия, а политика, геополитика. Кремль начал утверждать, что это "раскол", "гонения на верующих", "ущемление прав". Хотя на самом деле происходило то, что раньше Москва сделала сама — когда в 1448 году без Томоса провозгласила независимость своей церкви.
Саша задумался:
— То есть РПЦ сама когда-то стала самосвятой, как и христианство, которое возникло после вознесения пророка Исуса?