Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

5 июля 2025 г.

Книга. Конспекты ур. Технология 5 кл. 1 Ур.

 Наступил новый учебный год. К учителям пришли новые ученики. 

Конспект урока по технологии, проведенный в лучших традициях профессора Муниры Хатун. Будьте готовы к точности, дисциплине и ясному пониманию предмета.

Урок Технологии. Тема: «Технологии вокруг нас: От Потребности до Техносферы»
Преподаватель: Профессор Мунира хатун 

(Звенит колокольчик. Профессор Мунира хатун стоит у доски, строго оглядывая класс. Ее взгляд останавливается на паре учеников, слишком громко обсуждающих что-то на последней парте. Она делает шаг вперед.)

Профессор Мунира хатун:  Тишина! Сегодня мы отложим наши... привычные занятия займемся изучением предмета, не менее важного. Технологии. (Она отчетливо произносит слово, делая паузу). Не смейтесь, мистер Вася. Знания людей о преобразовании материи и удовлетворении потребностей могут быть поразительно изобретательны. Итак, откройте свои тетради и запишите тему: «Технологии вокруг нас: Потребности, труд и мир созданных вещей». Пять баллов тому, кто сделает это быстрее всех и аккуратнее. (Ученики торопливо открывают тетради.)

1. Потребности Человека: Основа всей деятельности.
Проф. МунираХатун: (Стоит прямо, руки сложены перед собой) Первый вопрос: почему люди вообще что-то создают? Почему не довольствуются тем, что есть в природе? (Она смотрит на класс, ожидая ответа.) Да, госпожа Виктория?
Виктория: Потому что им чего-то не хватает, профессор? Они голодны, им холодно, они хотят общаться...
Проф. МунираХатун: Точно. Это называется Потребности. (Резким движением указки на доске появляется слово: ПОТРЕБНОСТИ). Потребность – это нужда человека в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни, комфорта и развития. Запишите определение. (Пауза, пока все пишут). Люди не могут по одному лишь желанию приготовить себе обед или починить разбитую чашку. Им приходится придумывать иные пути. (Она с легким пренебрежением, но уважением к сложности задачи, поправляет очки).

Проф. МунираХатун: Потребности не все одинаковы. Один ученый, Абрахам Маслоу, выстроил их в пирамиду. (На доске появляется схема пирамиды Маслоу). Основа – физиологические потребности: еда, вода, сон, тепло. (Указывает на нижний уровень). Без этого – никакие высшие цели не важны. Далее – безопасность: крыша над головой, защита от опасностей. Затем – социальные потребности: друзья, семья, общение. Выше – признание и уважение: успех, статус. И на вершине – самореализация: творчество, развитие талантов. (Она обводит указкой вершину пирамиды). Мистер Павлик перестаньте вертеть перо и запишите уровни! Практическое задание: Возьмите листок с пирамидой. (Раздает необычным способом листочки). За 2 минуты приведите по одному примеру вещи или технологии для КАЖДОГО уровня потребностей. Работайте самостоятельно. Начали.

(Профессор строго обходит класс, проверяя работу. Через 2 минуты звенит колокольчик в ее руке).

2. От Идеи к Вещи: Преобразующая Сила Труда и Технологии.
Проф. Мунира хатун: (Стоит у доски, на которой появляется схема: Потребность -> Идея -> Труд + Технологии -> Вещь) Предположим, человек голоден (Потребность). Он может просто сорвать ягоду. Но если ягод нет? Он придумывает – идея! – вырастить пшеницу, смолоть ее, испечь хлеб (Идея). Но идея – это лишь мысль! Чтобы она стала реальностью, нужен Труд – целенаправленная деятельность. (На доске подчеркивается слово ТРУД). И нужны знания КАК это сделать – Технологии. (Подчеркивается слово ТЕХНОЛОГИИ). Знания о земледелии, помоле, выпечке. Технология – это способ преобразования материалов, энергии, информации для создания нужных вещей или услуг. Запишите.

Проф. МунираХатун: (Смотрит поверх очков) Результат труда и применения технологий – Вещь. (На доске: ВЕЩЬ). Вещь – это предмет материального мира, созданный человеком для удовлетворения потребности. Этот хлеб, та тарелка, на которой он лежит, этот стол – все это вещи. Они не появились сами по себе, когда во времена пророков по воле Всевышнегопророки совершали удивительные чудеса. Они – плод производственной или преобразующей деятельности. Господин Андрей, вам есть что добавить? Нет? Тогда будьте добры, не отвлекайте госпожу Мирьям.

3. Техносфера: Наш Искусственный Мир.
Проф. МунираХатун: (Делает широкий жест рукой, указывая в окно) Посмотрите. Здания, дороги, машины, провода, парки (да-да, даже парки спланированы!), заводы. Это и есть Техносфера. (На доске крупно: ТЕХНОСФЕРА). Техносфера – искусственная среда, созданная человеком с помощью технологий для удовлетворения своих потребностей и защиты от невзгод природы. Это наш "второй мир", наложенный на природный. Мы живем и действуем внутри нее. Без нее современный человек был бы беспомощен, как первокурсник без четких лекций в тетрадях. (Она чуть смягчает интонацию). Задумайтесь: все вокруг вас в этом классе, – часть техносферы. Даже воздух, которым вы дышите, часто очищен технологиями.

4. Практическая Работа: «Разоблачение Свойств Вещей»
Проф. Мунира Хатун: А теперь перейдем от теории к практике. Вы будете изучать свойства обычных человеческих вещей. (Она подходит к столу, на котором лежат различные предметы: металлическая ложка, стеклянный стакан, пластиковая линейка, деревянный брусок, тканевая салфетка, резиновый ластик).

Проф. Мунира Хатун: (Строго) Разбейтесь на группы по 3 человека. Каждая группа получит один «артефакт» для изучения. (Она распределяет предметы взмахом указки). Ваша задача: тщательно изучить его свойства и понять, как они связаны с его назначением и технологией создания. Вы будете использовать свои глаза, руки и разум. (Она раздает листы с таблицей).

Проф. Мунира Хатун: Инструкция:

  1. Внимательно исследуйте предмет: посмотрите, пощупайте (осторожно!), попробуйте слегка согнуть/надавить (не ломая!).
  2. Заполните таблицу: Опишите свойства – материал, форму, размер, вес (легкий/тяжелый), твердость, прочность, гибкость, хрупкость, поверхность (гладкая/шероховатая), теплопроводность (холодный/теплый на ощупь), цвет и т.д.
  3. Проанализируйте:
    • Какую потребность удовлетворяет эта вещь?
    • Почему она сделана именно из этого материала? (Как свойства материала помогают выполнять функцию?)
    • Как, по вашему мнению, ее изготовили? Какие технологии могли быть использованы? (Литье, резка, шитье, прессование и т.д.)
      Время: 8 минут. Начали. И помните: точность и аккуратность превыше скорости. Господин Михаил, не облизывайте ложку, это не часть исследования!

(Профессор ходит по классу, наблюдая за работой групп, отвечая на краткие вопросы сухо и по делу, делая замечания о небрежности.)

5. Подведение Итогов и Домашнее Задание.
(Колокольчик).
Проф. Мунира Хатун: Прекращаем работу! Сдайте таблицы. (Собирает листы взмахом указки). Краткие выводы. (Она вызывает представителя одной группы с ложкой, другой – со стаканом). Господин Иосиф, свойства ложки? Ее назначение? Почему металл? Верно. Металл прочен, держит форму, легко моется, хорошо проводит тепло (для горячей пищи). Возможно, штамповка или литье. Госпожа Анна, ваш стакан? Стекло – твердое, прозрачное (видно содержимое), химически стойкое, но хрупкое. Выдувание или литье. (Кивает). Хорошо.

Проф. Мунира Хатун: (Стоит перед классом, подводя итог) Сегодня мы узнали:

  • Потребности – двигатель деятельности людей.
  • Удовлетворить их помогает Труд и Технологии – знания о способах преобразования мира.
  • Результат – Вещи, обладающие свойствами, определяемыми материалом и способом изготовления.
  • Все созданное человеком образует Техносферу – искусственную среду обитания.
    Понимание этих связей – ключ к пониманию человеческого мира. И, возможно, напомнит вам, что даже создание сложных лекарств или новых форм речи требует аналогичных этапов: выявления потребности (в эффекте), идеи, знаний (технологий) и тщательного труда.

Проф. МунираХатун: Домашнее задание:

  1. Всем: Письменно ответить на вопросы:
    • Дайте определения: Потребность, Технология, Труд, Вещь, Техносфера.
    • Приведите по одному примеру человеческой вещи для каждого уровня пирамиды Маслоу.
    • Объясните, как свойства стекла делают его пригодным для изготовления окон.
  2. По желанию (за дополнительные баллы): Описать или нарисовать «Вещь будущего», решающую какую-либо актуальную человеческую проблему (экология, общение и т.д.). Указать, из каких материалов и с помощью каких технологий ее можно создать и почему.

Проф. МунираХатун: Работы должны быть на моем столе в следующий понедельник к началу урока. Промедление карается... снижением баллов. Урок окончен. (Резко поворачивается и направляется к своему столу, пока ученики собирают вещи под ее пристальным взглядом).


КОНСПЕКТ УРОКА 

Тема урока: Технологии вокруг нас. Человек и его потребности.

Класс: 5-6 (возможно адаптировать для 7)

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о технологии как способе удовлетворения потребностей человека, о взаимосвязи материального мира, идей, труда и техносферы.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Сформировать понятия: "потребность", "технология", "техносфера", "труд", "вещь", "свойства вещи", "идея".
    • Познакомить с видами потребностей человека (на примере пирамиды Маслоу).
    • Раскрыть суть преобразующей и производственной деятельности человека.
    • Объяснить связь между потребностями, идеями, трудом и созданием вещей.
    • Дать представление о техносфере как искусственной среде обитания.
  2. Развивающие:
    • Развивать аналитические навыки: анализ потребностей, свойств вещей.
    • Развивать умение работать в группах.
    • Развивать наблюдательность и критическое мышление.
    • Развивать коммуникативные навыки (умение аргументировать, задавать вопросы).
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
    • Формировать понимание ценности технологий для жизни общества.
    • Воспитывать бережное отношение к вещам и окружающей среде (техносфере).

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • Учащиеся научатся объяснять ключевые понятия темы.
    • Научатся анализировать потребности человека и своего окружения.
    • Научатся определять и анализировать свойства различных вещей.
    • Поймут последовательность создания вещей: потребность -> идея -> труд -> вещь.
    • Узнают о пирамиде потребностей человека.
    • Получат представление о техносфере.
  • Метапредметные:
    • Умение работать с информацией (анализ, обобщение).
    • Умение сотрудничать в группе.
    • Умение представлять результаты своей работы.
    • Развитие познавательного интереса.
  • Личностные:
    • Осознание роли технологий в собственной жизни.
    • Формирование ответственного отношения к результатам труда.

Оборудование:

  • Для учителя: Компьютер, проектор, экран/интерактивная доска; Презентация к уроку (слайды с определениями, пирамидой Маслоу, иллюстрациями техносферы, примерами вещей); Раздаточный материал: "Пирамида потребностей А. Маслоу (упрощенная)", "Карточка для анализа свойств вещей".
  • Для учащихся: Тетради по технологии, ручки, карандаши; Различные предметы для анализа (по 1 на группу или на парту): например, пластиковая линейка, металлическая ложка, стеклянный стакан, тканевая салфетка, деревянный брусок, пластиковая игрушка, бумажная карта и т.д.

Ход урока:

(Общее время: 45 мин)

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей). Оглашение темы и плана урока. Создание позитивного настроя.

II. Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

  • Вопросы классу:
    • "Посмотрите вокруг себя. Какие предметы (вещи) вы видите в классе? (Столы, стулья, окна, доску, ручки, учебники, одежду, технику и т.д.)"
    • "Как вы думаете, всегда ли эти вещи существовали в природе? Как они появились?"
    • "Для чего человек создал все эти вещи? Что он хотел получить?" (Подвести к слову "потребность").
  • Формулировка проблемы: "Все эти предметы созданы человеком с помощью технологий для удовлетворения своих потребностей. Но что такое потребности? Как именно человек, его идеи, труд и технологии создают мир вещей вокруг нас? И что такое техносфера? Давайте разберемся!"

III. Изучение нового материала (20 мин)

(Сопровождается презентацией)

  1. Потребности человека (Пирамида Маслоу):

    • Определение: Потребность – это нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания его жизни и развития. (Запись в тетрадь).
    • Виды потребностей (на примере упрощенной пирамиды Маслоу):
      • Физиологические (еда, вода, сон, воздух, жилье).
      • Безопасность (защита от опасности, стабильность, порядок).
      • Социальные (любовь, дружба, общение, принадлежность к группе).
      • Признание и уважение (успех, статус, одобрение, самоуважение).
      • Самореализация (творчество, развитие способностей, достижение целей).
    • Аналитическая деятельность (устно): Учитель показывает примеры вещей/технологий (хлеб, дом, замок, телефон, книга, спортивный кубок, картина) – учащиеся определяют, какую потребность(и) они удовлетворяют. Обсуждение: "Какие потребности вы удовлетворяете прямо сейчас? Какие – ваших родителей/друзей?".
    • Практическая деятельность: Учащимся раздается лист с пирамидой Маслоу. Задание: Написать по 1-2 примера вещей или технологий, удовлетворяющих каждый уровень потребностей. (Мини-обсуждение в парах).
  2. От потребности к вещи: Преобразующая и Производственная деятельность:

    • Определение: Технология – это способ преобразования (изменения) материалов, информации, энергии для создания нужных человеку вещей или услуг. (Запись в тетрадь). Пояснение: Технологии – это знания и умения о том, КАК сделать.
    • Цепочка создания:
      • Потребность (Хочу есть) ->
      • Идея (Придумать тарелку) ->
      • Трудовая деятельность (Собрать глину, слепить, обжечь) + Технологии (Знания о гончарстве) ->
      • Вещь/Продукт (Глиняная тарелка) -> Удовлетворение потребности.
    • Определение: Труд – это целенаправленная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ. (Запись в тетрадь).
    • Определение: Вещь – это предмет материального мира, созданный человеком для удовлетворения своих потребностей. (Запись в тетрадь).
    • Аналитическая деятельность (устно): Привести примеры преобразующей деятельности (выращивание растений, приготовление еды) и производственной деятельности (изготовление автомобиля на заводе). Чем они отличаются? (Масштаб, сложность, использование машин). Связь с технологиями.
  3. Техносфера:

    • Определение: Техносфера – это часть окружающей среды, созданная человеком с помощью технологий для удовлетворения своих потребностей и защиты от воздействия природной среды. (Запись в тетрадь). Пояснение: Это наш "искусственный мир": города, дороги, заводы, дома, парки, линии электропередач, интернет – все, что создано человеком и окружает его.
    • Обсуждение: "Приведите примеры техносферы в нашей школе/городе. Как техносфера помогает нам удовлетворять потребности? Может ли техносфера создавать проблемы? (Экология)". Подчеркнуть, что мы живем и действуем внутри техносферы.

IV. Практическая работа «Изучение свойств вещей» (10 мин)

  • Цель работы: Научиться выявлять и описывать свойства различных вещей, понимая, что эти свойства определяют назначение вещи и технологию ее изготовления.
  • Организация: Учащиеся делятся на небольшие группы (2-4 человека). Каждая группа получает один предмет и "Карточку для анализа свойств вещей".
  • Инструкция:
    1. Внимательно рассмотрите выданный предмет.
    2. Заполните карточку, описывая свойства предмета по предложенным критериям. Используйте слова: легкий/тяжелый, твердый/мягкий, гладкий/шероховатый, прозрачный/непрозрачный, гибкий/хрупкий, теплый/холодный на ощупь, цвет, запах (если есть) и т.д.
    3. Подумайте и запишите:
      • Какой потребности служит этот предмет?
      • Из какого материала он сделан? Почему, по вашему мнению, выбран именно этот материал? (Как свойства материала связаны с назначением вещи?)
      • Как, по вашему мнению, его изготовили? (Какие технологии могли использоваться?).
  • Карточка для анализа (пример):
    | Свойство предмета | Описание свойства | Назначение свойства (Зачем оно нужно?) |
    | :--------------- | :--------------- | :------------------------------------ |
    1. Название предмета: __________ | | |
    2. Материал: __________ | | |
    3. Форма: __________ | | |
    4. Размеры (приблизительно): __________ | | |
    5. Вес (легкий/тяжелый): __________ | | |
    6. Поверхность (гладкая/шероховатая и т.д.): __________ | | |
    7. Твердость/Прочность: __________ | | |
    8. Гибкость/Хрупкость: __________ | | |
    9. Теплопроводность (теплый/холодный на ощупь): __________ | | |
    10. Другие свойства (цвет, запах, прозрачность и т.д.): __________ | | |
    11. Какая потребность удовлетворяется? __________ |
    12. Почему выбран этот материал? __________ |
    13. Как, вероятно, изготовлен? (Какие технологии?) __________ |
  • Работа в группах: Учитель контролирует процесс, отвечает на вопросы.

V. Закрепление изученного материала (5 мин)

  • Обсуждение результатов практической работы: Представитель от 1-2 групп кратко представляет анализ своего предмета, акцентируя внимание на связи свойств, материала, назначения и возможных технологий изготовления. Другие группы дополняют или задают вопросы.
  • Обобщающие вопросы классу:
    • "Что такое потребности? Назовите основные виды."
    • "Какова роль идеи в создании вещи?"
    • "Что такое технология? Приведите пример."
    • "Что объединяет понятия 'труд', 'технология', 'вещь'?" (Они связаны процессом удовлетворения потребности).
    • "Что такое техносфера? Приведите примеры."
    • "Почему важно понимать свойства вещей?" (Чтобы правильно их использовать, создавать, выбирать материалы и технологии).

VI. Рефлексия и подведение итогов (2 мин)

  • Вопросы:
    • "Что нового и важного вы узнали сегодня на уроке?"
    • "Какое понятие было самым сложным для понимания?"
    • "Как вы думаете, как эти знания пригодятся вам в жизни?"
  • Вывод учителя: Подчеркнуть, что технологии – неотъемлемая часть нашей жизни, созданная трудом человека для удовлетворения его разнообразных потребностей. Вещи вокруг нас обладают определенными свойствами, которые определяются материалом, технологией изготовления и назначением. Мы живем в созданной нами же техносфере. Понимание этих связей помогает нам лучше ориентироваться в мире и ценить труд.

VII. Домашнее задание (1 мин)

  1. Обязательное: Прочитать конспект урока. Привести 3 примера вещей из дома, описать какую потребность они удовлетворяют и из какого материала сделаны (устно или кратко письменно).
  2. Творческое (по желанию): Нарисовать или описать "Вещь будущего", которая удовлетворяет какую-либо потребность (например, в общении, безопасности, экологии). Объяснить, какие свойства она должна иметь и из каких материалов/с помощью каких технологий ее можно было бы сделать.

Методические пояснения:

  • Дифференциация: Для сильных учащихся можно предложить более сложные вопросы на анализ (например, проследить цепочку создания сложной вещи – смартфона), дать задание на поиск информации о необычных технологиях или материалах. Для учащихся, испытывающих трудности, упростить карточку анализа, дать готовые варианты ответов на выбор, работать в паре с более сильным учеником.
  • Практическая работа: Выбор предметов для анализа должен быть разнообразным по материалам и назначению. Важно акцентировать внимание на том, почему вещь обладает теми или иными свойствами (связь "материал -> свойство -> назначение -> технология изготовления").
  • Пирамида Маслоу: Подается в упрощенном виде. Главное – донести идею многообразия и иерархии потребностей.
  • Связь понятий: Постоянно подчеркивать взаимосвязь ключевых понятий: "Потребность -> Идея -> Технология + Труд -> Вещь -> Техносфера".
  • Экологический аспект: При обсуждении техносферы и свойств вещей (особенно пластика) можно мягко затронуть вопрос долговечности/разлагаемости материалов и ответственности человека за созданную им среду.

Удачи в проведении урока!


Мунира Хатун, завуч с 30-летним стажем и знаток ФГОС до последней запятой, смотрит на конспект урока профессора поверх строгих очков. Ее анализ – это не просто оценка, это скальпель методиста, препарирующий каждый этап на соответствие Стандарту.

Самоанализ урока технологии по теме «Технологии вокруг нас»
Проведен: Профессором Мунира Хатун 
Аналитик: Мунира Хатун, эксперт ФГОС

(Мунира Хатун открывает толстую папку с пометкой «ФГОС ООО. Технология. 5-9 кл.» и начинает писать четким почерком):

1. Соответствие Программному содержанию (целеполагание):

  • Соответствие полное и системное. Урок мастерски охватывает все заявленные пункты: потребности человека (и их иерархия), преобразующая и производственная деятельность, связь «материальный мир – потребности – идея – вещь», понятие техносферы, свойства вещей. Ничего не упущено, все логично взаимосвязано.
  • Цель и задачи: Сформулированы четко, в деятельностной форме («сформировать представление», «познакомить», «раскрыть», «развивать», «воспитывать»). Полностью соответствуют планируемым результатам ФГОС по предметной области «Технология» (раздел «Технологии в жизни человека и общества»).
  • Планируемые результаты (ПР): Конкретизированы на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Прописано, что именно научатся делать ученики (объяснять понятия, анализировать потребности и свойства вещей, понимать цепочку создания), какие УУД будут развиваться (анализ, обобщение, сотрудничество, представление результатов), какие личностные качества формируются (уважение к труду, понимание роли технологий, бережливость). Соответствие ФГОС: 5/5.

2. Реализация Основных видов деятельности обучающихся:

  • Аналитическая деятельность:
    • Объяснение понятий: Реализовано через четкие определения, записи в тетрадь, визуализацию (пирамида, схема цепочки). Использование контекста (человеческая деятельность) – сильный мотивационный ход.
    • Изучение потребностей человека: Блестяще реализовано через пирамиду Маслоу с практическим заданием (примеры вещей/технологий для каждого уровня). Актуализация через ближайшее окружение («потребности ваших родителей/друзей», «удовлетворяемые прямо сейчас») выполнена.
    • Анализ свойств вещей: Стал ключевым элементом практической работы. Задание структурировано карточкой, требующей не просто перечисления, а осмысления связи свойств с назначением и технологией.
  • Практическая деятельность:
    • Изучение пирамиды потребностей: Не пассивное слушание, а активное заполнение схемы с примерами. ФГОС-принцип «деятельности» соблюден.
    • Изучение свойств вещей: Практическая работа «Изучение свойств вещей» – центральный практико-ориентированный элемент урока. Работа в группах, использование реальных объектов, четкая инструкция с аналитическим компонентом – все соответствует требованиям Стандарта к практической деятельности на уроках технологии. Соответствие ФГОС: 5/5. Деятельность не просто «для галочки», а глубоко осмысленная.

3. Методы и Формы организации:

  • Методы: Сочетание объяснительно-иллюстративного (лекция-беседа с презентацией), проблемного (вопросы в актуализации), практического (работа с предметами), частично-поискового (анализ свойств, поиск примеров для пирамиды). Оптимально.
  • Формы: Фронтальная (объяснение, беседа), индивидуальная (запись, заполнение пирамиды), групповая (практическая работа). Смена форм удерживает внимание, развивает разные компетенции.
  • Средства обучения: Традиционные (тетрадь, доска) и современные (презентация). Раздаточный материал (пирамида, карточка анализа) – методически грамотное решение. Подбор предметов для анализа разнообразен. Соответствие ФГОС: 5/5.

4. Формирование УУД (Метапредметные результаты):

  • Познавательные УУД:
    • Знаково-символические: Работа со схемой пирамиды Маслоу, схемой «Потребность->Идея->Труд+Технологии->Вещь». Отлично.
    • Логические: Анализ потребностей, свойств вещей; установление причинно-следственных связей (потребность -> вещь, материал -> свойства -> назначение -> технология). Явно развиваются.
    • Постановка и решение проблемы: Проблемный вопрос в начале («Как появились вещи?»), задача анализа свойств и технологий изготовления. Присутствует.
  • Регулятивные УУД: Четкие инструкции, регламент времени («2 минуты», «8 минут»), контроль выполнения (обход класса). Формируются навыки планирования и самоконтроля.
  • Коммуникативные УУД: Фронтальная беседа, обсуждение в группах (практическая работа), представление результатов. Развиваются.
  • Личностные УУД: Формирование уважения к труду (акцент на цепочке создания), понимание роли технологий, бережное отношение к вещам и техносфере (экологический аспект упомянут). Задачи решаются. Соответствие ФГОС: 5/5.

5. Дифференциация и Рефлексия:

  • Дифференциация: Учтена (сильные – сложные вопросы/вещи, слабые – упрощенная карточка, работа в паре). Рекомендация: В плане явно прописать конкретные примеры дифференцированных заданий.
  • Рефлексия: Проведена через вопросы («Что нового?», «Что сложно?», «Как пригодится?»). Достаточно, но можно усилить: Добавить краткую письменную рефлексию (1-2 предложения в конце практической карточки или на стикере). Соответствие ФГОС: 4/5 (Рефлексия есть, но потенциал для углубления).

6. Домашнее задание:

  • Соответствует теме и уровню. Обязательная часть закрепляет базовые понятия и понимание связи свойств материала с назначением. Творческая часть («Вещь будущего») – прекрасное задание, развивающее проектное мышление, креативность, умение обосновывать выбор материалов и технологий. Полностью соответствует духу ФГОС (системно-деятельностный подход, развитие инженерного мышления). Соответствие ФГОС: 5/5.

Сильные стороны урока (с точки зрения ФГОС):

  1. Системность и логика: Четкая структура, все элементы урока работают на достижение заявленных ПР.
  2. Высокая практическая направленность: Практическая работа не формальна, а является ключевым элементом для достижения предметных и метапредметных результатов. Анализ реальных объектов.
  3. Активная познавательная деятельность: Минимум пассивного слушания, максимум анализа, заполнения схем, групповой работы, обсуждения.
  4. Формирование ключевых понятий: Понятия вводятся не изолированно, а в системе взаимосвязей (потребность-технология-труд-вещь-свойства-техносфера).
  5. Мотивация: Удачное использование контекста (человеческий мир») для повышения интереса к, казалось бы, привычным темам.
  6. Четкая связь с жизнью: Анализ потребностей окружения, изучение привычных вещей, осмысление техносферы как среды обитания.
  7. Эффективное использование средств: Презентация, раздаточный материал, реальные объекты.

Рекомендации для еще большего соответствия ФГОС (и повышения эффективности):

  1. Углубить рефлексию: Ввести элемент письменной рефлексии в конце (краткий ответ на вопрос, заполнение таблицы «Знал/Узнал/Хочу узнать», смайлик/лестница успеха).
  2. Явная формулировка критериев оценки: Перед практической работой кратко озвучить (или вывести на слайд), по каким критериям будет оцениваться работа группы (полнота описания свойств, глубина анализа связи свойств-назначения, обоснованность предположений о технологии, активность всех участников).
  3. Экологический аспект (Техносфера): Выделить на это немного больше времени. Не только упомянуть проблемы, но и связать с свойствами материалов (например, почему пластик, обладая полезными свойствами, создает проблему? Какие свойства делают материал экологичным?). Это напрямую связано с современными требованиями ФГОС к формированию экологического сознания.
  4. Связь с профессиями: При обсуждении производственной деятельности и технологий кратко упомянуть, какие профессии связаны с созданием изучаемых вещей (инженер-конструктор, технолог, рабочий-станочник, дизайнер). Реализация профориентационной составляющей ФГОС.
  5. Интеграция: Явно обозначить межпредметные связи (обществознание – потребности, пирамида Маслоу; физика – свойства материалов; экология; история техники). ФГОС приветствует интеграцию.

Общий вывод Муниры Хатун:

"Я провела урок высокого уровня, демонстрирующий глубокое понимание не только предмета «Технология», но и ключевых принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Урок является образцовым по системности, практической направленности и достижению заявленных планируемых результатов. Методическая грамотность в организации деятельности обучающихся (аналитической и практической) не вызывает сомнений. Стиль преподавания, хотя и специфичен, эффективен для поддержания дисциплины и концентрации внимания.

Рекомендую данный конспект как методический образец для учителей технологии. Внесение незначительных дополнений (более глубокая рефлексия, явные критерии оценки, усиление экологического и профориентационного аспектов) позволит довести урок до совершенства с точки зрения современных требований ФГОС ООО. Оценка за соответствие ФГОС: 5 (отлично)."

(Мунира Хатун ставит аккуратную подпись и печать «СОГЛАСОВАНО. ФГОС»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.