Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

16 июня 2025 г.

КНИГА. Русский север. Часть 7.

 




Павел: Городские Технологии и Кирпичное Будущее

Город оглушил их. После размеренной тишины своей долины, где главными звуками были стук топора да пение птиц, они попали в ревущий котел. Грохот карет по брусчатке, крики извозчиков, гудки далеких фабричных труб, плотная толпа вечно спешащих людей – все это давило и вызывало растерянность. Город был миром контрастов: величественные каменные особняки и правительственные здания соседствовали с чадящими трущобами, а запах дорогих духов из проезжающих карет смешивался с вонью угля и нечистот.

Но они приехали сюда не зеваками. На постоялом дворе их уже ждал неприметный человек в городском костюме. Это был один из людей Егора. Он молча кивнул и повел их в чайную, где представил седовласому господину с умными, проницательными глазами – профессору и инженеру-технологу Алчевскому. Профессор оказался старым другом Егора, человеком, который верил, что истинная сила России не в парадах, а в развитии ума и ремесла в народе.

На следующий день, благодаря связям профессора, они получили разрешение на посещение лучших промышленных предприятий. Они побывали на чугунолитейном заводе, но главным их интересом был большой кирпичный завод на окраине города. Там, среди шума и жара, они провели целый день. Мастер-каменщик с горящими глазами изучал конструкцию огромной кольцевой печи Гофмана, позволявшей обжигать кирпич непрерывно. Павел делал зарисовки прессов и глиномялок. А Егор смотрел на организацию труда – как подвозят сырье, как сушат кирпич-сырец, как происходит отгрузка.

Вечером, прощаясь, профессор Алчевский передал Егору тяжелый сверток и толстую папку.

– Это чертежи и полное технологическое описание кирпичного завода, – сказал он. – Конструкция не самая новая, но надежная, как солдатская винтовка. Вы сможете построить его своими силами. Считайте это моим вкладом в ваше благое дело.


Они вернулись в деревню с сокровищем – со знанием. На общем сходе они развернули чертежи, и Павел с Егором подробно объяснили весь процесс. Община, воодушевленная новой, еще более масштабной целью, принялась за работу.

Строительство кирпичного завода стало делом всей деревни:

  1. Карьер и подготовка: У ручья, где были найдены залежи подходящей глины, разбили карьер. Одни копали глину, другие на телегах подвозили ее к площадке рядом с будущим заводом. Здесь вырыли большие ямы-«творила», куда глину сваливали, заливали водой и оставляли «киснуть», чтобы она стала пластичной.
  2. Механизация: Рядом с ямами, используя всю мощь водяного колеса, установили глиномялку, построенную по городским чертежам. Мощный вал приводил в движение лопасти, которые месили глину с песком, превращая ее в однородную массу. Дети с восторгом смотрели, как сила воды выполняет работу десятков людей.
  3. Формовка: В длинном сарае мужчины и женщины работали у формовочных столов. Они брали подготовленную глину, с силой вбивали ее в деревянные формы, смазанные песком, и срезали излишки. Ровные бруски кирпича-сырца аккуратно выкладывали на стеллажи под навесами для сушки на ветру.
  4. Сердце завода – Печь: Главной задачей было строительство обжигательной печи. Мастер-каменщик, вооруженный новыми знаниями, руководил кладкой. Это было монументальное сооружение, сложенное из камня и огнеупорного кирпича, привезенного из города в качестве образца.
  5. Первый обжиг: Когда печь была готова, настал самый волнительный момент. Высушенный сырец аккуратно уложили внутри плотными рядами, оставив каналы для жара. Ахмет, как лучший знаток огня, лично руководил процессом обжига. Несколько дней и ночей он, сменяясь с помощниками, поддерживал в печи ровный, сильный жар. Вся деревня затаив дыхание ждала.
  6. Победа: Когда печь остыла и ее вскрыли, оттуда потянуло жаром, как из жерла вулкана. Егор специальными щипцами достал первый кирпич. Он был ровного, красного цвета, без единой трещинки. Егор постучал по нему молоточком – и кирпич ответил чистым, звонким гулом. Это была победа. У них был свой кирпич!

Теперь строительство десяти новых домов для мастериц пошло с невероятной скоростью. Дружина, работая под руководством мастера-каменщика, возводила прочные кирпичные стены. К концу лета на окраине деревни выросла целая улица – десять ладных, красивых домов с резными наличниками, которые заранее приготовили Павел с отцом.

И тогда в деревне сыграли сразу десять свадеб.

Это был настоящий фестиваль никахов. На том же лугу, под открытым небом, имам поочередно заключил десять брачных союзов. Десять отважных батыров, проявивших себя не только в силе, но и в усердном труде, взяли в жены десять искусных мастериц. Мастерская Аиши обеспечила каждую невесту богатым приданым из тканей и ковров, а Павел и Егор из первой прибыли кирпичного завода помогли каждому жениху внести достойный махр золотом.

Праздновала вся община. Павел и Аиша, держась за руки, смотрели на счастливые лица молодоженов, на новые кирпичные дома, на дымящую трубу их завода на горизонте. Их личная история любви и поиска веры превратилась в историю созидания целого общества – сильного, праведного, самодостаточного и устремленного в будущее. Они научились не просто строить дома. Они научились строить мир.


Зимний вечер. За окном скрипел наст, на печке потрескивали дрова, в лампе тихо гудело масло. Во двор заехали сани — ямщик в кожухе соскочил, вынул из мешка замотанный в брезент толстый журнал, и постучал в дверь мастерской:

— Из города… свежий выпуск. Говорят, передовые идеи.

Павел принял свёрток, развернул, посмотрел — «Вестник техники и ремёсел Российской Империи». 1893 год. Толстые страницы, литографии, схемы. Позвал грамотного Никиту — того самого, что обучался в Петербурге, да вернулся в деревню, чтоб дело делать.

В избе зажгли керосинку, разложили журнал на большом столе. Собрались плотники, кузнецы, старшины, даже бабушки — послушать. Особенно внимание всех привлекла статья инженера А.Ф. Громова:


«О применении конвейерных механизмов в производстве ремесленных изделий и сельхозинвентаря»

…при наличии приводного вала, соединённого с источником энергии — водяным колесом или паром, возможно движение ленты с подвижными столами… ускорение производственного процесса в 3—4 раза при сохранении качества...


— То есть... — задумчиво протянул Павел, — не стоишь над каждым топором от начала до конца, а делаешь один элемент. А потом следующая пара рук — следующий этап. Это же…

— …революция, — шепнул Никита.


Начало строительства линии

Уже весной, в производственном здании, рядом с водяной мельницей, крутился вал с колесом. Воины Айши — её братья, люди крепкие, искусные — смастерили коробку передач: с деревянными шестернями, кожаными ремнями и деревянными направляющими.

Павел и мастер Иван соединили систему с лентой, что тянулась через весь цех. Она двигалась плавно — сила реки шла в дело.

На ней разместили станции: 

  • первая — распил;
  • вторая — обтёсывание;
  • третья — сверловка;
  • четвёртая — отделка и клеймо.

Рабочие стояли у своих мест, и теперь за день делали вдвое больше.


📐 Архитектура и устройство здания

📍 Местоположение

Здание разместили рядом с рекой, где уже была мельница. Это дало естественный источник энергии — водяное колесо, которое, через вал и шестерни, передавало движение внутрь мастерской.

🧱 Материалы

  • Сруб из сосны и лиственницы, на мощном каменном фундаменте;
  • Крыша — двускатная, с покрытием из дощатой лемехи, позже — с железными листами;
  • Окна большие, арочные, чтобы впускать максимум света;
  • Внутри — разделение на 4 зоны, по технологическим этапам.

⚙️ Внутреннее устройство

🔧 1. Приводной отсек

  • Там установлен главный вал от водяного колеса;
  • С него ременные передачи расходились по потолку, крутя вертикальные валы, к которым подключались станки и конвейер;
  • Всё устройство размещено на деревянных стояках с металлическими скобами — сделано с точностью до миллиметра.

🪚 2. Производственная линия

Конвейер изобретённый по статьям Громова и доработанный детьми:

  • На деревянной ленте, тянущейся через всю мастерскую, последовательно установлены рабочие станции:
    • распил,
    • строгание,
    • сверление,
    • сборка,
    • финальная отделка.

Каждая станция имеет своё рабочее место с инструментами, заточенными в кузнице


Изобретения детей

В это время, в столярной мастерской при школе, шёл урок по физике и труду. Учитель показал модель конвейера на шестернях и спросил:

— А если лента вдруг остановится или что-то застрянет?

И тут один мальчик, Абдулла, сын кузнеца, предложил:

— Надо, чтобы дерево само говорило, когда застряло!

— Говорило?

— Ну… не говорило, но чтобы срабатывало.

На следующем уроке они вместе с учителем и Павлом разработали механический датчик на основе рычага:

  • если заготовка застревала,
  • рычаг отгибался,
  • нажимал на деревянную кнопку,
  • и звук — щелчок — звал мастера.

Другой ученик придумал флажковый индикатор: когда все заготовки пройдут, флажок сам поднимется — значит, можно начинать новый цикл.


Люди дивились.

Айша тихо радовалась — её братья и муж шли вперед.
Павел гордился сыном — теперь он не только плотник, но и изобретатель.
Священник и мулла приходили посмотреть на цех и говорили:

— Наука — как река. Важно, куда её направить. К добру, к хлебу, к свету.



На следующий урок в столярную мастерскую дети пришли взволнованные и сосредоточенные. У доски висела большая схема — чертёж конвейерной линии, уже с отмеченными точками, где установлен датчик Абдуллы. Павел встал перед детьми, в руках у него был длинный указ:

— Сегодня наша задача — закончить цепь контроля. Один датчик — хорошо. Но где ещё могут быть сбои? Думайте, дети.

Мозговой штурм начался

Мальчик по имени Илья, задумчиво жуя щепку, сказал: — А если заготовка не поступила вообще? Кто об этом узнает?

— Молодец, — кивнул Павел. — Значит, нужен датчик начала подачи.

— И чтобы не две заготовки сразу, — добавила Зулейха, ловкая девочка с руками точнее штангенциркуля.

Так появились две идеи:


1. Механический флажок подачи

Назначение: следить, что заготовка действительно пошла на ленту.

Конструкция:

  • подающая горка с поворотным крючком;
  • при прохождении доски крючок отклоняется и сдвигает флажок;
  • флажок — индикатор: зелёный — идёт, красный — нет подачи.

2. Зажимный шибер от двойной подачи

Назначение: препятствует поступлению двух заготовок сразу.

Конструкция:

  • У основания горки — щель строго под один брусок;
  • если идут два — верхний упирается в шибер, и срабатывает сигнальный звонок (подпружиненный бубенчик).

— А что если на середине ленты что-то выпадет? — спросил Муса, худенький парень с вечно мятой тетрадью.

Так родилась идея:


3. Контроль массы и баланса

Назначение: если заготовка упала, линия продолжит работать впустую.

Конструкция:

  • В определённой точке под лентой — коромысло с противовесом;
  • если заготовка не прошла — противовес перевешивает и опускает флажок;
  • на стене сигнализатор — флажок с надписью «Пусто».

Сборка и технологические карты

Павел принес большой лист бумаги.
— Теперь сделаем технологические карты — чтобы любой, кто возьмёт её в руки, мог собрать и установить датчики.

Ученики работали в группах. Каждый делал карту одного датчика:


📄 Технологическая карта: Датчик подачи

Материалы:

  • Деревянный крючок 15 см
  • Гвоздь-ось
  • Флажок из фанеры
  • Краска (зелёная, красная)
  • Подставка из дубовой рейки

Инструменты:

  • Молоток
  • Дрель
  • Напильник

Сборка:

  1. Закрепить крючок на оси (гвоздь)
  2. Присоединить флажок на тягу
  3. Покрасить флажок (зелёный вниз, красный вверх)
  4. Проверить работу крючка при проходе заготовки

Монтаж:

  • Установить у горки подачи
  • Настроить угол отклонения
  • Проверить на холостом ходу

📄 Карта: Датчик выпадения заготовки

Материалы:

  • Коромысло из ивы
  • Противовес 100 г
  • Деревянная опора
  • Верёвка сигнальная

Сборка и проверка:

  1. Установить коромысло под лентой
  2. Привязать верёвку к флажку
  3. Проверить с падением пустого и загруженного прохода

Урок завершился аплодисментами

Учитель и Павел смотрели, как дети сами объясняют работу механизмов, чертят схемы, проверяют натяжение и делятся открытиями.
— Видишь, — сказал Павел, обращаясь к Никите, — вот где начинается наука — с задачи и руки.


Производственное здание, что построили на окраине деревни, стало настоящим символом нового времени, где труд, наука и вера в доброе дело переплелись в единое целое.


.

📍 Над конвейером — система механических датчиков:

  • Проверка наличия заготовки,
  • Контроль падения и пустого хода,
  • Сигнализация об ошибке,
  • Флажковые индикаторы — зелёный/красный.

Все механизмы работают от силы воды, лишь иногда требуется ручная регулировка.


🔬 3. Опытный уголок

В углу зала дети вместе с Павлом соорудили мини-лабораторию:

  • Верстаки,
  • Измерительные приборы (линейки, отвесы, угольники),
  • Чертёжные доски.

Там разрабатывались датчики, пробовались новые типы соединений, велись опыты с рычагами и блоками.
На стенах — чертежи, схемы, даже переведённые статьи из столичных журналов.


📚 4. Уголок знаний

По настоянию учителей и Айши, в здании оборудовали небольшую библиотеку, с книгами по:

  • инженерии,
  • механике,
  • математике,
  • Коране, Торе, Псалтири и Евангелии — «чтоб знали, что разум от Бога».

🛠️ Производимая продукция

Мастерская изготавливала:

  • Сельхозинвентарь (бороны, плуги, лемеха),
  • Столярные изделия (лавки, наличники, шкафы),
  • Учебные заготовки для школы,
  • Механические игрушки и модели для ярмарок.

Доходы росли. Спрос был и в уезде, и за его пределами.


🤝 Участие общины

  • Работали всей деревней: кто с топором, кто с чертежом, кто с молитвой.
  • Караван-сарай Айши снабжал рабочие чаем и лепёшками.
  • Старики приходили смотреть и советовать.
  • Учителя учили грамоте и черчению новых работников.

📯 Гордость деревни

На открытие производственного здания пришли староста, священник, мулла, представители уезда.

Один сказал:

Мы, что были считаны глухой стороной, создали фабрику света. И если наши дети здесь — значит, мы не зря пахали и молились.



ПРОДОЛЖЕНИЕ 



СОДЕРЖАНИЕ 

Часть 1 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/blog-post_10.html?m=1

Часть 2 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/2_0170206377.html?m=1

Часть 3 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/3.html 

Часть 4 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/4.html

15 июня 2025 г.

КНИГА. Русский север. Часть 6.

 Павел: Строительство Будущего

Шли месяцы. Ткацкая мастерская гудела жизнью и приносила стабильный доход, а слава об искусных коврах и тканях Аиши разносилась с купеческими караванами далеко за пределы долины. Девушки, что пришли работать к ней робкими ученицами, превратились в умелых мастериц. Они взрослели, и Аиша все чаще ловила на их лицах задумчивую грусть. Она, как никто другой, понимала, что умение и достаток – это лишь половина счастья для женщины, если у нее нет своего дома, своей семьи.

Однажды вечером, на их обычном семейном совете, Аиша поделилась своими мыслями с мужем и свекром.

– Девушки наши – золото, – сказала она. – Они работают на совесть. Но они вырастают, им нужно вить свои гнезда. Мы должны помочь им с жильем. Негоже, чтобы мастерицы ютились в родительских домах, ожидая женихов.

Павел, который как раз чертил план расширения склада, оторвался от бумаги.

– Ты права. Но где им взять мужей? В деревне не так много свободных парней, а дружина наша… они воины, землепашцы. Они редко видятся с девушками из мастерской. У них разные миры.

– Так нужно, чтобы эти миры пересеклись, – мудро заметил Егор, до этого молча слушавший их. – Дайте людям общее, благое дело, и вы увидите их сердца.

Идея родилась в тот же вечер, ясная и сильная, как все их решения. Они построят дома для каждой из лучших мастериц. А строить их будут молодые батыры из дружины Павла.

– Они сильные, выносливые, вера их крепка, – рассуждал Павел, и его глаза загорелись. – Но они не умеют строить. Так мы их научим! Они получат ремесло, а девушки – дома. И в общем труде они смогут присмотреться друг к другу.

Было решено пригласить лучших мастеров. Егор брал на себя плотницкое и столярное дело. Из деревни Аиши позвали ее отца, кузнеца Ахмета, чтобы он учил ковать гвозди, скобы, дверные петли – всю железную утварь для дома. Нашли и старого каменщика, знатока кладки печей.

Павел и Егор несколько дней просидели над чертежами. Они разработали эскиз типового дома – не слишком большого, но крепкого и продуманного. Сруб из четырех стен, светлая горница, сени, а во дворе – небольшой хлев для коровы или коз, дровяник и погреб. К дому прилагался подробный план хозяйства и технологическая документация по каждому этапу строительства – от закладки фундамента до резьбы наличников.

На общем сходе Павел представил этот план дружине и девушкам из мастерской.

– Вашими руками, батыры, мы построим дома для ваших сестер по вере. Мастера научат вас ремеслу, которое всегда прокормит. А в общем труде, быть может, вы найдете ту, для которой этот дом станет родным.

Глаза молодых воинов загорелись. Это была достойная задача, настоящее мужское дело. Девушки смущенно опускали глаза, но на их щеках играл румянец надежды.

На свободных землях за деревней, которые выкупила община на доходы от мастерской и караван-сарая, были размечены участки. Началось строительство первого дома – для Дарины, старшей мастерицы.

Работа закипела. Поначалу руки батыров, привыкшие к рукояти меча или уздечке, были неуклюжи. Топор ходил криво, пила вязла в бревне. Но их упорству можно было позавидовать. Егор терпеливо показывал, как рубить угол «в чашу», чтобы бревна ложились плотно, без щелей. Ахмет у своей походной кузни учил их раздувать огонь и укрощать раскаленный металл. Старый каменщик объяснял науку фундамента и кладки печи, чтобы та давала тепло, а не чад.

Девушки из мастерской тоже не сидели без дела. Каждый день они приносили строителям обед, холодный квас и айран. Они садились поодаль, занимаясь своим рукоделием, и с интересом наблюдали за работой. То и дело между ними и парнями пролетали смущенные, любопытные взгляды.

Дружина успешно переняла опыт. Через неделю стало видно, как изменилась их работа. Движения стали точными, уверенными. Стены первого сруба росли быстро и, главное, правильно. Швы были плотными, углы – ровными. Молодые воины, поднимая очередное бревно, с гордостью смотрели на дело своих рук. Они строили не просто дом. На пустыре, где гулял ветер, они строили будущее своей общины, и каждый тесаный брус был кирпичиком в этом общем здании.


Павел: Мастера и Ученики

Осень плавно перетекала в предзимье. Жизнь в общине кипела, наполненная созидательным трудом. Теперь по утрам можно было видеть не только взрослых, спешащих на работу, но и детвору, занятую своими важными делами. Мальчишки постарше уходили к реке на рыбалку или ставили силки на зайцев в опушке леса, принося в семью свою первую добычу. Девочки помогали матерям в огороде, собирая последние овощи и готовя их к зиме, а те, кто был посмышленее, уже нянчились с младшими, освобождая руки взрослых для работы.

На одном из утренних планирований, когда Павел, Аиша и Егор обсуждали закупку шерсти на зиму, Аиша задумчиво посмотрела в окно на играющих детей.

– Мы строим дома, развиваем ремесло, – начала она. – Но мы должны думать о тех, кто придет после нас. Нужно, чтобы наши дети не просто повторяли за нами, а понимали суть своего дела. Я вот что предлагаю: нужно при каждой нашей мастерской сделать отдельный кабинет теории, для того чтобы системно обучать молодёжь ремеслу.

Она перевела взгляд на мужа и свекра.

– Рукастый человек, он всегда, вольно или невольно, технологически развивается. Это его доход, его опора. С ремеслом в руках он во взрослой жизни всегда сможет обеспечить семью. Да и не только! – ее глаза заблестели. – У нас в мастерской есть девочка, Сафия, дочь пастуха. Она приходит вместе с мамой, помогает. Ей всего двенадцать лет, а она уже у родителей денег не просит, и одевается лучше сверстниц. Потому что я ей плачу как полноценному специалисту. Ее узелки ровнее, чем у некоторых взрослых, а чувство цвета – от Бога. Мы должны дать такую возможность каждому ребенку.

Егор одобрительно кивнул.

– Верно говоришь, дочь. Мастерство без понимания – привычка. Понимание без мастерства – пустая болтовня.

– Значит, решено, – подытожил Павел. – Наша ткацкая мастерская уже работает, пристроим рядом помещение для занятий. Моя столярная мастерская – домашняя, она слишком мала. Нужно строить отдельную, большую, и сразу заложить в ней класс для теории. И самое главное – нам нужна своя кузница. Строительство домов для девушек началось, а за каждой скобой и петлей мы к твоему отцу, Аиша, обращаемся. Это неправильно.

План был принят. За несколько дней они разработали чертежи для новых строений. Столярная мастерская Павла планировалась просторной, с высокими потолками, местом для нескольких верстаков и отдельной комнатой для хранения и сушки древесины. И рядом – светлый класс с длинными столами и большой доской.

Кузницу решили ставить на окраине деревни, у ручья. Устройство ее продумали до мелочей с помощью советов Ахмета: каменное основание, навес из толстых бревен для защиты от непогоды, в центре – большой горн с мощными мехами для раздувания огня, напротив – массивная наковальня на дубовом пне, рядом – корыто для закалки раскаленного металла и стеллажи для клещей, молотов и готовых изделий.

Строительство шло быстро – вся дружина, уже освоившая плотницкое дело, работала слаженно. Ахмет приезжал дважды в неделю, чтобы руководить возведением горна и давать советы.

И вот настал день, когда в новых мастерских начались первые занятия.

В просторном и светлом классе столярной мастерской собрались мальчишки-подростки. Перед ними у большой доски стоял Егор. Он не раздавал им инструменты. Он взял в руки кусок соснового бруска и начал свой первый урок.

– Прежде чем рубить дерево, нужно его понять, – говорил он, и его голос звучал непривычно торжественно. – У каждого дерева свой характер. Сосна – мягкая и податливая, дуб – твердый и упрямый, липа – нежная и душистая. Вы должны научиться читать дерево по его волокнам, как по книге…

Он чертил на доске схемы соединений, объяснял, почему шип должен входить в паз с определенным усилием, рассказывал о физике напряжений в древесине.

В это же время в новой кузнице гудел огонь, и Ахмет показывал другой группе парней, как правильно держать молот, как чувствовать металл, который в огне становится послушным, как воск. Гулкий, ритмичный стук молота о наковальню разносился по всей округе, и это был звук нового ремесла, рождающегося в деревне.

А в пристройке к ткацкой мастерской Аиша собрала своих самых способных учениц, включая юную Сафию. Она не учила их ткать – это они уже умели. Она рисовала на доске сложные геометрические узоры и объясняла математику орнамента, рассказывала о символике цветов и о том, как одна история может быть рассказана без слов, языком нитей и узоров.

Павел стоял на улице, между тремя новыми центрами знаний, и слушал. Шум прялок, стук молотов, гулкий голос Егора, объясняющего законы физики и ремесла. Он видел, как его личная история любви и веры переросла в нечто большее. Они строили не просто дома и мастерские. Они строили будущее – создавали поколение образованных, умелых и верующих людей, которые смогут прочно стоять на своей земле и обеспечить процветание своей общине.


Павел: Сила Воды и Огня

Новая система образования, которую выстроили в общине, начала приносить неожиданные и удивительные плоды. На одном из уроков по технологии, который вел Егор, темой была передача энергии. Он не стал рассказывать сухую теорию, а поставил перед детьми практическую задачу: как заставить силу ручья, что бежал за деревней, работать на благо людей, а не просто утекать в реку?

Несколько дней в «кабинете теории» кипела работа. Дети, разбившись на группы, спорили, рисовали, мастерили маленькие модели из щепок и глины. Группа, в которую входили самые толковые ребята, включая юную и талантливую Сафию, представила на суд старших свой проект: чертежи и действующую модель шестеренчатого механизма. Он был гениален в своей простоте: вода падала на лопасти водяного колеса, вращая его. Ось колеса через систему деревянных шестерней разного размера передавала вращение на главный вал, который мог крутиться с большой силой и постоянной скоростью.

Когда модель заработала, заставив маленький игрушечный молоточек стучать по наковальне, взрослые ахнули. Это открывало возможность для создания совершенно нового уровня производства. Ручной труд можно было заменить силой воды на новую Технологию!

Семейный и общинный совет экстренно собрался в тот же вечер. Решение было единогласным: нужно строить, чтобы испытать механизм и проверить расчеты. Община купила большой участок земли за деревней, там, где быстрый ручей делал изгиб. Мужчины во главе с Егором построили небольшую, но крепкую дамбу, создав запруду, которая обеспечивала постоянный и сильный напор воды.

Затем началось самое интересное. Дети, авторы проекта, вместе с мастерами – Егором и Павлом – начали изготавливать полноразмерные детали механизма. Мальчишки, под руководством Егора, вытесывали из дуба гигантские шестерни, вымеряя каждый зубец. Это был лучший урок технологии в их жизни – видеть, как твой чертеж превращается в огромную, работающую деталь.

Для строительства самого здания предприятия пригласили воинов Аиши. Они были мастерами по возведению крепких, основательных сооружений. Под руководством приглашенного мастера-каменщика и Павла они заложили мощный каменный фундамент и возвели просторное, крепкое здание, способное выдержать вибрацию и тяжесть будущих механизмов.

Когда здание было готово, и внутри него, от водяного колеса, мощно и ровно закрутился главный вал, вся община собралась внутри, чтобы решить, что же он будет приводить в движение в первую очередь.

– Поставим большую лесопилку! – предлагал один.

– Нет, мельницу для зерна! – кричал другой.

Вперед вышел кузнец Ахмет. Он оглядел мощные каменные стены, потом посмотрел на деревянные срубы домов, которые они строили для девушек.

– Деревянные дома – это хорошо, тепло и по-нашему, – сказал он своим веским голосом. – Но дерево боится огня. А деревня наша растет быстрее, чем лес вокруг. Будет технологически лучше, если мы будем строить дома из кирпича – крепкие, огнеупорные, долговечные. Но где нам взять столько кирпича?

Он сделал паузу и обвел всех взглядом.

– Мы сделаем его сами. Здесь.

И тогда все поняли. Эта мощь вращающегося вала, это крепкое каменное здание, глина под ногами у ручья… Их первое крупное производственное предприятие должно стать кирпичным заводом! Вал будет приводить в движение глиномялки и прессы, а большая печь для обжига даст им строительный материал нового уровня.

Но как правильно подготовить глину? Какой должна быть печь, чтобы кирпич не трескался, а звенел от крепости? Таких знаний у них не было.

– Нужно ехать в город, – сказал Павел после короткого совещания с отцом и мастером-каменщиком. – Узнать, посмотреть, перенять опыт. Нам нужны лучшие технические решения.

На следующий день на рассвете небольшая делегация отправилась в путь. Мастер каменного дела, Егор, как главный инженер, и Павел, как организатор и стратег. Они ехали не торговать. Они ехали за знаниями, чтобы вернуться и построить в своей маленькой общине на краю лугов первое чудо промышленной технологии – свой собственный кирпичный завод.


ПРОДОЛЖЕНИЕ 

https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/7.html


СОДЕРЖАНИЕ 

Часть 1 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/blog-post_10.html?m=1

Часть 2 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/2_0170206377.html?m=1

Часть 3 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/3.html 

Часть 4 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/4.html

Часть 5 https://tehnologiya-111.blogspot.com/2025/06/5.html

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.