Здравствуйте. Сегодняшняя лекция посвящена рассмотрению нескольких важных утверждений, касающихся Ислама, пророков, упоминаемых в Библии, и терминологии, связанной с Иудаизмом и Христианством в контексте их священных текстов. Мы последовательно разберем каждое из этих положений.
1. Религией у Аллаха является Ислам
Первое утверждение, которое мы рассмотрим, гласит: "Религией у Аллаха является Ислам". Это фундаментальное положение в Исламе, основанное на Коране. В суре Аль-Имран (Семейство Имрана), аят 19, говорится:
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
"Воистину, религией у Аллаха является ислам".
Слово "Ислам" в арабском языке означает покорность, предание себя Единому Богу. С исламской точки зрения, Ислам – это не только религия, принесенная Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), но и изначальная, чистая религия всех пророков, включая Адама, Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) (мир им всем). Все они, согласно исламскому учению, призывали к единобожию и покорности Богу, что и является сутью Ислама.
2. Пророки в Библии поклонялись Богу (Аллаху), пав ниц
Второе утверждение касается практики поклонения пророков, описанных в Библии: "Пророки в Библии поклонялись Богу, пав на лицо свое". Действительно, в текстах Ветхого и Нового Заветов мы находим многочисленные примеры того, как пророки и праведники выражали свое смирение и поклонение Богу через земной поклон, или простирание ниц.
Например:
Авраам: "И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал..." (Бытие 17:3).
Моисей и Аарон: "И пошли Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня." (Числа 20:6).
Иисус Навин: "Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал Ему: что господин мой скажет рабу своему?" (Иисус Навин 5:14).
Иисус Христос: "И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты." (Евангелие от Матфея 26:39).
Слово "Аллах" является древним именем Единого Бога. Это слово используется не только мусульманами, но и арабоязычными христианами и иудеями для обращения к Богу. С исламской точки зрения, Бог, Которому поклонялись все библейские пророки, – это Тот же Единый Бог, Аллах. Акты поклонения, включающие простирание ниц (земной поклон), рассматриваются как свидетельство их полной покорности Богу, что созвучно основному значению слова "Ислам" (покорность). В исламской молитве (салят) земной поклон (суджуд) является ключевым элементом.
3. Иудаизм как религия не упоминается в Танахе
Третье утверждение гласит: "Иудаизм как религия не упоминается в Танахе". Танах – это акроним, обозначающий свод священных писаний иудаизма, включающий Тору (Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).
Действительно, сам термин "Иудаизм" (на иврите יַהֲדוּת, Яхадут) для обозначения религиозной системы, которую мы сегодня знаем под этим именем, сформировался и вошел в употребление значительно позже составления большинства текстов, вошедших в Танах. В самом Танахе описываются завет между Богом и народом Израиля, данные Богом законы (Тора), история этого народа и пророчества, обращенные к нему. В текстах Танаха говорится о "сынах Израилевых" (Бней Исраэль), "народе Божьем".
Слово "иудей" (יְהוּדִי, йехуди) первоначально относилось к принадлежности к колену Иуды или к жителям Иудейского царства. Позже, особенно после Вавилонского плена (VI век до н.э.) и в последующие периоды, этот термин стал ообозначать среди народов последователей веры Израиля в целом, независимо от их коленной принадлежности. Однако формальное название "Иудаизм" для всей совокупности религиозных верований, практик и законов утвердилось в более поздний, послебиблейский период, в частности, в эллинистическую эпоху и во времена Второго Храма. Таким образом термин "Иудаизм" как формальное наименование одной из течений в религии является более поздним историческим образованием.
4. Христианство как религия не упоминается в Евангелиях
Четвертое утверждение аналогично предыдущему: "Христианство как религия не упоминается в Евангелиях". Евангелия (Благовестия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными священными текстами христиан, повествующими о земной жизни, учении, чудесах, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
Термин "Христианство" (от греческого Χριστιανισμός, Христианисмос, производного от Χριστός, Христос – "Помазанник") как общее обозначение религии последователей Иисуса Христа также появился и утвердился уже после времени написания канонических Евангелий (конец I – начало II века н.э.).
В самих Евангелиях последователи Иисуса именуются "учениками" (μαθηταί), "братьями", "верующими" или "последователями Пути" (например, Деяния 9:2). Этот термин появился познее в книге Деяний, которая описывает жизнь ранней церкви, мы находим первое упоминание о том, где и когда ученики Иисуса стали называться христианами:
"...ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Χριστιανούς)." (Деяния 11:26).
Это событие произошло через некоторое время после вознесения Иисуса. Таким образом термин для обозначения этой религии как системы верований и практик ("Христианство") вошел в обиход позднее.