Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

1 мая 2025 г.

Рассказ. Биосфера и Техносфера

 Урок технологий на 5-м уровне «Б» начинается, как обычно. За окном шел мелкий осенний дождь, и поэтому класс казался особенно уютным – гудел компьютер, на доске висела схема какого-то инструмента, пахло деревом (на прошлом уроке что-то пилили).


Классная руководительница и учительница технологий, Анна Ивановна, поздоровалась и объявила тему: «Техносфера. Наш рукотворный мир».


Ребята зашумели, но Анна Ивановна мягко улыбнулась и начала объяснять.


– Сегодня мы говорим о том, что нас окружает постоянно, но о чем мы не всегда задумываемся. Посмотрите вокруг. Парты, стулья, стены, лампы, компьютер, даже ручки и карандаши в ваших руках – все это часть... чего?


Руки потянулись вверх.


– Техносферы! – выкрикнул Петров.


– Верно. Техносфера – это часть нашей планеты, созданная человеком с помощью технологий. Это все наши здания, дороги, мосты, самолеты, телефоны, спутники на орбите, фабрики, инструменты... Все, что мы изобрели, построили, построили, чтобы сделать нашу жизнь уютнее, интереснее, безопаснее.


Анна Ивановна подошла к окну.


– А теперь возьми туда. Деревья в школьном дворе, лужи от дождя, воробьи на ветке, небо... Это другая часть нашего мира. Как она называется?


– Биосфера! – уверенно ответила Маша.


– Неправильно. Биосфера – это мир природы, мир живых организмов и среда их обитания. Деревья, животные, реки, горы, море, воздух, который мы вдыхаем – всё это биосфера.


Анна Ивановна вернулась к доске.


– Итак, у нас есть биосфера – природа, и техносфера – мир, созданный человеком. Техносфера все время растет и меняется, потому что люди постоянно что-то изобретают. каждая вещь в техносфере – от обычных застежек до космического корабля – имеет своего... или своих... как бы это назвать?


– Создателя? – предположил кто-то.


– Автора? – тихо сказала Мишня с последней партии.


– Отлично, Миша! Автора. В каждой вещи в техносфере есть свой автор или группа авторов: изобретатели, инженеры, рабочие, которые это сделали. Кто-то когда-то придумал стул, кто-то – лампочку, кто-то – двигатель.


Миша сидел, смотрел то на парту перед собой, то на дерево за окном, и о чем-то глубоко задумался. Он поднял руку.


– Анна Ивановна, а можно вопрос?


– Конечно, Миша.


– Вы сказали, что в техносфере, во всех этих вещах, которые мы сделали, есть авторы. А у биосферы... у природы... у всего мира, который не мы создали... У него тоже есть Автор?


Класс замер. Вопрос был неожиданным и важным для урока технологий. Анна Ивановна на секунду задумалась, взглянув на Мишу, потом подошла к его парте.


– Миша, какой глубокий вопрос ты задал. Ты сейчас сделал очень важное дело – ты увидел связи между разными частями мира, сравнил их и задумался о причинах. Это самое начало настоящего познания.


Она обвела взгляд классом.


– На твой вопрос нельзя дать простой ответ на урок технологии, да и, наверное, ни на одном другом уроке в школе. Люди задумываются над этими вопросами уже тысячи лет – ученые, философы, просто разные умные люди. Есть разные точки зрения, разные объяснения.


Анна Ивановна присела на стул рядом с Мишиной партой.


– Знаешь, что самое важное? Важно не получить немедленный, готовый ответ на такой большой вопрос, а научиться искать его самому. Чтобы понять такие сложные вещи, чтобы вообще стать грамотным, по-настоящему знающим человеком, нужно много и усердно учиться.


Она говорила спокойно и серьезно:


– Нужно читать. Читать не только учебники, но и книги – художественные, научно-популярные, по истории, по физике, по биологии, по литературе... Все предметы в школе важны, потому что каждый из них дает тебе часть картины мира. Технология учит, как устроен рукотворный мир. Биология – как устроена живая природа. Физика – по каким законам всё движется и взаимодействует. История – как люди жили раньше и почему мир стал таким. Литература – ​​как люди думают, обнаруживают, какие вопросы их волнуют.


– Нужно учиться анализировать. Не просто запоминать факты, а подумать: почему это так? Как это связано с другим? Сравнить, как ты сейчас сделал.


– Нужно учиться задавать вопросы. Как ты. Не бояться спрашивать, если что-то непонятно, или если ты видишь что-то новое и хочешь это задуматься.


– И самое главное – нужно изучить находить ответы. Не жди, пока ты всё расскажет, а сам поищешь информацию в книгах, в надежных источниках в Интернете, спрашиваешь у знающих людей. И потом, думая самому, мы высказываем разные мнения и формируем свое понимание.


Анна Ивановна встала.


– Вот это и значит – стать грамотным. Это не только умение писать без ошибок. Это умение видеть мировое сообщество, понимать его сложность и не бояться самых больших вопросов. Искать на них ответы – это путь длинною в жизнь. И он здесь, в школе, на каждом уроке, когда вы внимательно слушаете, читаете, думаете и задаете такие глубокие вопросы.


Она улыбнулась Мише.


– Спасибо тебе за вопрос. Он показал, что ты умеешь думать. А теперь давайте обратимся к техносфере. Откройте учебники на странице...


Миша сидел, глядя в учебник, но его мысли все еще кружились вокруг слов учительницы. Он не получил точного ответа, но получил нечто более важное – понимание того, как этот ответ можно искать. И вдруг урок технологий, на котором они обычно делали какие-то простые вещи, стал для него частью большого, удачного путешествия по миру знаний. И вопрос об этом, который он задал, теперь казался не простым, а дверью, ведущей в серьезный контент, где ответы ждут тех, кто готов читать Автора, думать и искать.


***


Конец урока прозвенел, но Миша почти его не услышал. Он механически сложил учебники, поймал на себе легкий, одобрительный взгляд Анны Ивановны, когда проходил мимо ее стола, и вышел из класса. Осенний воздух, свежий после дождя, приятно холодил лицо.

Пока он шел по школьному коридору, потом по мокрой аллее в парке, а затем по знакомым улицам, его мысли продолжали крутиться в течение урока. Техносфера и биосфера. Авторы техносферы. И Автор биосферы?

«Значит, у бытовых предметов есть автор», – думал Миша, глядя на скамейку в парке, мокрую от дождя. "Кто-то придумал, как сделать так, чтобы на ней можно было сидеть. А у дерева? У него есть Автор?"

Он остановился возле старого дуба. Потрогал шершавую кору. Поднял с земли мокрый, резной дубовый лист. «Вот этот лист... Какая у него сложная форма. И каждый такой лист – он вроде похож на другие, но все равно немного разный. И веточки... Как они сформировались? И само дерево – оно такое огромное, сильное».

Миша вспомнил, что они проходили уроки биологии. О клетке, о фотосинтезе, о том, как корни пьют воду, а листья ловят солнце. Какая это все невероятно сложная "конструкция"! Чтобы сделать обычный стул, нужен человек, который его придумал, чертежи, дерево, инструменты, гвозди или шурупы, клей... А чтобы выросло такое дерево? Нужны солнце, вода, земля... Но кто "придумал", как эти условия: солнце, вода и земля должны взаимодействовать, чтобы получилось живое, растущее существо?

Он сравнил это с телефоном в кармане. Телефон – это тоже очень сложно. Миллионы деталей, которые соединялись по хитрым схемам. Нужны инженеры, программисты, рабочие на заводе, дизайнеры... Много-много людей, чтобы создать один телефон. И он может сломаться, стареть, его нужно зарядить.

Дуб? Он сам себя "заряжает" от солнца. Он сам себя "ремонтирует", когда растет. Он даже "делает копии" себя, роняя желади! Ни один телефон так не умеет.

"Если в телефоне есть авторы, такие умные люди, которые все это придумали и собрали", - рассуждал Миша, - "то какой же должен быть Автор у дуба? Или у воробья, который сейчас чирикает на ветке. У него же там внутри сердце бьется, он летает, он ищет еду, у него есть перья... Это же намного сложнее, чем любой самолет или робот, который придумали люди!"

Он попробовал представить этого Автора. Если судить по Его "произведениям" – по биосфере – то Этот Автор должен быть...

  • Невероятно умным.Умнее всех инженеров, всех ученых взято вместе. Придумать ДНК, придумать, как из одной клетки вы создали целый организм, создать, как все живое на планете, связанной между собой... Это не просто ум, это какая-то запредельная Мудрость.

  • Очень могущественным.Создать миллиарды звезд, целую планету, запустить все эти процессы – это нужна невообразимая Сила. Люди могут строить города, запускать ракеты, но они не могут создать жизнь из ничего.

  • Обладать безграничной фантазией.Сколько разных видов и животных! От крошечных букашек до огромных систем, от простых трав до экзотических цветов. У людей есть фантазия, но она кажется такой ограниченной по сравнению с этим разнообразием.

  • Очень красивый и знающий.Все в природе работает по строгим законам – физики, химии, биологии. Все рассчитано, ничего лишнего. Как утверждает этот Автор – веселый математик и физик во всей Вселенной.

  • Возможно, заботливым? Условия есть: солнце светит для всех, вода есть, воздух есть. Природа дает пищу, красоту. Хотя бывают и ураганы, и больные... Это сбивало с толку. Или это часть очень сложного, непонятного плана?

По сравнению с этим автором, авторы телефонов, машин и домов казались такими... маленькими и ограниченными. Они могут использовать только то, что уже есть (материалы из биосферы или переработанные). Они делают ошибки. Творения их не живут своей жизнью и не воссозданы сами собой.

Миша шел дальше, пиная мокрый лист. Вопрос не исчез, но теперь он перестал быть просто вопросом «Есть ли Автор?». Он задумался о том, какой Он мог бы быть, если бы судить по всему миру.

«Анна Ивановна сказала: учиться искать ответы'. 'Читать, думать, анализировать, спрашивать'». Значит, думать о том, какой Он может быть, сравнивая Его дела с делами людей – это тоже часть поиска?

«грамотным», по ее словам, – это не просто знать факты, а уметь видеть связь и не бояться сложных вопросов. Миша почувствовал что-то вроде внутренних волнений. Этот вопрос, который впервые показал такие странные для урока технологии, теперь открывается перед огромным миром, который нужно задуматься. Не посмотрите просто, как устроена отвертка, но и подумайте, как устроен лист на дереве, и что это может рассказать о том, кто его создал.

Он понял, что ответ: если он вообще существует в том виде, в каком его можно понять, то не лежит на поверхности. Это не проблема для одного урока. Это, как сказала Анна Ивановна, "путь длиною в жизнь". И Миша, пятиклассник, идущий домой после уроков, чувствовал, что сделал только первый, маленький, но очень важный шаг на пути в огромный мир.

Рассказ. Нужен человек

В просторном кабинете, отделанном темным деревом и заставленном фолиантами, царила тишина, нарушаемая лишь мерным тиканьем старинных часов. Правитель Игнатий, человек средних лет с проницательным взглядом и усталой складкой у губ, смотрел в окно на раскинувшийся под ним город. Он видел бурлящую жизнь, но чувствовал, что чего-то не хватает. Страна процветала экономически, армия была сильна, но будущее казалось ему туманным. Ему нужны были не просто исполнители, а граждане – мыслящие, ответственные, творческие.


Он нажал кнопку вызова. Через несколько минут в кабинет вошел Министр Просвещения Корнелий – высокий, седовласый мужчина с живыми глазами ученого.


«Корнелий, – начал Правитель, повернувшись от окна, – я вызвал тебя по вопросу первостепенной важности. Наши школы дают знания, да. Они учат читать, писать, считать. Но учат ли они быть Человеком? С большой буквы? Мы готовим специалистов, но забываем о личности. Нам нужна новая стратегия. Стратегия воспитания цельной личности в стенах школы».


Министр кивнул. Он давно разделял озабоченность Правителя. «Я понимаю вас, Ваше Величество. Это задача колоссальной сложности, но и огромной важности. Существующие программы фрагментарны, они не охватывают всего спектра человеческого развития».


«Именно, – подтвердил Игнатий. – Я поручаю тебе собрать лучших умов страны. Философов, психологов, педагогов, историков, деятелей искусства, естествоиспытателей – всех, кто может внести свой вклад. Пусть они обсудят и предложат хотя бы… предварительный маршрут. Как нам вырастить поколение не просто образованных, но мудрых, эмпатичных и активных граждан?»


Министр Корнелий с энтузиазмом взялся за дело. Через неделю в Большом Зале Академии собрались десятки выдающихся ученых и мыслителей. Воздух гудел от интеллектуального напряжения и предвкушения. Здесь были и строгие логики-математики, и эмоциональные искусствоведы, убеленные сединами историки и молодые новаторы-педагоги.


Корнелий открыл собрание, передав слова и озабоченность Правителя. Он подчеркнул, что цель – не создать очередную инструкцию, а нащупать путь к гармоничному развитию юной личности.


Начались дебаты.


Философ с окладистой бородой говорил о необходимости развивать критическое мышление, учить задавать вопросы «Зачем?» и «Почему?», а не только «Как?». Он настаивал на важности этики и понимания своего места в мире.

Психолог, энергичная дама средних лет, акцентировала внимание на эмоциональном интеллекте, самопознании, умении справляться со стрессом и строить здоровые отношения. «Без понимания себя невозможно понять другого», – утверждала она.

Педагог-практик делился опытом проектного обучения, важности командной работы и индивидуального подхода к каждому ребенку, призывая уйти от уравниловки.

Историк напоминал, что без знания прошлого, без понимания корней и ошибок предков невозможно строить осознанное будущее и воспитывать чувство гражданской ответственности.

Представитель искусств – скрипач с тонкими пальцами – страстно доказывал, что музыка, живопись, театр развивают воображение, эмпатию и чувство прекрасного, без которых человек неполон.

Ученый-естественник подчеркивал важность воспитания любознательности, научного метода познания мира, уважения к природе и понимания взаимосвязей всего сущего.


Споры были жаркими, мнения порой расходились кардинально. Одни ратовали за строгую дисциплину и классические знания, другие – за полную свободу творчества и самовыражения. Но Корнелий умело направлял дискуссию, призывая искать точки соприкосновения, синтезировать идеи.


Постепенно, сквозь шум дебатов, начал вырисовываться общий контур. Стало ясно, что новая стратегия должна быть комплексной, гибкой и человекоцентричной. К концу второго дня напряженной работы на большом листе ватмана появился «Предварительный маршрут воспитания Человека»:


1. Интеграция: Не делить мир на «физику» и «лирику». Искать связи между науками, искусством, историей и этикой. Вводить междисциплинарные проекты.

2. Критическое мышление и креативность: Учить не запоминать факты, а анализировать информацию, решать нестандартные задачи, генерировать новые идеи.

3. Эмоциональное и социальное развитие: Ввести часы психологии, тренинги общения, развивать эмпатию, навыки командной работы и разрешения конфликтов.

4. Ценностные ориентиры: Обсуждать этические дилеммы, воспитывать честность, ответственность, уважение к другим культурам и мнениям, гражданскую позицию.

5. Связь с реальной жизнью: Приблизить школу к практике через стажировки, встречи с профессионалами, участие в социальных и экологических проектах.

6. Физическое и эстетическое развитие: Не забывать о здоровье, спорте, а также о воспитании вкуса, понимании искусства.

7. Индивидуализация: По возможности учитывать склонности и темп развития каждого ребенка.


Это был лишь набросок, скелет будущей реформы. Каждый пункт требовал детальной проработки, методик, ресурсов. Но главное было сделано – задано направление. Ученые расходились усталые, но воодушевленные. Они почувствовали себя участниками чего-то по-настоящему важного.


Министр Корнелий смотрел на исписанный лист. Впереди была огромная работа, но теперь у него был компас – предварительный маршрут, согласованный лучшими умами страны. Он знал, что доложить Правителю. Путь к воспитанию Человека был намечен.


***


Годы потекли. Новая стратегия, получившая неофициальное название «Маршрут Человека», была запущена с большим энтузиазмом. В школах закипела работа: внедрялись междисциплинарные проекты, открывались кружки по развитию эмоционального интеллекта, проводились философские диспуты и волонтерские акции. Министр Корнелий регулярно докладывал Правителю Игнатию об успехах: ученики стали более раскрепощенными, их проекты – более смелыми, их аргументы в спорах – более весомыми.

Но Правитель, наблюдая за выпускниками, которые начинали вливаться в жизнь страны, чувствовал глубоко запрятанное разочарование. Да, они были умнее, эрудированнее, активнее предыдущих поколений. Но стали ли они теми «Цельными Людьми», о которых он мечтал? Увы, нет. То тут, то там вспыхивали скандалы: молодой талантливый чиновник попался на взятке, перспективный ученый сфальсифицировал данные ради гранта, успешный предприниматель разорил партнеров. Люди все так же лгали, предавали, поддавались соблазнам, проявляли трусость или неоправданную жестокость. Они были умны, но их знания и умения не всегда шли во благо. Они ошибались, спотыкались, ранили себя и других. Словно в сложном механизме не хватало какой-то важной детали, стержня.

На одном из очередных совещаний, где присутствовали постаревший Министр Корнелий и некоторые из тех самых ученых, что когда-то чертили «Маршрут», царила удрученная атмосфера. Обсуждали очередную корректировку программ, искали новые методики. И тут слово взял человек, которого редко приглашали на такие высокие собрания – Учитель Технологии из столичной гимназии, Мастер Иероним. Это был суховатый, подтянутый мужчина с внимательными глазами и руками инженера.

«Уважаемые господа, ваше величество, – начал он спокойным, ровным голосом. – Мы много лет пытаемся собрать человека из знаний, умений, психологии и искусства. Мы добавляем детали, шлифуем грани, но конструкция получается… неустойчивой. Она рассыпается при столкновении с реальной жизнью».

В зале повисла тишина. Ученые переглянулись.

«Я преподаю технологию, – продолжал Иероним. – Я учу детей создавать механизмы, в том числе и простых роботов. И знаете, что отличает даже самого сложного робота от самого простого человека?»

Он обвел взглядом присутствующих.

«Ограничитель. В робота мы закладываем программу и ограничители. Он не может по своей воле нарушить Третий закон робототехники или просто ударить своего создателя. Его удерживает код, физические или программные барьеры».

«А что удерживает человека?» – спросил он риторически. «Знания? Умения? Логика? Как показывают наши выпускники, и как показывает вся история – этого недостаточно. Человек всегда найдет лазейку в логике, способ обойти правила, оправдание для неблаговидного поступка».

Он помолчал, давая словам впитаться.

«Я предлагаю… необычную экскурсию для нашей ученой делегации, – Иероним слегка кашлянул. – Я предлагаю посетить городскую тюрьму строгого режима».

По залу пронесся удивленный шепот. Министр Корнелий нахмурился.

«Зачем, Мастер Иероним?» – спросил он сдержанно.

«А затем, – ответил Учитель Технологии, – что там сидят точно такие же люди. И среди них немало тех, кто в свое время проявлял живейший интерес к науке, к знаниям. Инженеры, финансисты, даже бывшие ученые. Их интеллект не уберег их. Их знания не стали для них спасением».

Он сделал паузу и закончил твердо: «Робота при выборе действий удерживает ограничитель, заложенный создателем. А Человека… Человека должна удерживать вера. Вера в нечто высшее, чем он сам. Это Богом. Это тот внутренний стержень, тот нематериальный ограничитель, который мы забыли встроить в нашу идеальную модель Человека. В тюрьме мы увидим людей, у которых этот ограничитель либо не был сформирован, либо сломался».

Предложение было шокирующим и вызвало бурю эмоций. Философы и психологи заговорили о светской этике, гуманизме, свободе воли. Но слова простого Учителя Технологии, его прямолинейная аналогия с роботом и неожиданный вывод о вере задели что-то важное. Правитель Игнатий молчал, погруженный в глубокую задумчивость. Возможно ли, что в своих поисках идеального гражданина они упустили нечто фундаментальное, лежащее за пределами формул, теорий и методик?

Идея посетить тюрьму, чтобы взглянуть в лицо человеческой слабости и ошибкам, лишенным интеллектуального лоска, показалась ему горькой, но необходимой пилюлей.


***


Визит в тюрьму произвел на делегацию ученых и на самого Министра Корнелия неизгладимое, тяжелое впечатление. Они увидели за решеткой не безликую массу преступников, а людей с потухшим или искаженным интеллектом. Вот бывший ростовщик, осужденный за махинации, с блеском рассуждающий о теории вероятностей. Вот инженер, создавший опасное устройство из корыстных побуждений. Вот врач, нарушивший клятву. Их знания были обширны, их ум – остер, но что-то главное было сломлено или отсутствовало вовсе. Слова Учителя Технологии об отсутствующем «ограничителе» звучали теперь зловеще правдоподобно.

Правитель Игнатий, получив подробный отчет, погрузился в раздумья. Стало ясно, что образование ума и чувств – это лишь часть задачи. Нужен был фундамент, моральный каркас, который бы удерживал конструкцию личности. И он решился на еще один нестандартный шаг. Он вызвал в свой кабинет двух людей: убеленного сединами православного священника, отца Михаила, и строгого, подтянутого имама апологета городской мечети, шейха Али.

«Отцы святые, – обратился к ним Игнатий, когда они расположились в его кабинете, – мы десятилетиями пытаемся вырастить достойных граждан, вкладывая в них знания и умения. Но видим, что этого мало. Люди ошибаются, падают, вредят себе и другим. Я хочу спросить вас о Законе. О том высшем Законе, который должен направлять человека».

Первым ответил отец Михаил, его голос был мягок, но слова удивили Правителя: «Ваше величество, во Христе ветхий закон отменен. Мы живем благодатью, а не буквой. Главное – любовь и вера в сердце, а не слепое следование правилам».

Правитель нахмурился. Затем слово взял шейх Али. Его голос был четок и размерен: «Ваше величество, для нас Закон, данный Всевышним – Шариат – это не бремя, а милость и руководство. Он определяет все стороны жизни, дает четкие предписания и запреты, помогая человеку идти праведным путем. Соблюдение Закона обязательно для верующего, это путь к порядку в душе и в обществе».

Игнатий внимательно выслушал обоих. Затем он повернулся к священнику: «Отец Михаил, вы говорите, закон отменен. Но разве сам Иисус не говорил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить"? Он сам соблюдал Закон своего народа».

Священник смутился, начал было говорить о новом Завете любви, но Правитель его остановил и повернулся к имаму:

«Шейх Али, вы говорите об обязательности и важности Закона как руководства. Наши школы, как я вижу, не смогли дать выпускникам надежного внутреннего компаса. Что, если я назначу вас… Министром Просвещения?»

В кабинете воцарилась гробовая тишина. Отец Михаил и даже многоопытный Министр Корнелий, вызванный для присутствия, смотрели на Правителя с изумлением.

«Ваша задача будет не в том, чтобы обратить всех в Ислам, нет, – поспешил добавить Игнатий, видя смятение на лицах. – Ваша задача – используя ваш опыт понимания Корана как источник Божественной Конституции,  как системы, как основы порядка, помочь всем нашим гражданам, и христианам в том числе, вспомнить о важности Заповедей, о необходимости нравственных ограничителей. Возможно, ваша строгость и четкость – это именно то, чего не хватает нашей системе воспитания».

Шейх Али долго молчал, обдумывая неслыханное предложение. Затем он поднял глаза на Правителя: «Если ваше величество считает, что мой опыт в следовании Божественному Закону может помочь установлению порядка и нравственности во всей стране, я приму эту тяжелую ношу».

И Имам стал новым Министром Просвещения. Его подход был новаторско иным. Не отменяя достижений «Маршрута Человека» в развитии интеллекта и творчества, он ввел в программу обязательные уроки этики, основанные на общечеловеческих ценностях и заповедях, присутствующих во всех традиционных религиях. Он требовал строгой дисциплины, ответственности за свои поступки, уважения к старшим и к правилам. Акцент сместился с развития «возможностей» на формирование «ответственности».

Прошли еще годы. Страна изменилась. Ушли в прошлое многие скандалы, связанные с коррупцией и злоупотреблениями. Уровень преступности снизился. В обществе установился тот самый «порядок», о котором говорил Имам и которого так не хватало Правителю. Люди не стали ангелами, они все так же могли ошибаться, но теперь существовала ясная система координат, четкое понимание границ дозволенного и неотвратимости ответственности – не только перед земным судом, но и перед чем-то Высшим. И этот невидимый «ограничитель», основанный на возрожденном уважении к Закону, оказался тем самым недостающим элементом, который Правитель Игнатий искал так долго.

Разговор по-честному

В кабинете номер 12 царила тишина. За окнами лениво кружили снежинки, и казалось, что само время замедлило ход. Это был не обычный понедельник: в расписании стояло — «Разговоры о важном», тема — «Великая Отечественная война».


Ученики 5-Б тихо рассаживались по местам. Кто-то прятал глаза, ожидая скучной лекции, кто-то пытался украдкой доесть печенье. Но учительница истории, Ирина Юрьевна, была не такой, как все. Она не читала по бумажке, не размахивала лозунгами и не боялась задавать сложные вопросы.


— Ребята, — сказала она, не поднимая голоса, — сегодня мы поговорим не просто о войне, а о правде. Даже если она неудобная.


Дети притихли. Некоторые переглянулись.


— Великая Отечественная война началась для СССР 22 июня 1941 года. Но... есть то, о чём редко говорят в открытую. А говорить надо. Потому что история — это не сказка. Это жизнь. И у нас с вами есть право знать её без прикрас.


Она подошла к доске и написала два слова: "Пакт Молотова — Риббентропа".


— Это было тайное соглашение между Советским Союзом и нацистской Германией. В 1939 году. Идолог Большого террора — Сталин договорился с Гитлером о том, как поделят земли в Европе. Это позволило Гитлеру напасть на Польшу с одной стороны, а Советскому Союзу — с другой. Так началась Вторая мировая война.


В классе повисла напряжённая тишина. Один из мальчиков, Артём, робко поднял руку.


— Но... разве мы были за добро? Против фашистов?


— Мы стали бороться с фашизмом позже, когда поняли, что он пришёл и к нам, — мягко сказала Ирина Юрьевна. — Но сначала... были политические расчёты. И это тоже часть правды. Важно не для того, чтобы кого-то осуждать, а чтобы понять: история сложная. И у нас, у взрослых и у детей, есть обязанность — помнить всё, а не только удобное.


— А зачем тогда нам это знать? — спросила тихо Маша с первой парты.


— Чтобы вы не повторяли ошибок прошлого, — ответила учительница. — Чтобы могли думать, а не просто повторять. Чтобы не были слепыми. Даже когда очень хочется верить в простые сказки.


И в тот день в 5-Б не звучали фанфары и не было громких лозунгов. Зато был настоящий разговор — взрослый, честный, важный.


***


Разговор по-честному: Продолжение


На следующий день после урока Сева долго не мог уснуть. Он смотрел в потолок и прокручивал в голове странные слова: «тайное соглашение», «политические расчёты», «пакт». Что это вообще такое — договориться с тем, с кем потом миллионы твоих сограждан погибнут? Зачем?


Утром он не выдержал и подошёл к Ирине Юрьевне после уроков.


— Можно спросить? Почему вообще началась война? Ну, не то чтобы из-за злобы. Есть же всегда какая-то причина?


— Хороший вопрос, Сева, — кивнула учительница. — Давай обсудим вместе. Подойди после уроков, если хочешь — устроим маленький круглый стол. И пригласи тех, кто тоже задумывается.


---


В школьной библиотеке собрались пятеро: Сева, Маша, Артём, Алина и даже тихий Ильнур. Ирина Юрьевна включила проектор. На экране появилась карта Европы 1930-х годов.


— Вопрос простой и сложный: что стало триггером войны? Вариантов много. Один из них — экономика. Кто-то скажет: всё началось из-за денег.


— Ростовщики? — неуверенно сказал Сева. — Я читал, что в Европе было много банков, которые давали в долг странам. Потом требовали назад с процентами.


— Верно. И это часто разрушало экономики целых стран. Германия, после Первой мировой, была в долгах, как в шелках. Люди были в отчаянии. Этим воспользовался Гитлер. Он пообещал сбросить ярмо долгов и вернуть величие.


— А почему именно евреев сделали виноватыми? — спросила Маша. — Это же был Холокост...


— Потому что часть еврейского населения действительно работала в банках, была заметна в финансовой сфере. Антисемитизм был удобным способом переключить народную злость на угнетателей. Гитлеру было важно найти врага внутри.


Ильнур поднял голову:


— Если Европа боролась с идеями- ростовщиками, то ведь у нас же были и свои ростовщики во власти, банки, и свои элиты...


— Да, и у нас тоже была своя элита, — кивнула учительница. — Некоторые из них, особенно в конце 30-х, были связаны с экономическими потоками. В том числе — через внешнюю торговлю и золото. И были люди, которые считали, что можно договориться с Гитлером, чтобы сохранить свою систему, свой порядок. Но они ошиблись.


— То есть, — подытожил Сева, — война началась не из-за страны, а из-за денег. Люди сверху дергали за ниточки?


— Война началась из-за сложного клубка: экономического давления, национализма, идеологий, жадности и страха. Деньги, долги, банки — это часть большой картины. Но главное — это как люди позволили страху и жадности победить разум.


— Значит, чтобы не было войны, надо бороться с безнравственностью? — спросил Артём.


— С жадностью, ложью и молчанием. История — не просто знание. Это предупреждение. Для тех, кто умеет слушать.


***


Разговор по-честному: Истории долгов


Библиотека наполнилась тихим гулом. В воздухе чувствовалось: разговор задел за живое. Ирина Юрьевна молчала, давая детям время подумать. Но Сева вдруг заговорил первым:


— У нас дома такая история была. Маме на работе выдали карту. «Без процентов на три месяца», — сказали. А потом папу сократили. И мама не смогла вовремя погасить всю сумму. И пошло... сначала чуть-чуть, потом штрафы, потом проценты на проценты. Через год долг вырос в четыре раза. Нам пришлось продать машину, чтобы всё покрыть.


Маша кивнула:


— У нас тоже. Только карту предлагали в магазине, когда мама покупала холодильник. Типа, «удобная рассрочка». А потом она заболела. Долги нарастали. И банк даже не интересовало, что она в больнице. Звонили каждый день. Угрожали.


Ильнур заговорил негромко:


— Это похоже на каббалу. Как в древности: попал в долг — уже не человек, а имущество. Только теперь вместо кнута — телефон, штрафы и купленные ростовщиками суды.


Ирина Юрьевна тихо добавила:


— Вы правы. Это не просто истории. Это система. Она построена так, чтобы заманивать — красивыми словами, льготами, «нулевыми» ставками. Но за каждой улыбкой менеджера — расчёт: как превратить вас в источник постоянного дохода. Неосознанного, принудительного.


— Но ведь это законно? — спросил Артём. — Почему государство не защищает?


— Законно — не всегда значит справедливо, — ответила учительница. — Законы пишут тоже люди. А если в системе есть те, кому выгодны ваши долги, они и будут формировать правила игры. Иногда — из Кремля. Иногда — из Израиля. Иногда — из офиса местного банка. Без разницы. Суть одна: контроль через долг.


— А можно как-то защититься? — спросила Алина. — Чтобы нас не обманули эти настоящие мошенники?


— Можно. Первое — это знание. Понимать, как работает таварно денежная и ростовщическая банковская система. Второе — независимость. Жить по средствам, избегать кабальных кредитов. Третье — поддержка друг друга. Спросить, предупредить, рассказать правду.


Сева задумчиво уставился в окно.


— А ведь это тоже война. Экономический терроризм. Только тихая. Без бомб. Но последствия — разрушенные семьи, сломанные жизни...


Ирина Юрьевна посмотрела на него внимательно.


— Именно. И эта война идёт до сих пор. А знание — ваше единственное оружие.


***


Разговор по-честному: Почему молчат?


Сева всё ещё смотрел в окно. Тишину нарушил Артём:


— Но если всё так плохо… почему люди молчат?


— Почему они не выходят? Не возмущаются? — добавила Маша. — Почему терпят?


Ирина Юрьевна не сразу ответила. Она как будто подбирала слова.


— Потому что общество можно усыпить. И это делается не только долгами, но и привычками. К еде, к развлечениям, к “расслаблению”. Когда человек постоянно под давлением — кредитов, работы, бедности — ему подсовывают заменители смысла. Бессмысленные светские праздники. Акции. Алкоголь, сигареты, вейп, свинота. Громкие песни и шоу по телевизору.


— Как морковка перед ослом, — сказал Ильнур.


— Именно. Он идёт, думая, что всё ещё что-то получит. А вместо этого — кнут долгов и безысходности.


Сева нахмурился:


— Получается, если ты ешь и пьёшь харамное, веселишься — ты уже проиграл?


— Не совсем, — сказала учительница. — Вопрос в том, что это заменяет настоящую волю. Если ты живёшь только от пятницы до пятницы, от зарплаты до рассрочки, если тебе всё равно — кто у власти, что делают с твоей страной — ты уже в клетке. И клетка не всегда из железа. Иногда она из телевизора, вейпа и скидок в гипермаркете.


Маша задумчиво добавила:


— А у мусульман по-другому. У них же пост, отказ от алкоголя, строгая дисциплина. Им сложнее навязать такую клетку, да?


— Именно. Потому это и пугает многие сильные государства, — сказала Ирина Юрьевна. — Люди, которые сохраняют внутреннюю трезвость — опасны для заблудшей и глупой системы. Они помнят, кто они. Они могут встать и сказать «нет».


— Вот почему Израилю мешают мусульмане? — спросил Ильнур осторожно.


Ирина Юрьевна посмотрела на него мягко, но твёрдо:


— Ростовщики, которые хотят, чтобы весь мир жил в подчинении. Противостоят не народы. Противостоят — мировоззрения. Когда библейская система строится на ростовщичестве, а другая исламская — на борьбе с ростовщичеством, между ними всегда будет конфликт. Но настоящий враг — это не конкретная страна. Это безразличие. Лень думать. Лень бороться.


Сева кивнул:


— Значит, если мы хотим быть свободными, надо учиться отличать правду от подмены. Хоть в еде, хоть в деньгах, хоть в словах.


— Вот это и есть настоящая история, — улыбнулась учительница. — И она только начинается.


***



Разговор по-честному: Кому писать — и с кем стоять

На следующий день библиотека снова наполнилась ребятами. Они принесли вырезки из газет, закладки с сайтов, даже пару книг. В воздухе снова витал вопрос: а что делать дальше?

— Я думал, — начал Сева, — может, написать письмо президенту? Рассказать, как банки душат семьи. Что это неправильно. Что всё это — почти как война, только тихая.

Ирина Юрьевна помолчала. Потом тихо сказала:

— Ты знаешь, Сева, это благородное желание. Но есть правда, которую тоже надо проговорить: если человек наверху допустил систему, где ростовщики хозяйничают в стране, он либо не понял, что сделал, либо понял — и ему это выгодно.

Маша пробормотала:

— Ну, грамотный бы не дал стране превратиться в долг и рекламу кредитов на каждом шагу…

— Вот именно, — кивнул Сева. — Тогда смысла писать нет? Надо искать других союзников?

Ильнур поднял голову:

— В Коране есть суровые слова против ростовщичества. Риба — это грех. Тот, кто берёт проценты с бедного, словно воюет с Богом. Поэтому мусульмане стараются избегать процентов вообще. У нас даже в семьях это строго обсуждают.

— Я слышал, — сказал Артём, — что исламские банки работают по-другому. Там нельзя просто так дать в долг и заработать на этом. Деньги должны участвовать в деле. В торговле. В созидании.

— Верно, — подтвердила учительница. — Настоящий ислам запрещает паразитизм. И этим он опасен для тех, кто привык жить с чужих потерь. Именно поэтому в мировых элитах есть страх перед обществом, которое живёт по принципам — а не по рекламе.

— Значит, может, не письма писать надо, — сказал Сева, — а встать рядом с теми, кто уже против рибы. Кто уже понял, что свобода — в отказе от процентов?

— Да, — сказала Маша. — Пусть даже мы не мусульмане, но если мы понимаем, что ростовщичество разрушает, — мы с ними по одну сторону.

Ирина Юрьевна посмотрела на них внимательно. В её глазах читалась не просто гордость — надежда.

— Быть рядом — это не значит только слова. Это значит жить честно. Не брать лишнего. Не обманывать. Не тратить, чего нет. Не смеяться над верой другого. И, может, учиться у тех, кто уже тысячелетиями держится за свет.

Сева кивнул.

— Тогда нам не нужны лозунги. Нам нужно учиться. Разбираться. И делиться с другими.

— Именно так, — сказала учительница. — Вы уже на шаг впереди большинства взрослых. А значит — в этом во всёместь польза.



Разговор по-честному: Парад или правда

За день до парада в школе был переполох. Класс готовили — выдали ленточки, объяснили маршрут, велели быть «торжественными и гордыми».

Но Сева сидел у окна, молчал. Когда подошла Ирина Юрьевна, он тихо сказал:

— Я не хочу идти.

Она присела рядом, не удивлённая.

— Почему?

— Я думал об этом. Мы говорим — Великая Победа, героизм, память. Но я не могу отделить одно от другого. Война была не просто борьбой с фашизмом. Это был конфликт между двумя системами, в которых простых людей поставили под огонь. С одной стороны — нацисты боролись с кровожадными ростовщиками устраивая тем Холокост. С другой — те, кто уже устроил Красный и большой террор, расстрелял священников, сослал наших дедов в лагеря.

Он замолчал.

— У нас дома есть фотография прадеда. Пропал в 37-м. Бабушка говорила, что его просто забрали за то, что он умел читать. Виноват — слишком грамотный крестьянин. А теперь мне говорят идти на парад, где маршируют под тем же флагом?

Класс прислушивался. Тишина сгущалась.

— Почему я должен участвовать в празднике, — продолжил Сева, — если мой народ тогда оказался просто разменной монетой в чужом споре? Одни ростовщики поддерживали нацистов, другие — Сталина. А наши прадеды гибли в этой мясорубке.

Артём поднял глаза:

— Мой дедушка в блокаду умер от голода. А его сестру перед этим уволили «за религиозность». Она ходила в церковь. За это осталась без карточек. И умерла в 42-м.

— А мой прадед выжил на фронте, но в 46-м его посадили за то, что он «не верил в колхоз». — добавил Ильнур. — Вернулся — и снова в тюрьму. Так кто победил?

Ирина Юрьевна не перебивала. Потом заговорила спокойно, но твёрдо:

— Парад и Холокост — это способ заткнуть весь мир, кто против ростовщиков.  

— Тогда я не отказываюсь от памяти, — сказал Сева. — Я отказываюсь участвовать в спектакле. Где тех, кто нас гнал в лагеря,  теперь изображают как «отцов нации».

— Это честно, — кивнула учительница. — И ты имеешь на это право.

Маша добавила:

— Мы всегда будем помнить красный ленинский террор и большой сталинский террор, который коснулся каждую семью, каждый дом и про это лицемерно молчат.

Ирина Юрьевна улыбнулась:

— Вы взрослеете. А это — главное, что может случиться в школе.





Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.