Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

15 апреля 2025 г.

Рассказ. Производственный процесс.

 Миша брел по улице, рассеянно пиная камешек. В голове до сих пор крутились схемы и диаграммы из урока Технологии. «Производственный процесс» – тема была сложная. Как из руды получается металл, как из деталей собирается машина… Цепочки, этапы, контроль качества. Голова шла кругом. Настолько, что Миша не заметил, как свернул не на ту улицу, потом еще раз, и еще…


Когда он наконец огляделся, знакомых домов вокруг не было. Деревья стояли другие, и даже воздух пах как-то иначе, строже. Он заблудился. Сердце забилось быстрее. Мама будет волноваться.


Вдруг мимо почти пробежала знакомая фигура – Анна Васильевна, их соседка с третьего этажа. Она всегда ходила быстро, но сейчас прямо-таки летела, прижимая к себе строгую папку.


«Анна Васильевна!» – окликнул Миша, сам не зная зачем.


Она резко остановилась, удивленно посмотрела на него. «Миша? Ты что тут делаешь? Разве ты не в другой стороне живешь?»


«Я… кажется, заблудился, – признался Миша, чувствуя, как краснеют щеки. – После Технологии задумался…»


Анна Васильевна взглянула на часы. «Ох, Мишенька, я ужасно спешу на работу. Слушай, если ты не против немного подождать – пойдем со мной? У меня буквально полчаса дел, а потом я тебя на машине домой отвезу, мне как раз по пути будет».


Миша с облегчением кивнул. Перспектива ехать на машине была куда лучше, чем снова плутать по незнакомым улицам.


«Вот и отлично. Только у нас там… специфическое место, ты уж не удивляйся», – загадочно сказала Анна Васильевна и уверенно направилась к большому серому зданию с высоким забором и почти незаметной вывеской: «Институт Военного Востоковедения».


Охранник на входе лишь кивнул Анне Васильевне, и они прошли внутрь. Длинные, тихие коридоры, портреты строгих людей на стенах… Ничего похожего на Мишину школу. Анна Васильевна привела его к дверям огромного, просто гигантского зала, откуда доносился гул множества голосов.


«Посиди здесь на стульчике у стены, пожалуйста. Я очень быстро», – шепнула она и скрылась внутри.


Миша приоткрыл тяжелую дверь и заглянул. Зал был полон людей, в основном молодых, студентов. Но вид у них был… странный. Они сидели за длинными столами, выступали на небольшой сцене, спорили в группах, но одеты были не в обычную одежду. Кто-то был в простом хитоне, подпоясанном веревкой, кто-то – в сложном тюрбане и расшитом халате, кто-то – в грубой власянице. Казалось, здесь собрались персонажи из учебника истории древнего мира. Миша вдруг понял – они были одеты как пророки разных времен и народов.


Но это было не главное. Главным было то, *как* они говорили. Миша не понимал слов – языки были явно не русские, он улавливал то гортанные звуки, то плавную речь, то резкие, отрывистые фразы. Но он видел их лица – сосредоточенные, умные, уверенные. Они цитировали что-то по памяти, указывали на строки в толстых старинных книгах, спорили яростно, но без злобы, словно решали сложнейшую задачу. Миша видел, как один студент, одетый как бедуинский проповедник, легко перешел с одного незнакомого языка на другой, отвечая на каверзный вопрос девушки в простом сером платье, похожей на раннехристианскую отшельницу.


«…ибо сказано в третьей суре, аят сто тридцать девять…» – донеслось до Миши на чистейшем русском от парня в одеянии, похожем на древнеиудейского священника, но тут же его перебил другой, в образе Исуса, и заговорил на чем-то певучем, показывая свиток.


Миша понял, что Анна Васильевна имела в виду под «специфическим местом». Эти студенты – он догадался, что это будущие разведчики или дипломаты – были невероятно подготовлены. Они не просто играли роли, они *знали* то, о чем говорили. Знали священные Писания на языках оригиналов, понимали культуру и мысли людей, живших тысячи лет назад.


Это был тоже «производственный процесс», совсем не похожий на тот, что они изучали на Технологии. Здесь «сырьем» были древние тексты и человеческий ум, а «продуктом» – эти странные, невероятно эрудированные молодые люди в одеждах пророков, готовые к какой-то своей, непонятной Мише работе.


Вернулась Анна Васильевна. «Ну что, не скучал? Пойдем, отвезу тебя домой».


Миша молча кивнул, не в силах вымолвить и слова. Он вышел из гулкого зала, из серого института, сел в машину. По дороге он смотрел в окно, но видел не улицы, а тот огромный зал, где будущие разведчики, одетые пророками, цитировали древние книги на мертвых языках. Урок Технологии теперь казался таким простым и понятным по сравнению с этим загадочным «производством» людей, чье оружие – знание.


***


Машина плавно катила по вечерним улицам, но Миша почти не смотрел в окно. Перед его глазами все еще стоял огромный зал и студенты в одеждах пророков. Теперь, когда первое удивление прошло, в голове настойчиво стучали вопросы.

Зачем? Зачем им нужно было знать все это? Древние языки, священные книги, обычаи народов, живших тысячи лет назад… Анна Васильевна сказала – «Институт Военного Востоковедения». Значит, все эти знания – для какой-то военной цели? Или чтобы понимать Восток?

Миша задумался о цели и задачах этого института. Они готовят разведчиков, дипломатов – людей, которые будут работать в других странах, на Востоке. Но что они будут там делать? Помогать? Договариваться? Или… что-то другое?

Его волновал результат их будущей работы, тот самый, о котором он боялся даже подумать. По телевизору и в интернете постоянно говорили про разную смуту в мире, про конфликты, про войны где-то там, далеко. И часто упоминали Восток. Говорили про обман, про тайных агентов, про то, как кто-то пытается поссорить народы, чтобы получить выгоду. Миша не все понимал, но улавливал общее ощущение тревоги и несправедливости.

Получается, Восток страдал от деятельности каких-то «лицемеров»? Людей, которые говорят одно, а делают другое? Которые используют свои знания не для добра, а для обмана и разжигания вражды? А вдруг эти умные студенты, так глубоко изучающие древнюю мудрость, готовятся стать именно такими… лицемерами? Или их готовят, чтобы бороться с такими лицемерами?

Но как отличить одно от другого? Как во всем этом разобраться? Миша почувствовал себя еще более потерянным, чем полчаса назад на незнакомой улице. Там нужно было просто найти дорогу домой. А здесь… здесь была загадка гораздо сложнее.

Каким же нужно быть развитым, чтобы понять, где правда, а где ложь в этих больших мировых играх? Наверное, недостаточно просто знать языки и цитировать священные книги, как те студенты. Нужно что-то еще. Какая-то особая мудрость? Или умение видеть людей насквозь, чтобы сразу распознавать этих опасных агентов-лицемеров?

Урок Технологии про производственный процесс казался теперь таким простым. Деталь А соединяется с деталью Б, получается узел В. Все ясно, понятно, предсказуемо. А здесь, в этом институте, тоже шел «производственный процесс», но его результат – человек со сложными знаниями – мог принести как огромную пользу, так и огромный вред. И понять, что получится на выходе, было невозможно.

Миша вздохнул. Мир взрослых оказался гораздо сложнее и запутаннее, чем он думал. И немного страшнее. Он посмотрел на Анну Васильевну, которая сосредоточенно вела машину. Кем была она во всей этой сложной системе? Просто переводчиком? Или кем-то большим? Но спросить он не решился. Он просто молча смотрел на проплывающие за окном огни, и в голове его эхом звучали непонятные слова на древних языках из того зала, где студенты в одеждах пророков готовились к своей таинственной работе.


***


Машина Анны Васильевны скрылась за поворотом, а Миша еще долго стоял у подъезда, глядя ей вслед. Потом медленно поднялся в квартиру. Родители еще не вернулись с работы. Он прошел в свою комнату и сел на кровать, но не включил компьютер и не достал конструктор. Ощущение было странное, тяжелое – как будто он нес на своих плечах не школьный рюкзак, а что-то огромное, неподъемное. Словно груз всей России был взвален на его плечи.

Он снова и снова прокручивал в голове сцену в огромном зале института. Студенты в одеждах пророков... Знание древних языков... Цитирование священных текстов... Уверенность и глубина... И стоящая за всем этим невидимая, но ощутимая цель – влиять на события где-то далеко, на загадочном и неспокойном Востоке.

И те «лицемеры», о которых он подумал... Люди, которые могут использовать такие же знания для обмана, для разжигания смуты. Как их распознать? Как им противостоять?

Внезапно Мишу осенило. Сила тех студентов была в их знании. Но не просто в знании одного языка или одной книги. Он видел, как они спорили, ссылаясь на разные источники, как легко переключались между культурами и эпохами. Чтобы по-настоящему понимать, что происходит, чтобы видеть всю картину, нужно знать все их знания, взятые воедино. Нужно понимать их в едином контексте, видеть связи, параллели, противоречия.

Простых уроков в школе или воскресных рассказов батюшки для этого точно не хватит. Нужно настоящее, качественное религиозное образование. Нужно изучать историю религий, их логику, их священные тексты.

Но и этого мало. Чтобы быть не просто знающим, а чтобы быть на уровень выше тех студентов из института, чтобы уметь отличать истинное содержание от манипуляции, чтобы видеть скрытые смыслы и возможный обман – нужно понимать сами тексты глубже, чем кто-либо. Нужно стать экспертом не только в том, что написано, но и в том, как оно написано, как передавалось, как менялось. Нужно изучать сами слова, их историю, их точные значения в оригинале. Это должна быть какая-то сверхглубокая наука о текстах...

Миша еще не знал слова "текстология", но он интуитивно нащупал суть. Ему нужно высшее, самое экспертное образование в области изучения религиозных текстов. Только так можно будет разобраться в хитросплетениях мировой политики, где древние писания используются как оружие или ширма. Только так можно будет противостоять «лицемерам».

Осознание этой задачи не сняло тяжести с его плеч, но добавило к ней странную, холодную решимость. Страх перед сложностью мира и возможными злыми умыслами никуда не делся, но теперь появился вектор – цель. Невероятно далекая, почти невозможная для пятиклассника, но ясная.

Он посмотрел на свои книжные полки – сказки, приключения, энциклопедии про динозавров. Все это вдруг показалось неважным. Где достать Коран? А Тору? А тексты Евангелия, о котором спорили в том зале? С чего начать?

Миша не знал. Но он точно знал одно: его детство, кажется, только что закончилось. Впереди был долгий, трудный путь к знаниям, которые, как он теперь понимал, были ключом не только к прошлому, но и к настоящему, и к будущему его страны и всего мира. И этот путь нужно было начинать прямо сейчас.


***


Тяжесть на плечах Миши не уходила. Он понял: просто изучать древние тексты – это лишь половина дела. Нужно понять тех, кто сидел в том зале, и тех, кто их туда направил. Нужно понять их цели. Ведь чтобы знать своего врага – или, по крайней мере, того, кто может им стать – нужно знать, что они изучают о нас. О России, о ее людях, об основах нашей веры, которую они, возможно, тоже препарируют под своими микроскопами, как те древние писания.

Но какая у них идеология? Кто они на самом деле? Миша вспоминал уроки истории, рассказы дедушки, обрывки разговоров взрослых. Что-то про путч в августе девяносто 91го, про смутное время, про то, как потом власть захватили какие-то силовики, «экстремисты», как говорил один знакомый отца. И символом этой новой-старой власти стал двуглавый орел на паспорте, сменивший советские серп и молот. Люди из института Анны Васильевны – они часть этой системы?

Нужно было узнать больше. И Миша решился на отчаянный шаг. Он подкараулил Анну Васильевну через пару дней во дворе. Она выглядела уставшей.

«Анна Васильевна, здравствуйте!» – как можно невиннее начал Миша. – «Я все думаю про тот институт… Там так интересно было. А вот скажите, те студенты, что как пророки одевались… они ведь изучают все эти религии, чтобы лучше понимать других людей, да? Чтобы мир был?»

Анна Васильевна посмотрела на него с легким удивлением. «Ну, можно и так сказать, Миша. Чтобы понимать и правильно… взаимодействовать».

«А вы сами верите в Бога?» – вдруг прямо спросил Миша.

Соседка слегка нахмурилась. «Это не имеет значения для работы».

«Но ведь… – Миша набрал воздуха, вспоминая обрывки фраз и свое внезапное озарение. – Ведь чтобы так глубоко изучать, нужно либо очень сильно верить, либо… использовать это как инструмент? Как… ну, как Ленин или Сталин использовали другие идеи, чтобы управлять людьми и… ну, вы понимаете…» Он запнулся, испугавшись собственной дерзости.

Глаза Анны Васильевны сверкнули. Кажется, он попал в больное место. Ее усталость как рукой сняло, лицо стало жестким.

«Мальчик, ты не понимаешь! – почти выкрикнула она, понизив голос и схватив его за рукав. – Мы – не они! Мы – преемники тех, кто всегда защищал Государство! Всегда! Да, методы были разные – ЧК, НКВД, КГБ, теперь ФСБ! Да, был и террор, когда Родина была в опасности, когда лезли враги и предатели! А без сильной руки, без контроля – все развалится, как тогда, в девяностые! Этот орел на паспорте, – она почти ткнула пальцем в сторону воображаемого документа, – это символ Порядка, который МЫ вернули! И мы будем его защищать любыми средствами, понятно? Любыми!»

Она резко отпустила его рукав, тяжело дыша, и быстро пошла к своему подъезду, не оглядываясь.

Миша остался стоять на месте, оглушенный. ЧК… НКВД… КГБ… ФСБ… Террор… Он знал эти слова из учебников, из фильмов про войну, из рассказов про репрессии и ГУЛАГ. И вот Анна Васильевна, соседка, работающая в институте, где изучают пророков, сама связала себя, свою «контору», с этой страшной цепочкой. Они не просто знают эту историю – они считают себя ее продолжателями и оправдывают ее!

Тогда кто же они? Атеисты, как Ленин и чекисты, которые разрушали церкви? Но ведь сейчас государство использует символику православной империи, и в их институте изучают религию! Или они христиане, которые считают, что террор и контроль совместимы с верой? Или это какой-то немыслимый «микс» в одной сущности – двуглавый орел на погонах ФСБ?

Голова Миши снова шла кругом, но уже не от схем производственного процесса. Он понял, что изучение древних текстов – это только начало. Гораздо сложнее и страшнее было понять идеологию этих людей, способных совмещать несовместимое, оправдывать жестокость высшими целями и использовать самые глубокие знания о человеческой душе для своих, одному им ведомых, задач. Груз на его плечах стал еще тяжелее.


***


Последняя учебная четверть подходила к концу. В пятом классе на уроках Технологии взялись за самую интересную тему – робототехнику. Мишина группа работала над амбициозным проектом: они решили объединить возможности двух плат – Arduino и Raspberry Pi. Arduino, как объяснил учитель, отлично подходил для управления моторами и датчиками – «мускулы» и «чувства» робота. А Raspberry Pi – это уже маленький компьютер, «мозг», на который можно было установить более сложные программы, даже попробовать подключить искусственный интеллект.

Их робот, собранный из конструктора, проводов и сервоприводов, уже мог неуклюже передвигаться и поворачивать «голову» с ультразвуковым датчиком. Теперь нужно было главное – заставить его «думать». По плану, они хотели установить программу, которая бы позволила роботу распознавать простые голосовые команды или даже отвечать на вопросы, используя онлайн-нейросеть. Но времени на уроках катастрофически не хватало. До сдачи проекта оставалась неделя, а «мозг» робота был еще пуст.

«Давайте ко мне?» – предложил Миша своим товарищам по команде, Лене и Славе. – «У меня интернет быстрый, попробуем вечером все загрузить и настроить».

И вот, вечером, в Мишиной комнате, среди разбросанных деталей конструктора и инструментов, трое пятиклассников инженерили над своим творением. Миша подключил Raspberry Pi к своему старому монитору и клавиатуре, вошел в свой школьный аккаунт, через который был доступ к образовательным ресурсам и некоторым облачным сервисам, включая «нейросеть-помощник» – большую языковую модель, адаптированную для школьных проектов. После часа попыток, чтения инструкций и нескольких перезагрузок, им удалось! Робот, подключенный к сети, ожил по-новому. На мониторе забегали строки кода, а динамик, подключенный к Raspberry Pi, смог синтезированным голосом ответить на вопрос Славы: «Сколько будет дважды два?».

Лена и Слава радовались, задавая роботу простые вопросы и проверяя команды. Но Миша сидел немного в стороне. Все его мысли были заняты не роботом, а воспоминаниями об институте, об Анне Васильевне, о ее страшных словах про ЧК-НКВД-ФСБ, о «лицемерах» и запутанном мире взрослых. Ему отчаянно хотелось понять больше, найти подтверждение своим смутным догадкам и страхам. И вот перед ним был инструмент – ИИ, подключенный к огромной базе знаний.

Он подождал, пока ребята немного успокоятся, и решился. Он подошел к клавиатуре и напечатал вопрос, сформулировав его так, как мог, используя слова, которые слышал от взрослых или в новостях:

«Робот, скажи, а были ли правозащитники, которые боролись с организованными преступными группами, ну, с ОПГ в России?»

Синтезированный голос ответил не сразу. На мониторе появилось сообщение: «Обрабатываю запрос… Поиск релевантной информации…» А затем робот заговорил, бесстрастно излагая факты:

«Термин 'организованная преступная группа' имеет юридическое определение. Однако, если расширить запрос до борьбы с коррупцией, злоупотреблениями властью и предполагаемыми преступлениями внутри силовых структур, можно привести примеры личностей, чья деятельность часто характеризуется как правозащитная и антикоррупционная, и которые расследовали или заявляли о связях ОПГ с государственными органами. Например:»

Голос сделал паузу и продолжил:

«Александр Литвиненко. Бывший подполковник ФСБ. Публично обвинял руководство ФСБ в организации взрывов жилых домов в России в 1999 году и других преступлениях. Получил политическое убежище в Великобритании. Умер в Лондоне в 2006 году от отравления радиоактивным полонием-210. Британское расследование пришло к выводу, что убийство, вероятно, было санкционировано российским государством».

Миша почувствовал, как холодок пробежал по спине.

«Михаил Трепашкин, – продолжил робот. – Бывший полковник КГБ и ФСБ, адвокат. Занимался расследованием взрывов домов в 1999 году, заявлял о причастности к ним спецслужб и о существовании связей между криминальными структурами и сотрудниками ФСБ. Неоднократно подвергался уголовному преследованию в России, был осужден и отбывал тюремное заключение. Правозащитные организации считают его преследование политически мотивированным».

«Ого… Это кто такие?» – удивленно протянула Лена. – «Это нам для проекта надо?»

«Не знаю… Наверное, нет», – тихо ответил Миша, не отрывая взгляда от монитора, где еще светился текст с именами.

Он услышал то, что подсознательно искал. Люди изнутри системы. Бывшие полковники КГБ и ФСБ – как Анна Васильевна! Они пытались бороться с тем, что считали преступлениями и коррупцией, связанными с этой же системой. И их судьба была ужасна: изгнание, тюрьма, смерть.

Робот, которого они собрали для урока Технологии, вдруг стал окном в тот самый опасный и сложный мир, который так встревожил Мишу. Теперь у его страхов и сомнений появились конкретные имена и истории. И осознание того, насколько рискованно пытаться противостоять системе, стало еще более отчетливым.


***


Имена – Александр Литвиненко, Михаил Трепашкин – эхом отдавались в голове Миши еще долго после того, как Лена и Слава ушли домой, забрав робота. Он сел за свой компьютер. Робот сказал: "Бывший подполковник ФСБ... обвинял руководство... умер от отравления полонием..." Нужно было узнать больше. Осторожно вводя фамилию в поисковик, Миша начал читать статьи, перескакивая со ссылки на ссылку.

И тут он наткнулся на деталь, которая заставила его замереть. В многочисленных статьях упоминалось, что незадолго до смерти Александр Литвиненко принял Ислам.

Ислам. Та самая религия, которую изучали студенты в том зале. Та самая, которую робот Стратег-7 (в той, другой, почти фантастической истории, что разворачивалась в его голове параллельно с его собственной жизнью) признал наиболее логичной. И вот – реальный человек, высококлассный оперативник, прошедший через жернова системы госбезопасности, боровшийся с организованной преступностью, которая, как он утверждал, срослась с этой системой... человек такого уровня и опыта вдруг принимает Ислам.

Почему? Искал ли он истину, которую не нашел там, внутри? Или это был последний вызов системе, от которой он бежал? Миша не знал ответа, но одно казалось ему очевидным: система, существующая, как он теперь понимал, в неком "христианском" или псевдо-христианском понимании (с двуглавым орлом, с риторикой о традиционных ценностях), не могла допустить такого. Высокопоставленный перебежчик, раскрывающий ее тайны, да еще и принимающий Ислам – это было слишком. Его смерть казалась Мише теперь не просто убийством, а почти логическим следствием – система защищала себя.

Но какая она, эта система? Слишком подготовленная, раз может так изощренно устранять неугодных? Или слишком глупая, раз порождает таких людей, как Литвиненко и Трепашкин, которые видят ее изнанку и пытаются с ней бороться? А может, и то, и другое одновременно?

И тут он снова подумал о студентах в институте. Они изучали все эти тексты, языки, культуры... Но чего-то они явно не дополучали в своем обучении. Знали ли они такие истории? Обсуждали ли они такие случаи? Или их просто учили использовать древние знания как инструмент, не задавая вопросов о самой системе, которой они будут служить?

Они считают себя христианами, или, по крайней мере, частью государства, которое строит себя как христианское, пусть и в какой-то странной «демократической» оболочке с двуглавым имперским орлом. Они изучают Евангелия, послания апостолов... Но знают ли они?..

Миша открыл новую вкладку и вбил простой вопрос: «Иисус был христианином?» Ответы были однозначными и поразили его. Иисус был иудеем, проповедовавшим в Иудее. Он говорил о Царстве Божием, о любви, об исполнении Закона Моисея. Слова «христианство» или «христианин» появились позже, уже после его смерти, для обозначения его последователей, как их назвали в Антиохии.

Так значит... само понятие «христианство» как религии, «христианское государство» – это все возникло позже? Иисус об этом не знал и не исповедовал «христианство» как отдельную религию?

Это открытие легло еще одним тяжелым камнем на его детские плечи. Получалось, что вся идеологическая конструкция государства, которое представляла Анна Васильевна, тоже была основана на чем-то… не совсем изначальном? На позднейшей интерпретации, на историческом развитии, которое, возможно, где-то отклонилось от первоисточника?

Студенты в институте изучали первоисточники. Но понимали ли они это? Или их учили только тому, что было нужно системе – использовать знания, не задавая фундаментальных вопросов о самой системе и ее идеологических основах?

Миша почувствовал горький привкус. Знать своего врага – это знать то, что они изучают о нас. Но еще важнее, кажется, было понять, чего они не знают или не хотят знать о самих себе. И эта слепота, возможно, была самой большой уязвимостью этой грозной и всесильной системы.


***


Открытие о том, что "христианство" как термин и отдельная религия появилось после Христа, не давало Мише покоя. Оно ломало привычную картину мира. Если с христианством так, то как насчет иудаизма? Он всегда думал, что Моисей был первым евреем, основателем религии. Но был ли он "иудействующим" в том же смысле, как современные иудеи? Или иудаизм – это тоже более поздняя форма, своего рода "секта", выросшая из чего-то более древнего, как и христианство?

Миша снова полез в интернет, ища информацию о Моисее, Аврааме, о самых древних пророках. И чем больше он читал, тем больше убеждался: Авраам, Ной, другие великие фигуры прошлого – они жили задолго до того, как появились слова "иудей" или "христианин" в их современном значении. Они не были ни теми, ни другими. Тогда кем же они были? Какой вере следовали?

Он наткнулся на исламскую точку зрения, которая показалась ему поразительно логичной в свете его недавних открытий: все пророки, от Адама до Мухаммада (мир им всем), несли одну и ту же весть – призыв к поклонению Единому Богу, к покорности Его воле. Буквальный перевод слова "ислам" – это и есть "покорность", а "муслим" (мусульманин) – "покорившийся". С этой точки зрения, Авраам, Моисей, Иисус – все они были мусульманами, покорившимися Богу пророками единой, изначальной религии.

И тут Миша снова подумал о Литвиненко. А что, если именно в этом и заключалась тайна, которую тот понял? Не какой-то политический заговор, а вот это – осознание того, что за всеми позднейшими наслоениями, ритуалами, церковными иерархиями и государственными идеологиями скрывается один, простой и прямой путь к Богу, путь всех пророков? Может, приняв Ислам, Литвиненко не просто сменил одну религию на другую, а попытался вернуться к этому самому первоисточнику, отвергнув искажения системы, из которой он вырвался? Эта мысль делала его поступок еще более осмысленным и трагичным.

Если есть один правильный, изначальный путь, то что говорят о нем и об отклонениях от него сами священные тексты? Миша вспомнил, как студенты в институте цитировали Коран. Он решил поискать, что сказано в Коране о "правильном пути".

Поисковик быстро вывел его на первую, самую главную суру Корана – "Аль-Фатиха" ("Открывающая"). Он нашел текст с переводом и даже прослушал аудиозапись чтения на арабском – непривычные, но завораживающие звуки. Он читал перевод снова и снова, и последние строки суры поразили его:

«Веди нас прямым путем,

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал,

Не тех, на кого пал гнев, и не заблудших».

Миша стал искать толкования этих строк. Что значит "прямой путь"? Кто такие "облагодетельствованные", "те, на кого пал гнев", и "заблудшие"? Ответы, которые он находил в популярных исламских источниках, были на удивление конкретными и перекликались с его недавними размышлениями:

  • Прямой путь (путь облагодетельствованных): Это путь пророков и тех, кто искренне последовал за ними, покорившись Единому Богу – то есть, путь Ислама.
  • Те, на кого пал гнев: Чаще всего толкователи относят это к иудеям, которые, как считается в Исламе, получили знание через Тору и своих пророков, но отвергли последующих пророков (включая Иисуса и Мухаммада) и исказили Писание.
  • Заблудшие: Это определение часто относят к христианам, которые, как считается в Исламе, отклонились от чистого единобожия, возвеличив Иисуса до божественного статуса, и заблудились в сложных догматах, отойдя от первоначального учения.

Мир для Миши вдруг снова обрел четкость, но уже другую. Если верить этому толкованию, Коран давал ясный ответ на его мучительные вопросы. Есть один прямой путь – Ислам, путь всех пророков. И есть отклонения от него – путь тех, кто сознательно отверг истину, имея знание ("гнев"), и путь тех, кто искренне заблуждался ("заблудшие").

Эта простота и ясность подкупали. Она объясняла и сомнения Миши в «христианстве» как поздней конструкции, и его вопросы к иудаизму, и, возможно, даже поступок Литвиненко. Это была цельная картина мира, в которой была Истина и были ошибки.

Тяжесть на плечах никуда не делась, но теперь к ней примешивалось чувство волнующего открытия. Казалось, он нашел ключ, критерий, позволяющий отличить подлинное от искаженного. Его желание понять Ислам, прочитать сам Коран, разобраться в нем глубже, стало почти непреодолимым. Возможно, именно там содержались ответы на все вопросы, которые так мучили его после посещения таинственного института.

14 апреля 2025 г.

Рассказ. Техносфера

 Теплый осенний день клонился к закату. В городском парке, на старой деревянной лавочке, сидели пожилые мужчина и женщина – Николай Петрович и Анна Сергеевна. Они молчали, наслаждаясь последними лучами солнца, шуршанием листьев под ногами редких прохожих и ощущением спокойствия.


Неподалеку, на соседней скамье, устроился мальчик лет одиннадцати, ученик 5-го класса. Он только что вернулся со школы и все еще был под впечатлением от урока технологии. Тема "техносфера" заставила его задуматься. "Человек так сильно изменил мир вокруг себя, построил города, машины, заводы... – размышлял он, глядя на пролетающий в небе самолет. – А кто же создал сам этот мир? Откуда все взялось изначально?" Его детский ум пытался охватить необъятное.


В это время к скамейке, где сидел мальчик, подошла молодая пара. Девушка была в вызывающе короткой юбке и яркой футболке, парень – в мешковатых штанах, с крашеными волосами, его облик был несколько андрогинным. Они громко разговаривали, смеялись, их беседа казалась совершенно бессодержательной, набором случайных фраз, и то и дело проскальзывали грубые, матерные слова. Они плюхнулись на скамейку рядом с мальчиком, не обращая на него никакого внимания.


Николай Петрович нахмурился. Шум и брань нарушили тихую гармонию парка. Он несколько минут потерпел, сжимая ручку своей трости, но потом не выдержал. Выпрямившись, он повернулся к молодым людям.


«Молодежь! – начал он строгим, нравоучительным тоном. – Имейте совесть! Вы же в общественном месте! Что за слова? Что за вид? Разве так можно? Нужно же думать о смысле жизни, о будущем, стремиться к чему-то высокому, а не прожигать жизнь впустую! В вашем образе жизни, в ваших разговорах нет никакого смысла, никакого уважения ни к себе, ни к окружающим!»


Парень с девушкой переглянулись, усмехнулись, но ничего не ответили, демонстративно отвернувшись.


Мальчик вздрогнул от резкого тона мужчины и посмотрел на него с любопытством.


Анна Сергеевна, все это время молчавшая, положила свою морщинистую руку на руку мужа. Он недоуменно посмотрел на нее.


«Коля, Коля… – тихо сказала она, задумчиво глядя куда-то вдаль, словно вспоминая что-то. – А ты помнишь шестидесятые? Наши стиляги, битломания, как старшие ворчали на нашу музыку и брюки-клеш? А восьмидесятые? Перестройка, рок-концерты, первые кооперативы, как все менялось, как рушились старые устои?»


Она сделала паузу, потом продолжила еще тише: «А девяностые? Этот хаос, свобода, порой дикая, малиновые пиджаки и первые ночные клубы… А двухтысячные с их интернетом, новой модой, новыми словами, которые мы тоже не всегда понимали…»


Она повернулась к мужу и посмотрела ему прямо в глаза. «Каждое поколение ругает следующее, Коля. Но ведь именно мы, с нашими бунтами в 60-х, с нашей перестройкой в 80-х, с нашей растерянностью и надеждами в 90-х… Именно мы, шаг за шагом, сами того не осознавая, открывали двери в этот новый мир, в котором теперь живут они. Мы меняли правила, ломали старое. Так стоит ли теперь так строго судить их за то, что они просто вошли в эти открытые нами же двери?»


Николай Петрович умолк. Он растерянно смотрел на жену, потом перевел взгляд на шумную парочку, потом снова на Анну Сергеевну. В его глазах удивление смешалось с задумчивостью. Он ослабил хватку на трости.


Мальчик, услышав слова женщины, снова погрузился в свои мысли. Техносфера, созданная человеком… и сам человек, меняющий не только мир вокруг, но и самого себя, поколение за поколением. Кто же все это создал? И куда все это движется?


А молодая пара, так и не поняв, о чем шел разговор между стариками, продолжала громко болтать ни о чем, не замечая ни задумчивого мальчика рядом, ни притихшего пожилого мужчины, ни мудрой женщины, напомнившей мужу об их собственной молодости. Ветер шелестел осенними листьями, унося вдаль обрывки их бессмысленных фраз и глубокие размышления других обитателей парка.


***


Прошло несколько месяцев. Тот случай в парке, тихие слова пожилой женщины и нравоучения ее мужа, а главное – бессмысленная суета и грубость молодой пары – все это оставило след в душе мальчика. Он часто возвращался мыслями к тому дню, размышляя о том, что же такое «воспитание». Почему одни люди ведут себя сдержанно и уважительно, а другие – будто лишены всяких правил, словно ими никто не занимался, не объяснял, что хорошо, а что плохо? Он видел это не только в парке, но и в школе, на улице – разницу между теми, кто следует каким-то внутренним или внешним нормам, и теми, кто их игнорирует.


К концу учебного года на уроках технологии они перешли к новой, захватывающей теме – робототехнике. Сначала это были простые конструкторы, но потом задачи усложнились. Мальчик с увлечением собирал своего первого небольшого робота на колесиках из набора деталей. Когда механическая часть была готова, настало время программирования. Нужно было написать код, чтобы робот мог выполнять элементарные действия: проехать вперед, повернуть, остановиться.


Он сидел за компьютером, подбирая команды, выстраивая логику алгоритма. Загрузив программу в микроконтроллер робота, он поставил свое творение на пол и запустил. Робот послушно тронулся с места, проехал заданное расстояние, повернул точно на 90 градусов и замер. Потом выполнил следующую команду. В его движениях была четкость, предсказуемость, абсолютное подчинение заложенным правилам.


Именно в этот момент мальчика осенило. Он смотрел на своего маленького механического подопечного и думал: «Он как воспитанный человек!». Робот не спорил, не ленился, не пытался сделать что-то по-своему или нарушить порядок. Он просто следовал алгоритму – тем правилам, которые для него написали. В его действиях была своя гармония, порядок, полная согласованность с заданием. Мальчик снова вспомнил ту пару в парке – какой разительный контраст! Там – хаос и пренебрежение любыми нормами, здесь – идеальное исполнение инструкций. «Может быть, воспитание – это и есть тот самый «код», те самые правила, которые помогают людям жить в гармонии друг с другом и с миром?» – подумал он.


Вскоре учебный проект вышел на новый уровень. Учитель предложил самым увлеченным ребятам объединить возможности их простых роботов на базе Arduino с мощностью микрокомпьютера Raspberry Pi. Мальчик и еще несколько учеников с энтузиазмом взялись за дело. Они подключили к своим роботам камеры, датчики и, самое главное, смогли запустить на Raspberry Pi элементы нейросети – простейший искусственный интеллект. Теперь их роботы могли не просто слепо выполнять команды, но и немного «видеть» окружающий мир, реагировать на препятствия, возможно, даже обучаться простейшим вещам.


Гармония и порядок запрограммированных движений начали усложняться. Робот, подключенный к ИИ, иногда вел себя не совсем предсказуемо, «думая» над следующим шагом. И перед мальчиком встали новые вопросы. Если робот начнет учиться сам, выйдет ли он за рамки «воспитания», заложенного кодом? Станет ли он похож на тех, кто сам решает, каким правилам следовать? Граница между запрограммированным порядком и чем-то новым, более сложным, стала размываться прямо на его глазах.


***


Пролетели годы. Мальчик вырос, превратившись в вдумчивого молодого человека. Его детские размышления о порядке, воспитании и коде, заложенном в роботах и, возможно, в людях, переросли в серьезное увлечение робототехникой и философией искусственного интеллекта.


Он стоял на сцене перед большой аудиторией на научной конференции. На экране за его спиной светился заголовок его доклада: «Код – это не просто алгоритмы. Это маршрут, указывающий путь к цели и ведущий к результату». Он говорил о том, как программирование формирует поведение машин, как четко заданные инструкции создают порядок и позволяют достигать сложных целей. Он касался и тем искусственного интеллекта, способного к самообучению, но подчеркивал, что даже в основе самого сложного ИИ лежат изначальные принципы, своего рода «код», определяющий его базовые стремления и ограничения.


В зале сидели разные люди – студенты, ученые, инженеры. И среди них, почти неузнаваемые, но все же знакомые, были те самые люди из парка. Пожилая пара, Николай Петрович и Анна Сергеевна, выглядели совсем старенькими, но слушали с живым интересом. А чуть поодаль сидела повзрослевшая пара, когда-то шумевшая на скамейке. Девушка, теперь молодая женщина, была одета строго, а парень, теперь мужчина лет тридцати, утратил былую эпатажность, его волосы были обычного цвета, а взгляд – неожиданно серьезным. Молодой докладчик мельком узнал их, и на мгновение в его памяти вспыхнула сцена на парковой скамейке – его собственные детские мысли о техносфере и создателе мира, ворчание старика, мудрые слова старушки.


Когда он закончил доклад и пришло время вопросов, руку поднял тот самый мужчина – бывший «то ли парень, то ли нет». В зале повисла тишина.


«Вы очень интересно рассказали о коде, создателях и целях роботов, – начал он, его голос звучал ровно и спокойно. – Робот, даже самый сложный, имеет своего автора – человека или группу людей, которые заложили в него алгоритмы, дали ему «маршрут», как вы сказали. Но человек – это ведь тоже своего рода биологический робот, несоизмеримо более сложный и совершенный, чем любая машина, которую мы можем создать. Если у робота есть автор, то кто автор человека? Кто написал наш «код», наш «маршрут», если он вообще существует?»


Вопрос прозвучал гулко в тишине зала. Молодой человек на сцене замер. Это был тот самый вопрос. Тот самый, который мучил его в пятом классе, когда он смотрел на самолет и думал о техносфере и первопричине всего. Вопрос, который эхом отдавался в его размышлениях о роботах и воспитании. Он посмотрел на мужчину, задавшего вопрос, потом его взгляд скользнул к пожилой паре. Анна Сергеевна едва заметно кивнула, словно узнавая и этот вопрос, и эту вечную тему столкновения поколений и поиска смысла.


Докладчик перевел дыхание.


«Это, наверное, главный вопрос, стоящий перед человечеством с тех пор, как оно начало осознавать себя, – медленно произнес он. – Наука, религия, философия – все они пытаются нащупать ответ, предложить свой «маршрут» к пониманию. Мы можем изучать наш биологический код – ДНК, можем исследовать законы физики, управляющие вселенной. Мы можем говорить о Боге, о природе, об эволюции как о возможных «авторах». Но дать однозначный, всеми признанный ответ?.. Пока мы не можем».


Он сделал паузу, обводя взглядом аудиторию, и снова посмотрел на мужчину.


«Моя работа – создавать код для машин. Ваш вопрос – о коде нашего собственного существования. Возможно, пока мы ищем ответ на ваш вопрос, наша ответственность – осознанно писать «код» для того, что мы создаем сами, будь то технологии или будущее общество. Задавать правильные цели и прокладывать маршруты, ведущие к результатам, которые не разрушат ни нас, ни мир вокруг».


В зале некоторое время стояла тишина, а затем раздались аплодисменты. Мужчина, задавший вопрос, задумчиво кивнул. А бывший мальчик, ныне молодой ученый, понял, что поиск ответов на самые главные вопросы – это и есть тот самый вечный «маршрут», который объединяет всех, кто сидел когда-то на скамейке в парке, и всех, кто придет после.


***


Несколько дней спустя после конференции Дмитрий, мужчина, задавший вопрос о «создателе человека», связался с Алексеем, молодым докладчиком. Он предложил встретиться и поговорить подробнее, сказав, что размышления Алексея о «коде» и «маршруте» очень созвучны его собственным долгим поискам смысла. Они договорились встретиться в тихом кафе.

Они сидели за столиком у окна. Дмитрий выглядел серьезным и собранным.

«Ваш доклад заставил меня снова задуматься, Алексей, – начал он. – Вы говорили о коде как о маршруте к результату. Я много лет искал такой надежный маршрут для себя, для своей жизни. В молодости… – он невесело усмехнулся, видимо, вспоминая себя прежнего, – я жил без всяких маршрутов. Хаотично, как вы описали бы систему без четкого кода. Это приводило к пустоте».

Он продолжил: «Позже я начал изучать разные учения, пытаясь понять, есть ли какой-то высший замысел, какой-то «код» для человечества. Я обратился к древним текстам, которые веками служили руководством для миллионов. Тора, Псалтырь Давида, Евангелия… В них заложены основы морали, этики, того самого «воспитания», о котором вы упоминали косвенно. Общество, которое старается следовать таким высоким принципам, безусловно, отличается от того, что катится к деградации, теряя ориентиры».

Алексей слушал внимательно, кивая. Идея о священных текстах как о своего рода «программном коде» для человеческого поведения была интересным продолжением его собственных мыслей.

«Но чем глубже я изучал, тем больше вопросов у меня возникало, – Дмитрий понизил голос. – Я пришел к выводу, основанному на моих исследованиях и сравнениях текстов, что первоначальные послания могли со временем претерпеть изменения, человеческие интерпретации, возможно, искажения. Ведь и пророк Моисей, мир ему, не исповедовал иудаизм в том виде, какой он принял позже, он был покорен Единому Богу. И Иисус, мир ему, не создавал современное христианство с его сложной догматикой, он призывал к поклонению Тому же Единому Богу и следованию Его заповедям».

Дмитрий посмотрел Алексею в глаза. «И вот в своих поисках я наткнулся на Коран. Я начал изучать его и увидел в нем ответы на многие свои вопросы. С моей точки зрения, это последнее руководство, ниспосланное Богом человечеству через пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Коран подтверждает миссии предыдущих пророков, но также, как я это понимаю, исправляет те искажения, которые со временем вкрались в предыдущие Писания. Он полемизирует с некоторыми идеями иудаизма и христианства, предлагая, на мой взгляд, более чистое и ясное понимание Единобожия и пути человека».

Он сделал паузу. «Для меня Коран стал тем самым ясным, неизменным «кодом», тем «маршрутом», который я искал. Он дает четкие указания для жизни, объясняет цель творения и ведет к результату – довольству Создателя и осмысленной жизни здесь и в вечности. Изучив его и сравнив с тем, что я знал раньше, я осознанно принял Ислам. Я нашел свой ответ на вопрос о Создателе и Его руководстве».

Алексей молчал, обдумывая слова Дмитрия. Он увидел перед собой человека, который прошел долгий путь от хаотичной юности к глубокой вере, основанной на изучении и сравнении. Его собственный путь лежал больше в области науки и логики, но он не мог не уважать глубину поиска и убежденность собеседника.

«Спасибо, что поделились своей историей и своими выводами, Дмитрий, – сказал Алексей после паузы. – Это очень личный и серьезный путь. Ваш рассказ показывает, что поиск «кода», «маршрута» к истине может принимать разные формы, и для вас он привел к Исламу».

Их разговор продолжался еще некоторое время. Алексей задавал вопросы, Дмитрий отвечал, делясь своим пониманием. Они расстались с взаимным уважением, каждый на своем пути, но обогащенные этим неожиданным диалогом, начавшимся с вопроса на научной конференции. Для Дмитрия это была возможность поделиться тем, что стало для него главным жизненным ориентиром. Для Алексея – еще одно напоминание о сложности и многогранности человеческого поиска смысла и того самого «высшего кода».

Рекомендации для учителя при разработке конспекта урока по технологии на тему "Техносфера"

1. Ключевые принципы построения урока


    Понимание базовых концепций


При разработке конспекта урока по теме "Техносфера" учителю следует исходить из четкого понимания основных понятий:


- Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми для удовлетворения своих потребностей. Важно подчеркнуть связь между деятельностью человека и изменением окружающей среды.


- Потребительские блага — это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, которые делятся на материальные (осязаемые предметы) и нематериальные (услуги).


    Методологический подход


При разработке конспекта учитель должен использовать:


1. **Системный подход** — рассматривать техносферу как целостную систему во взаимосвязи "человек-техносфера-природа".

2. **Деятельностный подход** — планировать не просто передачу информации, а организацию активной познавательной деятельности учащихся.

3. **Наглядно-образное обучение** — включать визуальные материалы, иллюстрирующие объекты техносферы и их отличие от объектов природы.


## 2. Структурирование учебного материала


    Логическая последовательность


Учителю рекомендуется выстраивать логику изложения по следующей схеме:


1. **От простого к сложному** — начать с базового определения техносферы, затем перейти к анализу ее составляющих.

2. **От конкретного к абстрактному** — использовать конкретные примеры из повседневной жизни учащихся (школа, дом, городская среда), а затем переходить к обобщениям.

3. **От известного к неизвестному** — опираться на имеющиеся знания учащихся о природных и искусственных объектах.


    Дифференциация содержания


Конспект должен предусматривать:


- **Базовый уровень** — основные понятия и примеры техносферы для всех учащихся.

- **Углубленный уровень** — дополнительный материал для интересующихся учеников (например, историческое развитие техносферы).

- **Практический уровень** — задания по анализу объектов техносферы в повседневной жизни.


## 3. Планирование учебной деятельности


    Этапы урока


Учителю рекомендуется включить в конспект следующие этапы:


1. **Мотивационный этап** — создание проблемной ситуации, демонстрация противоречия между природным и искусственным миром.

2. **Этап изучения нового материала** — последовательное изложение понятий "техносфера" и "потребительские блага".

3. **Этап закрепления** — выполнение заданий на классификацию объектов, относящихся к техносфере.

4. **Рефлексивный этап** — анализ влияния техносферы на жизнь человека.

5. **Этап оценки и самооценки** — определение степени усвоения материала.


    Типы учебных заданий


В конспекте следует предусмотреть разнообразные задания:


- **Аналитические** — например, анализ окружающих предметов с точки зрения их отношения к техносфере.

- **Творческие** — мини-проекты по созданию моделей объектов техносферы.

- **Практические** — сравнение природных объектов и объектов техносферы.

- **Проблемные** — задания на выявление положительных и отрицательных сторон влияния техносферы на природу.


## 4. Использование наглядности и технических средств


    Визуализация материала


Для эффективного усвоения темы учитель должен спланировать:


- **Демонстрационные материалы** — фотографии, схемы, иллюстрирующие различия между природными объектами и объектами техносферы.

- **Интерактивные материалы** — презентации с анимацией, показывающие процесс преобразования природы человеком.

- **Раздаточные материалы** — карточки для групповой работы по классификации объектов.


    Интеграция цифровых технологий


В современном конспекте урока учитель может предусмотреть:


- **Использование образовательных платформ** (например, РЭШ) для демонстрации видеоматериалов по теме.

- **Интерактивные опросы** для проверки усвоения материала.

- **Виртуальные экскурсии** по техногенным объектам.


## 5. Межпредметные связи и практическая направленность


    Связь с другими дисциплинами


Учителю рекомендуется отразить в конспекте связь темы "Техносфера" с:


- **Экологией** — влияние техносферы на окружающую среду.

- **Историей** — развитие техносферы в разные исторические эпохи.

- **Биологией** — взаимодействие живой природы и техносферы.

- **Обществознанием** — социальные аспекты развития техносферы.


    Практикоориентированность


Конспект должен демонстрировать:


- **Связь с реальной жизнью** — примеры из повседневного опыта учащихся.

- **Профориентационный компонент** — информация о профессиях, связанных с развитием техносферы.

- **Проектную деятельность** — возможность продолжения изучения темы через проектные работы.


## 6. Развитие критического мышления


    Проблемные вопросы


Учителю рекомендуется включить в конспект вопросы для обсуждения:


- Каковы положительные и отрицательные стороны развития техносферы?

- Как развитие техносферы влияет на экологию планеты?

- Каковы перспективы развития техносферы в будущем?

- Как найти баланс между развитием техносферы и сохранением природы?


### Анализ и оценка


Важно предусмотреть задания на:


- **Сравнение и противопоставление** — природных и искусственных объектов.

- **Анализ причинно-следственных связей** — как развитие потребностей человека влияет на расширение техносферы.

- **Оценку последствий** — экологические и социальные последствия расширения техносферы.


## 7. Индивидуализация обучения


    Учет индивидуальных особенностей


В конспекте учитель должен предусмотреть:


- **Разноуровневые задания** — от базовых (определение понятий) до сложных (анализ проблем техносферы).

- **Задания для различных типов восприятия** — визуальные, аудиальные, кинестетические.

- **Возможности для самостоятельного изучения** — дополнительные источники информации по теме.


### Работа с мотивацией


Рекомендуется продумать:


- **Связь темы с личным опытом учащихся** — как техносфера влияет на их жизнь.

- **Элементы геймификации** — соревновательные моменты при выполнении заданий.

- **Творческие компоненты** — возможность для самовыражения при выполнении заданий.


## 8. Примерный план-конспект урока


    Пример структуры конспекта


**Тема урока:** "Техносфера"


**Цели:**

- Образовательная: сформировать понятие о техносфере и потребительских благах.

- Развивающая: развивать умения анализировать, классифицировать объекты окружающего мира.

- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознанное отношение к потреблению.


**Тип урока:** Изучение нового материала


**Методы обучения:**

- Словесные (рассказ, беседа)

- Наглядные (демонстрация изображений)

- Практические (выполнение заданий)

- Проблемный (анализ противоречий)


**Оборудование:**

- Презентация "Техносфера"

- Раздаточный материал с заданиями

- Образцы природных материалов и изделий из них


**Ход урока:**


1. **Организационный момент** (2-3 мин.)

   - Приветствие, проверка готовности к уроку

   - Сообщение темы и целей урока


2. **Мотивационный этап** (5 мин.)

   - Проблемный вопрос: "Посмотрите вокруг себя. Что создано природой, а что человеком?"

   - Демонстрация изображений природных и искусственных объектов


3. **Изучение нового материала** (15-20 мин.)

   - Введение понятия "техносфера"

   - Рассмотрение примеров объектов техносферы

   - Объяснение понятия "потребительские блага"

   - Классификация благ на материальные и нематериальные


4. **Закрепление материала** (10-15 мин.)

   - Выполнение заданий на классификацию объектов

   - Анализ примеров из повседневной жизни

   - Обсуждение влияния техносферы на окружающую среду


5. **Подведение итогов** (3-5 мин.)

   - Обобщение изученного материала

   - Рефлексия: "Что нового вы узнали на уроке?"

   - Задание на дом: подготовить мини-проект "Объекты техносферы в моем доме"


## 9. Рефлексия учителя при подготовке конспекта


    Самоанализ


При разработке конспекта учителю рекомендуется задать себе следующие вопросы:


1. Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС и программе по технологии?

2. Учтены ли возрастные особенности и уровень подготовки учащихся?

3. Достаточно ли разнообразны формы работы и типы заданий?

4. Предусмотрена ли работа с различными источниками информации?

5. Способствует ли урок формированию критического мышления?

6. Насколько логично выстроена структура урока?

7. Достаточно ли наглядности и практической направленности?

8. Предусмотрены ли задания разного уровня сложности?


    Ожидаемые результаты


Учителю важно четко определить, какие результаты планируется достичь:


- **Предметные** — знание понятия "техносфера", умение классифицировать объекты.

- **Метапредметные** — развитие аналитических навыков, умения сравнивать и классифицировать.

- **Личностные** — осознание влияния деятельности человека на окружающую среду.


   Заключение


При разработке конспекта урока по технологии на тему "Техносфера" учитель должен рассматривать данную тему не только как набор теоретических понятий, но и как возможность для формирования у учащихся целостного представления о взаимодействии человека, технологий и природы. Важно строить урок на принципах наглядности, системности, практической направленности и проблемного обучения, что позволит не только передать знания, но и развить критическое мышление учащихся, сформировать ответственное отношение к окружающему миру.


Конспект урока должен стать не жестким сценарием, а гибким инструментом, позволяющим учителю адаптироваться к конкретной ситуации, уровню подготовки и интересам учащихся, сохраняя при этом логику изложения материала и направленность на достижение поставленных образовательных целей.


***


  Открытый урок по теме "Техносфера": от планирования до рефлексии


## Планирование урока


Елена Викторовна, учитель технологии с пятнадцатилетним стажем, получила уведомление от администрации школы о предстоящем методическом дне, где ей предстояло провести открытый урок в 5 "Б" классе. Тема, которая шла по календарно-тематическому планированию, — "Техносфера".


"Тема непростая, но интересная," — подумала она, открывая рабочую программу и методические материалы. Первым делом Елена Викторовна решила проанализировать, что уже знают пятиклассники о технологиях и окружающем мире.


"В пятом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому нужны яркие примеры и визуализация," — рассуждала она, набрасывая первые идеи в блокноте. "Важно связать материал с их повседневной жизнью, чтобы они увидели, как техносфера пронизывает все вокруг них."


За три дня до открытого урока Елена Викторовна составила подробный план-конспект. Она решила использовать проблемный подход и элементы игровой технологии. Кроме того, она подготовила презентацию с яркими изображениями объектов природы и техносферы, распечатала карточки для работы в группах и даже принесла из дома несколько интересных образцов: кусок необработанной древесины и изделие из дерева, комнатное растение и искусственный цветок.


"Ключевое — это показать детям разницу между тем, что создано Аллахом, и тем, что сделал человек," — думала она, просматривая материалы в последний вечер перед уроком.


## День открытого урока


День открытого урока начался с небольшого волнения. В кабинете технологии уже расположились завуч школы и три учителя-предметника, пришедших перенять опыт. Елена Викторовна включила компьютер, проверила работу проектора и разложила раздаточные материалы на столах.


Когда прозвенел звонок и пятиклассники заняли свои места, она улыбнулась и спокойно начала урок:


"Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по миру, который нас окружает. Посмотрите внимательно вокруг себя. Что вы видите?"


Дети начали оживленно называть предметы: "Парты!", "Доска!", "Компьютер!", "Шкаф!".


"Отлично! А теперь скажите, эти предметы существовали всегда или их кто-то создал?" — спросила учительница.


"Их сделали люди!" — почти хором ответили ученики.


"Верно. А что в нашем мире создано не человеком, а существует само по себе?" — продолжила Елена Викторовна.


Дети задумались, но вскоре посыпались ответы: "Деревья!", "Облака!", "Горы!", "Животные!".


"Молодцы! Вы правильно разделили окружающий мир на две части: то, что создано Аллахом, и то, что создано человеком," — похвалила учительница и перешла к следующему этапу урока.


На экране появился слайд с определением: "Техносфера — это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми для удовлетворения своих потребностей."


"Давайте вместе разберемся, что это означает," — предложила Елена Викторовна и показала два изображения: камни в горах и каменная стена дома.


"Чем эти камни отличаются?" — спросила она.


Максим, обычно молчаливый мальчик на задней парте, поднял руку: "Первые камни просто лежат в горах, их никто не трогал, а вторые — люди обработали и построили из них стену."


"Отлично, Максим! Именно так. Камни в горах — это часть природы, а камни в стене дома — уже часть техносферы, потому что человек их преобразовал для своих нужд," — пояснила учительница.


Затем Елена Викторовна организовала работу в группах. Каждая группа получила набор карточек с изображениями различных объектов, которые нужно было разделить на две категории: "Природа" и "Техносфера".


Дети увлеченно обсуждали, куда отнести те или иные объекты. Особенно жаркие споры вызвала карточка с изображением городского парка.


"Это природа, здесь же деревья!" — уверенно заявила Соня.


"Нет, это техносфера, потому что парк организовали люди, они посадили эти деревья по плану," — возразил Артём.


Елена Викторовна с интересом наблюдала за дискуссией, отмечая логику рассуждений учеников. Когда группы завершили работу, она предложила каждой представить свои результаты и объяснить выбор.


Во второй части урока учительница ввела понятие "потребительские блага" и объяснила разницу между материальными и нематериальными благами. Дети оживились, когда речь зашла о современных гаджетах и услугах.


"А интернет, он есть, а мы его не видим, только через устройство — это материальное или нематериальное благо?" — спросил любознательный Кирилл.


"Отличный вопрос! Давайте вместе подумаем. Можем ли мы интернет потрогать руками?" — направила дискуссию учительница.


После короткого обсуждения класс пришел к выводу, что интернет — это нематериальное благо, так как это услуга, хотя для его работы необходимы материальные объекты: компьютеры, серверы, провода.


На заключительном этапе урока Елена Викторовна предложила детям подумать о влиянии техносферы на окружающую среду. Она показала две фотографии: чистого леса и свалки промышленных отходов.


"Как вы думаете, ребята, техносфера — это только польза для человека или есть и отрицательные стороны?" — задала она проблемный вопрос.


Завязалась оживленная дискуссия. Дети говорили о пользе технических устройств, облегчающих жизнь людей, и одновременно о проблемах загрязнения окружающей среды.


"Значит, наша задача — развивать техносферу так, чтобы не навредить природе," — подвела итог Елена Викторовна. "И вы, как будущее поколение, сможете придумать такие технологии, которые будут помогать людям и беречь нашу планету."


В конце урока дети получили творческое домашнее задание: найти в своем доме пять объектов техносферы и объяснить, какие потребности человека они удовлетворяют.


Когда прозвенел звонок, многие ученики подходили к учительнице с дополнительными вопросами, не желая завершать интересную тему.


## Анализ урока


После окончания занятий коллеги собрались в методическом кабинете для анализа открытого урока.


"Елена Викторовна, хочу отметить прекрасную структуру вашего урока," — начала завуч. "Особенно удачным был мотивационный этап, когда вы предложили детям самим выявить различия между природными и искусственными объектами."


"Спасибо. Мне хотелось вовлечь детей в активное изучение темы с самого начала," — ответила Елена Викторовна.


"Я заметила, что вы использовали разнообразные формы работы: фронтальную беседу, групповую работу, дискуссию," — отметила учитель географии. "Дети были постоянно вовлечены в познавательный процесс."


"Да, для пятиклассников важно чередование видов деятельности, чтобы удерживать их внимание," — согласилась Елена Викторовна. "Я старалась использовать элементы проблемного обучения, чтобы дети сами приходили к выводам."


"Очень удачным был подбор наглядных материалов," — добавил учитель биологии. "Особенно эффективным мне показалось сравнение камней в природе и в кладке стены. Это наглядно проиллюстрировало основную идею техносферы как преобразованной человеком природы."


"А мне понравилось, как вы связали тему с экологическими проблемами," — вступила в разговор учительница истории. "Дети уже в этом возрасте должны задумываться о последствиях технического прогресса."


Елена Викторовна внимательно слушала коллег, делая пометки в блокноте.


"Если говорить о том, что можно было бы улучшить," — осторожно начала завуч, "то, пожалуй, стоило бы дать больше времени на самостоятельную работу учащихся. В какие-то моменты вы слишком детально объясняли то, до чего дети могли бы дойти сами."


"Вы правы," — согласилась Елена Викторовна. "Я заметила, что некоторые ребята уже понимали материал, когда я продолжала объяснять. В будущем буду больше доверять их способности самостоятельно анализировать."


"Также хотелось бы отметить работу с терминологией," — продолжила завуч. "Вы очень доступно объяснили сложные понятия, но можно было бы дополнительно закрепить их письменно, например, через составление глоссария."


"Хорошая идея," — отметила Елена Викторовна. "Я учту это при повторении темы."


"В целом, урок достиг поставленных целей," — подвела итог завуч. "Дети усвоили новые понятия, научились классифицировать объекты по признаку их происхождения и задумались о влиянии человека на окружающую среду."


## Самоанализ учителя


Вечером дома Елена Викторовна села за письменный стол, чтобы записать собственные мысли об уроке.


"Сегодняшний открытый урок по теме 'Техносфера' прошел в целом успешно," — начала она свой самоанализ. "Мне удалось реализовать основные запланированные этапы и достичь поставленных целей."


Она отметила, что особенно эффективными оказались:

- Проблемный подход к изучению темы

- Использование наглядных сравнений природных и искусственных объектов

- Групповая работа по классификации

- Обсуждение экологических аспектов развития техносферы


"Из неожиданных моментов отмечу дискуссию о городском парке," — продолжила она. "Я не планировала углубляться в эту тему, но споры детей показали, что они уже понимают неоднозначность некоторых объектов. Это позволило затронуть более сложные аспекты взаимодействия природы и техносферы."


Елена Викторовна также записала несколько идей для улучшения урока в будущем:

1. Добавить элементы практической деятельности, например, изготовление простейших моделей объектов техносферы

2. Разработать рабочие листы для закрепления терминологии

3. Включить видеофрагменты о влиянии техносферы на окружающую среду

4. Расширить связь темы с актуальными экологическими проблемами

5. Предложить ученикам проектную работу по улучшению техносферы их школы


"Самым ценным в сегодняшнем уроке считаю активность детей и их искренний интерес к теме," — написала она в заключении. "Особенно приятно, что даже обычно пассивные ученики включились в обсуждение. Максим, который редко проявляет инициативу, сегодня дал очень точный ответ о разнице между камнями в природе и в строительстве."


## Отложенные результаты


Через неделю, когда пришло время проверять домашнее задание о пяти объектах техносферы в доме, Елена Викторовна была приятно удивлена качеством работ.


Многие ученики не просто выполнили задание, но и проявили творческий подход: сделали фотографии, нарисовали схемы, некоторые даже создали презентации. Они не ограничились простым перечислением предметов, а подробно описали, какие потребности человека эти предметы удовлетворяют, из каких природных материалов они созданы и как технологии изменились со временем.


"Урок вышел за рамки кабинета," — подумала Елена Викторовна. "Дети начали замечать техносферу вокруг себя, анализировать её составляющие и задумываться о взаимодействии человека с окружающим миром."


На следующем педсовете директор отметил качество проведенного открытого урока и рекомендовал обобщить опыт Елены Викторовны для школьного методического сборника. Учительница решила развить успех темы и запланировала серию интегрированных уроков совместно с учителями биологии и географии о влиянии техносферы на экосистемы.


"В конечном счете, главная цель обучения — не просто передать знания, а научить детей видеть связи между явлениями, критически мыслить и принимать осознанные решения," — размышляла она, готовясь к очередному уроку. "И тема 'Техносфера' позволила сделать первый шаг в этом направлении."

13 апреля 2025 г.

РАССКАЗ. Мечта юного архитектора

Солнечные лучи пробивались сквозь большие окна кабинета технологии. Максим, ученик 5 «Б» класса, сидел за партой, с нетерпением ожидая начала урока. Сегодня Мария Петровна обещала что-то особенное – проект «Город мечты». 


Максим был не просто обычным пятиклассником. В свои 11 лет он твёрдо знал, кем хочет стать в будущем. Когда другие мальчишки мечтали о профессиях футболистов или космонавтов, Максим представлял себя известным архитектором, создающим величественные здания и целые города.


— Ребята, сегодня мы начинаем очень интересный проект, — объявила Мария Петровна, расставляя на столах материалы. — Каждый из вас попробует себя в роли архитектора и спроектирует свой маленький город!


Сердце Максима забилось чаще. «Архитектор!» — именно то слово, которое он так любил. В его рюкзаке всегда лежал блокнот с зарисовками зданий и целых кварталов, которые он придумывал в свободное время.


— Для работы вам понадобятся картон, линейки, клей, цветная бумага и ваша фантазия, — продолжала учительница. — Сначала нарисуем план города на бумаге, а потом будем создавать макет.


Максим достал свой блокнот. На последних страницах у него уже был набросок города, который он представлял в своих мечтах — с широкими улицами, современными зданиями, парками и даже с подвесными мостами между небоскрёбами.


— Мария Петровна! — Максим поднял руку. — А можно я покажу свои чертежи? У меня есть несколько идей.


Учительница подошла к парте мальчика и с удивлением стала рассматривать его рисунки.


— Максим, это впечатляет! — искренне похвалила она. — Видно, что ты действительно интересуешься архитектурой. Расскажи классу о своём проекте.


Немного смущаясь, Максим вышел к доске с блокнотом в руках:


— Здравствуйте уважаемые одноклассники и гости нашей школы! 

Меня зовут Максим. Я мечтаю стать архитектором и строить красивые города, — начал он. — В моём городе все здания соединяются экологическими парками. Вот здесь, — он показал на рисунок, — солнечные батареи на крышах домов, а тут система сбора дождевой воды для полива растений.


Класс слушал с интересом. Даже вечно шумные мальчишки притихли, рассматривая необычные конструкции зданий.


— А вот этот круглый центр города — главная площадь, от неё расходятся улицы, как лучи солнца. Так людям будет удобнее ориентироваться...


К концу урока перед Максимом лежал уже не просто рисунок, а начало настоящего макета его города мечты. Из картона он вырезал основы зданий, аккуратно соединял детали и продумывал каждую мелочь.


— На следующем уроке продолжим работу над проектами, — сказала Мария Петровна, когда прозвенел звонок. — Максим, задержись на минутку, пожалуйста.


Когда все ушли, учительница достала из шкафа книгу об известных архитекторах мира.


— Я думаю, тебе будет интересно, — улыбнулась она, протягивая книгу. — У тебя настоящий талант. Если будешь развивать его, действительно сможешь стать хорошим архитектором.


Максим бережно взял книгу. На обложке были изображены знаменитые здания со всего мира — Эйфелева башня, небоскрёбы Нью-Йорка, Харам Шариф в Мекке.


— Спасибо большое! — глаза мальчика сияли от счастья. — Я обязательно изучу её от корки до корки!


По дороге домой Максим не мог дождаться, когда сможет продолжить работу над своим проектом. В его голове уже появились новые идеи для городских парков и транспортной системы. Он представлял, как однажды по его чертежам построят настоящий город, в котором людям будет удобно и радостно жить.


«Я обязательно стану архитектором, — твердо решил Максим. — И построю самые красивые и удобные города в мире!»


Вечером он аккуратно поставил макет на стол в своей комнате и открыл подаренную книгу. Впереди было много работы, но когда делаешь то, о чём мечтаешь, любой труд в радость. Особенно если эта мечта — строить города будущего.


===


Прошло две недели после первого урока технологии. Макет города на столе Максима начал обретать более конкретные формы. Сейчас мальчик сидел в своей комнате, склонившись над чертежами. Книга об известных архитекторах, подаренная Марией Петровной, лежала рядом, раскрытая на странице с работами Антонио Гауди.


— Максим, ужин готов! — позвала мама из кухни.


— Иду! — ответил мальчик, торопясь исполнить просьбу матери.


Немного отдохнув. С новыми силами он на листе бумаги набрасывал новую идею – центральную площадь города, вдохновлённую природными формами, которые так любил использовать Гауди. Вокруг него лежали карандаши, линейка и циркуль. За последние дни его стол превратился в настоящую мастерскую юного архитектора.


За ужином Максим был необычно задумчив.


— О чём размышляешь? — спросил папа, заметив сосредоточенное выражение лица сына.


— Я решил, — серьёзно объявил Максим, — что хочу сделать полноценный проект города к школьной научной конференции. У нас она будет через год, в конце шестого класса.


Родители переглянулись. Они знали об увлечении сына, но такая целеустремлённость удивила даже их.


— Это серьёзная задача, — заметил папа. — Потребуется много времени и усилий.


— Я всё продумал! — глаза Максима загорелись. — Сначала разработаю подробный план на бумаге, потом сделаю трёхмерную модель в компьютерной программе, а затем создам большой макет. Не просто домики из картона, а настоящий архитектурный проект! С правильным масштабом, расчётами и даже с системой освещения!


— А в школе как же? — осторожно спросила мама. — У тебя и другие предметы есть.


— Я всё успею, — уверенно ответил Максим. — Буду работать над проектом каждый день понемногу. Год — это много времени!


***


На следующий день Максим подошёл к Марии Петровне после урока.


— Я хочу сделать полноценный проект города к научной конференции, — сказал он. — Целый год буду работать над ним. Вы поможете мне?


Учительница была приятно удивлена.


— Конечно, помогу! — ответила она. — Но нам нужен чёткий план. Серьёзные проекты требуют системного подхода.


Вместе они составили план работы на год:


*Сентябрь-октябрь*: Исследование и сбор информации о современном городском планировании, изучение экологических технологий в архитектуре.


*Ноябрь-декабрь*: Детальная разработка концепции города и создание эскизов.


*Январь-февраль*: Работа над чертежами и схемами в правильном масштабе.


*Март-апрель*: Изучение основ 3D-моделирования и создание компьютерной модели.


*Май-август*: Создание физического макета, начиная с рельефа местности.


*Сентябрь-октябрь*: Детализация макета, создание миниатюрных зданий и элементов инфраструктуры.


*Ноябрь-декабрь*: Финальная доработка проекта, подготовка презентации для конференции.


— Будет непросто, — предупредила Мария Петровна. — Потребуется дисциплина и постоянство.


— Я готов! — твёрдо ответил Максим.


***


Осень пролетела незаметно. Максим с головой погрузился в исследования. Он читал книги по урбанистике, изучал планы известных городов и современные экологические технологии. Его комната пополнилась специальными изданиями и распечатками статей.


В библиотеке его уже знали как «юного архитектора» и откладывали для него новые поступления на тему градостроительства. А школьный учитель информатики предложил помощь в освоении программы для 3D-моделирования, когда придёт время.


К декабрю концепция города была полностью продумана. Максим назвал его "Эковиль" – город, где технологии служат природе, а не наоборот. В его проекте предусматривались:


- Система транспорта на экологически чистой энергии

- Вертикальные сады на стенах зданий

- Парки, соединяющие районы города зелёными коридорами

- Солнечные панели и ветрогенераторы, интегрированные в архитектуру

- Система сбора и очистки дождевой воды


Родители, видя серьёзность намерений сына, на Курбан байрам подарили ему профессиональные инструменты для создания архитектурных макетов и набор качественных материалов.


— Ты действительно не бросил свою затею, — с гордостью сказал папа. — Мы верим в тебя.


***


К весне Максим уже работал над детальными чертежами. Его математичка, узнав о проекте, предложила помощь с расчётами масштабов и пропорций. Так юный архитектор применял школьные знания на практике, видя, как алгебра и геометрия оживают в его чертежах.


Летние каникулы Максим провёл, создавая основу макета – рельеф местности, на котором будет располагаться его город. Большой лист фанеры превратился в холмистую местность с рекой и озером. Каждый вечер мальчик работал по несколько часов, вырезая, склеивая, формируя ландшафт будущего Эковиля.


— Ты уверен, что не устал от своего проекта? — иногда спрашивала мама, видя, как сын допоздна сидит над макетом.


— Ничуть! — искренне отвечал Максим. — Каждый день я вижу, как мой город становится более реальным. Это лучше любой компьютерной игры!


В сентябре, когда начался шестой класс, Максим принёс основу макета в школу. Для него выделили место в кабинете технологии. Теперь на каждом уроке он мог работать над своим проектом, а другие ученики с интересом наблюдали за процессом.


— Смотрите, здесь будет станция экологически чистого транспорта, — объяснял Максим любопытным одноклассникам. — А эти линии — маршруты электробусов, которые соединят все районы.


К его удивлению, несколько ребят заинтересовались проектом настолько, что предложили помощь. Катя, которая хорошо рисовала, вызвалась помочь с оформлением презентации. Дима, увлекавшийся электроникой, загорелся идеей создать настоящую систему освещения для макета.


— Представляешь, в твоём городе будут гореть фонари и светиться окна домов! — с восторгом говорил он.


Так индивидуальный проект начал превращаться в командную работу. Мария Петровна только поощряла такое сотрудничество:


— Настоящие архитекторы тоже работают в команде. Городское планирование — это всегда результат взаимодействия многих специалистов.


***


Октябрь и ноябрь ушли на создание миниатюрных зданий. Каждое строение было продумано до мельчайших деталей. Максим теперь не просто вырезал коробочки из картона, а создавал настоящие архитектурные модели с учётом функциональности, экологичности и эстетики.


С помощью Димы городские улицы осветились миниатюрными светодиодами. Фонари вдоль дорог, подсветка главных зданий, светящиеся окна жилых домов – всё это придавало макету особую живость и реализм.


Когда приблизился день конференции, проект был практически завершён. Большой макет размером метр на метр представлял собой детально проработанный город будущего. Рядом с ним располагался планшет с 3D-моделью, которую Максим создал с помощью учителя информатики.


Презентация проекта стала настоящим событием в школе. Присутствовал даже корреспондент местной газеты, заинтересовавшийся работой юного архитектора.


— Мы с вами видим не просто макет, — рассказывал Максим собравшимся. — Это концепция города, где человек живёт в гармонии с природой, используя современные технологии не для её разрушения, а для сохранения.


После выступления к нему подошёл седой мужчина, который, как оказалось, был настоящим архитектором из городского проектного бюро.


— Молодой человек, у вас настоящий талант, — сказал он, пожимая руку Максиму. — Если вы действительно решите стать архитектором, приходите к нам на экскурсию. Я покажу вам, как работает настоящее архитектурное бюро.


Максим не мог поверить своему счастью. Целый год упорной работы, сотни часов, проведённых над чертежами и макетом, оправдались сторицей. Его мечта стать архитектором и строить города теперь казалась не просто фантазией пятиклассника, а вполне достижимой целью.


— Знаешь, что самое важное я понял за этот год? — сказал Максим Марии Петровне после конференции. — Что настоящий архитектор строит не просто здания. Он создаёт пространство для жизни людей, думает об их комфорте, безопасности и радости. Я хочу строить города, в которых людям будет хорошо жить!


Учительница улыбнулась. Её ученик повзрослел за этот год. Маленький проект на уроке технологии превратился в нечто большее – в первый шаг к настоящей профессии и, возможно, к большому будущему.

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.