Приветствие

Мир вам! Совсем скоро - 1 сентября - начнется долгожданный учебный год! Приветствую вас наилучшим приветствием на нашем сайте! Внимательно изучайте материал, и правильно выполните задания. Старайтесь! Ребята, каждый из вас как бриллиант в руках мастера, старайтесь, сделайте так как нужно, станьте золотым фондом школы и пусть у вас дай Бог всё получиться! Школа и учителя - это родной дом. Постоянно учитесь. Ни на минуту ни прекращайте учить себя. Любите свою Родину, мечтайте, проявляйте интерес и побеждайте! Хочу сказать о важности воспитания уважения в педагогической среде. Вот несколько причин, почему уважение важно в классе: Создает безопасное и инклюзивное пространство. Уважение помогает создать безопасную и инклюзивную учебную среду, в которой все учащиеся чувствуют, что их ценят и принимают. Когда ученики чувствуют уважение, они с большей вероятностью выражают свои идеи и мнения, даже если они отличаются от своих одноклассников, что может привести к богатому обмену идеями. Способствует положительным отношениям: уважительное общение между учителями и учениками, а также между самими учениками может способствовать положительным отношениям и чувству общности в классе. Это может привести к более благоприятной и совместной учебной среде. Улучшает успеваемость: когда учащиеся могут уважительно относиться друг к другу, они с большей вероятностью положительно реагируют на указания и инструкции, что может привести к улучшению успеваемости. Развивает социально-эмоциональные навыки: обучение уважению в классе может помочь учащимся развить социально-эмоциональные навыки, такие как эмпатия, понимание и разрешение конфликтов, которые имеют решающее значение для успеха в школе, на работе и в личных отношениях. Повышает эффективность учителя: уважение в классе может повысить эффективность учителя и поощрять активное и надлежащее участие в занятиях в классе. В целом, воспитание уважения в педагогической среде имеет важное значение для создания безопасной, инклюзивной и поддерживающей среды обучения, которая способствует позитивным отношениям, академическим успехам и социально-эмоциональному развитию.

Поиск по базе данных сайта

Тема: § 9 Чертеж. Геометрическое черчение. § 10 Практическая работа «Выполнение простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разработана согласно ФГОС на основе РП

 

Тема: § 9 Чертеж. Геометрическое черчение. § 10 Практическая работа «Выполнение простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений»

Для учителя!

Как работать с Технологической картой:

======================

1) Для себя распечатываете всю технологическую карту на обоих сторонах листа;

2) Ученикам распечатываете в едином документе только Рабочие листы на обоих сторонах листа. Шрифт детям можете увеличить.

3) Параграф раскрывает всю тему, но за 45 мин. возможно не удасться все пройти, выбирайте задания порционно.

 

5 Класс Технология

УМК под редакцией В.М. Казакевича

Тип урока: Изучение нового материала

Разработчик: учитель Технологии Ильфан Шавкатович, МАОУ Вагайская СОШ.

К данной ТК разработан сайт: https://tehnologiya-111.blogspot.com

 

Рекомендовано для студентов высших образовательных учреждений.

 

Данная Технологическая карта урока является частью методического пособия Сирачева И.Ш. «Система уроков и заданий для самостоятельной учебной деятельности обучающихся по Технологии» (на материале Федеральной рабочей программы основного общего образования по Технологии)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ для реализации ФГОС

Личностные результаты: 

2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:

- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

Познавательные результаты: 

Базовые логические действия:

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру

Регулятивные результаты:

Самоорганизация: делать выбор и брать ответственность за решение.

Коммуникативные результаты: 

Общение: уметь общаться в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

Предметные (дидактические) результаты:

 

Обязательно!

– организовать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

- соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

- грамотно и осознано выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой темой.

-         знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;

Методы обучения: 

Выделите нужное

Словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, проектный, информационный.

Формы обучения:

Урок лекции, практикум, самостоятельная работа, исследовательская работа, элективный курс.

Средства обучения: 

Учебно-методические материалы, ПК, проектор, интерактивная доска, тест, разноуровневые задачи, индивидуальные образовательные траектории.

 

ХОД УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (5 минут)

Приветствую вас, дорогие ученики, на уроке технологии! Давайте начнем!

1)    Какую тему мы свами проходили на прошлом уроке?

2)    Что мы проходили на уроке?

3)    Сейчас проверю ДЗ и выставлю оценки, назовите мне определение, что такое …

 

  • Приветствие, проверка готовности и настрой учащихся к уроку, для на эффективности работы.
  • Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Введение (5 минут) задавая правильные вопросы, мы можем помочь детям определить цель урока и пути решения проблемы, а также развить их навыки анализа и решения проблем, которые позволят им анализировать сложные ситуации, выявлять проблемы и находить эффективные пути их решения.

 

  • Актуализация знаний:

обсуждение того, что это такое и какие элементы в нее входят. Это поможет учащимся понять, что это такое и как она связана с их повседневной жизнью.

Теперь, давайте актуализируем наши знания, чтобы наш урок был результативным. Я хотел бы вам прочитать одно высказывание: «Правильный чертеж является основой правильного решения задачи»

О чем данное высказывание? (точное черчение является важным инструментом для развития пространственного мышления и решения зада черчения.)

 

 

Определение темы урока

  • Постановка проблемы: определение проблем, связанных с этим понятием и их влияние.

- Как вы думаете, какой будет проблема нашего исследования?" (Проблема: недостаточно знаний и навыков в области чертежа и геометрического черчения у школьников.)

 

  • Целеполагание: формулирование цели исследования, например, "Цель исследования - понять, как это влияет на …, и найти пути решения проблем, связанных с этим".

Как вы думаете, какая цель этого урока? (Цель: Обучение чертежа и геометрического черчения, а также развитие практических навыков по выполнению простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений.)

 

  • Поиск путей решения. Проведение исследования и обсуждение различных путей решения проблем, связанных с понятием. Это может включать анализ существующих технологий, разработку новых идей и решений, а также обсуждение возможных последствий и преимуществ каждого пути.

Для того, чтобы достичь поставленной цели какие нам необходимо выполнить основные задачи?

(Задачи:

1. Изучение основных понятий и правил геометрического черчения.

2. Ознакомление со специальными инструментами и приспособлениями для выполнения чертежей.

3. Выполнение простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений.

4. Освоение навыков работы с линейкой, круговым циркулем и угольником.

5. Усвоение навыков измерения и построения углов, размеров, форм и расположения элементов на чертеже.

6. Развитие практических навыков по выполнению точных и понятных чертежей).

 

II. Основная часть (30 минут)

Рабочий лист №1 (конспект или презентация)

 

Решение проблемы. Изучение теории, связанной с этим понятием, ее элементами и влиянием на .... Это может включать чтение учебных материалов, просмотр видео и обсуждение с экспертами.

Я верю, что этот урок будет интересным и познавательным. Давайте начнем наше путешествие в мир технологий!

 

Работаем с рабочим листом №1

 

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

Тема: § 9 Чертеж. Геометрическое черчение.

Источник: https://studfile.net/preview/3015336/

Добрый день, уважаемые ученики. Сегодня я хотел бы прочитать вам лекцию о том, что такое геометрическое черчение.

Общие положения единой системы конструкторской документации

    Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями и предприятиями.

    Общие положения по основным определениям, целевому назначению, области распространения, классификации и обозначению стандартов, входящих в комплекс ЕСКД, устанавливает ГОСТ 2.001-70.

    Пример обозначения стандарта ЕСКД "Масштабы":

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-vXIugT.png

 

4. Форматы

    Все конструкторские документы (чертежи, спецификации, пояснительные записки и т.д.) выполняются на листах определенного размера, устанавливаемых ГОСТ 2.301-68.

    Формат листов определяется размерами внешней рамки (выполняемой тонкой линией). Применяют основные и дополнительные форматы.

Таблица 1

Размеры основных форматов

в миллиметрах

Обозначение формата

АО

А1

А2

А3

А4

Размеры сторон формата

841х1189

594 х 841

420 х 594

297 х 420

210 х 297

    При необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148х210 мм.

    Дополнительные форматы образуются увеличением коротких сторон основных форматов на величину, кратную их размерам.

 

5. Расположение форматов, основные надписи (гост 2.104-68)

    Лист формата А4 располагают только вертикально. Листы других форматов могут располагаться как вертикально, так и горизонтально.

    Каждый лист чертежа должен иметь рамку поля чертежа и основную надпись. Рамка поля чертежа выполняется сплошной основной линией толщиной на расстоянии от внешней рамки чертежа, определяющей размер формата, справа, снизу и сверху – 5мм, слева – 20 мм.

    Основная надпись всегда располагается в правом нижнем углу листа. Дополнительная графа к основной надписи (размером 14х70 мм с обозначением чертежа) на формате А4 и горизонтально расположенных других форматах располагается в левом верхнем углу листа, вдоль горизонтальной линии рамки чертежа; на листах, расположенных вертикально, эта графа располагается в верхнем правом углу вдоль длинной стороны рамки поля чертежа.

    Поле величиной 20 мм с левой стороны предназначается для подшивки и брошюровки чертежей.

    Основная надпись и дополнительные графы к ней выполняются сплошными основными и тонкими линиями.

    Размеры, расположение и содержание основных надписей и дополнительных граф к ним для чертежей и схем должны соответствовать форме 1 (ГОСТ 2.104-68) – рис. 5.1.

    Для текстовых документов используется основная надпись формы 2,2а и 2б (ГОСТ 2.104-68). Для последующих листов чертежей и схем допускается применять форму 2а.

    В графах основной надписи и в дополнительных графах указывают:

    – в графе 1 – наименование изделия по ГОСТ 2.109-73 (в данной работе – Геометрическое черчение);

    – графе 2 – обозначение документа по ГОСТ 2.101-80.

    В учебных целях это обозначение включает

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-NzEbV9.png

 

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-fsSNV6.png

Рис. 5.1. Форма, размеры и содержание граф основной надписи на чертеже (форма 1)

    – в графе 3 – условное обозначение материала (эта графа заполняется только на чертежах деталей);

    – в графе 4 – литеру, присвоенную данному документу по ГОСТ 2.103-68 (графу заполняют последовательно, начиная с крайней левой клетки. Для учебных чертежей используем литеру "У");

    – в графе 5 – массу изделия в килограммах по ГОСТ 2.109-73 (в данной работе не заполняется);

    – в графе 6 – масштаб (проставляется в соответствии с ГОСТ 2.302-68 и ГОСТ 2.109-73. Для данного задания - 1:1);

    – в графе 7 – порядковый номер листа документа, если чертеж выполнен на нескольких листах. На документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют;

    – в графе 8 – общее количество листов документа. Графу заполняют только на первом листе;

    – в графе 9 – наименование, различительный индекс или шифр предприятия, выпустившего документ. Для заданий по начертательной геометрии и черчению – ДВГУПС; кафедра "НГ и ИГ";

    – в графах 10 – характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ;

    – в графах 11 – фамилии и инициалы лиц, подписывающих документ:

Разработал

Фамилия и инициалы студента

Проверил

Фамилия и инициалы преподавателя

Утвердил

Фамилия и инициалы заведующего кафедрой;

     – в графах 12 – подписи лиц, фамилии которых указаны в графах 11;

    – в графе 13 – дата подписания документа;

    – в графах 14–18 – графы таблицы изменений, вносимых в документ в соответствии с ГОСТ 2.503-68. На учебных чертежах не заполняют;

    – в графах 19–23 – инвентарные данные для хранения документов;

    – в графе 26 – обозначение документа (см. графу 2), повернутое на 180° для формата А4 и для форматов больше А4 при расположении основной надписи вдоль длинной стороны листа и на 90° для форматов больше А4 при расположении основной надписи вдоль короткой стороны листа.

6. Масштабы (гост 2.302-68)

    Предметы в зависимости от величины, сложности и назначения чертежа могут быть вычерчены в натуральную величину или в определенном масштабе.

    Масштабом называется отношение линейных размеров изображаемого на чертеже предмета к линейным размерам самого предмета в натуре.

    Масштабы изображений, применяемых для всех отраслей промышленности и строительства, разделяются на три группы: натуральная величина, масштабы уменьшения и масштабы увеличения.

    Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда:

    – натуральная величина – 1:1;

    – масштабы уменьшения – 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000;

    – масштабы увеличения – 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 50:1; 100:1.

    Предпочтительно выполнять изображение предмета в натуральную величину, так как чертеж получается полностью сходным с изображенным предметом по форме и размерам.

    В каком бы масштабе не выполнялось изображение, на чертеже всегда проставляют только действительные размеры предмета.

    Обозначение масштаба вносится в графу 6 основной надписи по типу: 1:1; 2:1; 1:2 и т.д.

    Если же какое-либо изображение на чертеже выполнено в масштабе, отличающемся от указанного в основной надписи, то вблизи этого изображения ставится в скобках значение масштаба. Например, дополнительный вид по стрелке А выполнен в масштабе 5:1. Над этим изображением ставится следующая запись: А(5:1).

    Масштабы не используются при выполнении клише, ксерокопий, фотографий, схем и т.п.

7. Линии (гост 2.303-68)

    Стандарт устанавливает наименование, правила начертания и основные назначения линий на чертежах всех отраслей промышленности и строительства (см. табл. 2).

Таблица 2

Линии чертежа

Наименование

Начертание

Толщина линии по отношению к толщине основной линии

Основное назначение

1. Сплошная толстая основная

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-VjWmue.png

S

Линии видимого контура. Линии перехода видимые.

Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза)

 

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-0TQaAI.png

2. Сплошная

тонкая

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-NyDb85.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Sr5mvD.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-iFwTIu.png

Линии контура наложенного сечения.

Линии размерные и выносные.

Линии штриховки.

Линии-выноски.

Полки линий-выносок.

Линии для изображений пограничных деталей ("обстановка").

Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях.

Линии перехода воображаемые.

Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях

3. Сплошная волнистая

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-PrKOlE.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-agnQ3S.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-E92kjx.png

Линии обрыва

Линии разграничения вида и разреза

4.Штриховая

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-9Mt9jb.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Xlfi4m.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-qPxxN3.png

Линии невидимого контура.

Линии перехода невидимые

5.Штрих-пунк

тирная тонкая

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-r4cE94.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-gow817.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-T7NFdv.png

Линии осевые и центровые.

Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений

6. Штрих-

пунктирная утолщенная

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-R80Jxn.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-VOowus.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Ee4nlm.png

Линии, обозначающие поверхности, подлежащие термической обработке или покрытию.

Линия для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью ("наложенная проекция")

 

7. Разом-

кнутая

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-xMF_ku.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-sReEoS.png

до https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-7oPv6K.png

Линии сечений

8. Сплошная тонкая с изломами

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-sgYLQx.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-aaHqVu.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-jGcTbp.png

Длинные линии обрыва

9. Штрих- пунктирная с двумя точками

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-_goT5t.png

От https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Rf4jID.pngдо https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Xii4PT.png

Линии сгиба на развертках.

Линии для изображения развертки, совмещенной с видом.

Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях

    Толщина S сплошной основной линии берется в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа.

    Пример применения некоторых линий показан на рис. 7.1.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-FaWBOz.png

Рис. 7.1. Пример использования линий: 1 – сплошная основная толстая (линии видимого контура); 2 – сплошная тонкая (линии штриховки, выносные, размерные); 3 – сплошная волнистая (линия обрыва); 4 – штриховая (линии невидимого контура); 5 – штрих-пунктирная тонкая (осевая и центровые линии); 6 – разомкнутая (линия сечения)

    Толщина линий одного назначения должна быть на одном чертеже (листе) одинаковой для всех изображений, вычерчиваемых в одном масштабе.

    Некоторые указания по обводке чертежей:

    1. Длину штрихов в штриховых и штрих-пунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения. Рекомендуемые размеры для штриховых линий: длина штрихов 4–6 мм, расстояние между штрихами 1–2 мм; для штрих-пунктирных линий: длина штрихов 15–20 мм, расстояние между штрихами 3–4 мм.

    2. Штрихи в линии должны быть одинаковой длины.

    3. Промежутки между штрихами в каждой линии должны быть одинаковыми.

    4 Штрих-пунктирные линии должны пересекаться и заканчиваться штрихами.

    5. Если размер окружности или других геометрических фигур меньше 12 мм, то штрих-пунктирные линии, применяемые в качестве осевых и центровых, заменяют сплошными тонкими линиями.

    6. Осевые и центровые линии следует выводить за контур изображения предмета на величину 3–5 мм.

    7. Контуры деталей в местах соприкосновения линий должны изображаться сплошной основной линией, без утолщения.

    8. При обводке чертежа линии рекомендуется наводить в следующем порядке: а) осевые и центровые; б) лекальные кривые; в) окружности и дуги; г) горизонтальные прямые; д) вертикальные прямые; е) наклонные прямые.

    Сначала обводятся тонкие линии, затем – толстые.

8. Шрифты чертежные (гост 2.304-81)

    Все надписи на чертежах (в основной надписи, размеры, технические требования и условия и пр.) выполняются чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81.

    Размер стандартного чертежного шрифта определяется высотой h прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20. Допускается шрифт 1,8. Например, высота прописных букв шрифта размера 14 равна 14 мм, размера 5 – соответственно 5 мм и т.д.

    Толщина линии шрифта d – толщина, определяемая в зависимости от типа и размера шрифта. Стандарт устанавливает четыре типа шрифта: а) тип А без наклона https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-3NWivs.png; б) типА с наклоном около 750 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-9t6bdB.png; в) тип Б без наклонаhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-wqj3sC.png; г) тип Б с наклоном около 750 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-rg4Y_c.png.

    Отличие между типами шрифта заключается не в конструкции букв и цифр, а только в величине d – толщине линий шрифта.

    Шрифт без наклона употребляют сравнительно редко, главным образом для наименований, заголовков, обозначений в основной надписи, на поле чертежа и т.д.

    В данной работе выполняется шрифт 14 типа Б с наклоном. Соотношения между размером шрифта и остальными размерами букв и арабских цифр приведены на рис. 8.1. и в табл. 3.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-FHNdfc.png

Рис. 8.1. Основные параметры шрифта

Таблица 3

Шрифт типа б

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-ZEkkLa.png

    Примечания:

    1. Расстояние https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-j3Q_j8.pngмежду буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, АТ), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщинуd линии шрифта.

    2. Вертикальные отростки у букв Д, Ц и Щ идут за счет промежутков между строками; боковые отростки у букв Ц и Щ идут за счет промежутка между буквами.

    3. Минимальным расстоянием между словами, разделенными знаком препинания, является расстояние между знаками препинания и следующим за ним словом.

 

9. Нанесение размеров и предельных отклонений (гост 2.307-68)

    Стандарт устанавливает правила нанесения размеров и предельных отклонений на чертежах и других технических документах на изделия всех отраслей промышленности и строительства.

    В настоящих указаниях рассматриваются только основные правила нанесения размеров. Более подробную информацию можно получить непосредственно в стандарте.

9.1. Основные требования

    9.1.1. Основанием для определения величины изображенного изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже.

    9.1.2. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

    9.1.3. Размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указываемые для большего удобства пользования чертежом, называются справочными.

    9.1.4. Справочные размеры на чертеже отмечают знаком "*", а в технических требованиях записывают: "* Размеры для справок".

    9.1.5. Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях, в технических требованиях, основной надписи и спецификации. Исключение составляют справочные размеры.

    9.1.6. Линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях указывают в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.

    9.1.7. Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.

9.2. Нанесение размеров

    9.2.1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями.

    9.2.2. При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии – перпендикулярно размерным (рис. 9.1).

    9.2.3. При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (рис. 9.2).

    9.2.4. При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят концентрично дуге, а выносные линии – параллельно биссектрисе угла, и над размерным числом наносят знак "https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-WHPxm_.png", (рисhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-JGmcPT.png9.3)

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-OO_HLm.png

Рис. 9.1. Размеры прямолинейных отрезков

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-XgncPE.png

Рис. 9.2. Нанесение размера угла

    9.2.5. Размерную линию с обоих концов ограничивают стрелками, упирающимися в соответствующие линии (выносные линии, линии контура, осевые и центровые линии).

    9.2.6. Величины элементов стрелок размерных линий выбирают в зависимости от толщины линий видимого контура и вычерчивают их приблизительно одинаковыми на всем чертеже. Форма стрелки и примерное соотношение ее элементов показаны на рис. 9.4. Длина стрелки должна быть равна (6…10) S, где S – толщина линии видимого контура.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-CDAl1x.png

Рис. 9.3. Нанесение размера дуги

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-VmC1zN.png

Рис. 9.4. Вид и размеры элементов

  размерной стрелки

   9.2.7. На строительных чертежах взамен стрелок допускается применять засечки на пересечении размерных и выносных линий.

    9.2.8. Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения.

    9.2.9.Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм.

    9.2.10. Минимальное расстояние от линии контура до параллельной ей размерной линии должно быть 10 мм, минимальное расстояние между параллельными размерными линиями – 7 мм.

    9.2.11. Необходимо избегать пересечения размерных линий какими-либо другими линиями.

    9.2.12. Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.

    9.2.13. Если вид или разрез симметричного предмета или отдельных симметрично расположенных элементов изображают только до оси симметрии или с обрывом, то размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом и обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва предмета (рис. 9.5).

    9.2.14. При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают (рис. 9.6).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-oHdWh2.png

Рис. 9.5. Нанесение размерных линий

с обрывом

 

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-27fWTV.png

Рис. 9.6. Нанесение размерной

линии на изделии, изображенного

с разрывом

   9.2.15. Размерные числа наносят над размерной линией как можно ближе к ее середине (рис. 9.7.).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-W8eGxX.png

Рис. 9.7. Нанесение размерных чисел

    9.2.16. При нанесении размера диаметра внутри окружности размерное число смещают относительно середины размерной линии.

    9.2.17. Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на рис. 9.8.

    9.2.18. Угловые размеры наносят так, как показано на рис. 9.9. В зоне, расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа располагаются над размерной линией со стороны выпуклости; в зоне расположенной ниже горизонтальной осевой линии – со стороны вогнутости.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-5wskJ1.png

Рис. 9.8. Расположение размерных

чисел линейных размеров в зависимости от расположения размерных линий

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-IpSlxp.png

 

Рис. 9.9. Расположение размерных чисел угловых размеров

 

   9.2.19. На рис. 9.8 и 9.9 штриховкой выделены зоны 30° , в которых наносить размеры не рекомендуется. При необходимости нанести размер в пределах этих зон размерное число наносят на полке линии выноски.

    9.2.20. Если для написания размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры наносят так, как показано на рис. 9.10; если недостаточно места для нанесения стрелок, то их наносят, как показано на рис. 9.11.

    9.2.21. Если поверхность детали ограничена частью окружности, то на чертеже наносят или размер радиуса, или размер диаметра.

    Если дуга окружности, изображающая поверхность вращения детали, имеет в натуре угол больше 180° , то на чертеже всегда наносят диаметр. Для дуги окружности с углом меньшим или равным 180° , наносят радиус или диаметр в зависимости от того, как эта поверхность получается на производстве и насколько ясно характеризует ее тот или иной размер.

    При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R. Размерную линию, проходящую через центр окружности, оканчивают одной размерной стрелкой, указывающую на дугу окружности (рис. 9.12). Способ нанесения определяется удобством чтения чертежа.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-EI2Nxm.png

Рис. 9.10. Нанесение размерных чисел при недостатке места над размерной линией внутри изображения

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-TaCBsu.png

Рис. 9.11. Нанесение размерных стрелок

и размерных чисел при не достатке места

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-6kh949.png

Рис. 9.12. Примеры нанесения размеров радиуса

    9.2.22. При указании размера диаметра (во всех случаях) перед размерным числом наносят знак "https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-gy7DcO.png". Общая высота этого знака должна быть равна высоте размерного числа. Наклонная черта пересекает знак под углом примерно 75° . На рисунках 9.10 и 9.11 приведены различные случаи нанесения размера диаметра окружности. На рис. 9.13 показано, что размер диаметра окружности рекомендуется наносить не на том изображении, где цилиндрический элемент проецируется в окружность. Эти размеры более понятны и лучше читаются на другом изображении.

                                 Правильно

            Неправильно

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-VgU7xM.png

                                          а)

        б)

Рис. 9.13. Рекомендации по нанесению размеров диаметра окружности

    9.2.23. Перед размерным числом диаметра (радиуса) сферы также наносят знак ? (R) без дополнительных знаков, если на чертеже сфера легко отличается от других поверхностей. В противном случае для обозначения сферы используется знак "О" и запись размера делается по типу "О https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-ui67mu.png44", "ОR16".

    9.2.24. Если деталь или ее элемент имеют сечение в виде квадрата, то размеры квадрата обозначают знаком "https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-r9Igy3.png", который наносят перед размерным числом стороны квадрата (рис. 9.14.).

    9.2.25. Перед размерным числом, характеризующим конусность, наносят знак "https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-4CzyuN.png", острый угол которого должен быть направлен в сторону вершины конуса (рис. 9.15).

    9.2.26. Перед размерным числом, определяющим уклон, наносят знак "https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-_755FM.png", острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона (рис. 9.16). Полка линии-выноски, на которой проставляют значение уклона, должна быть параллельна линии, по отношению к которой рассчитывают его значение.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-WCiWeN.png

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-0akcBJ.png

Рис. 9.15. Нанесение размера конусности

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-vWKfCP.png

Рис. 9.14. Нанесение размера квадрата

Рис. 9.16. Нанесение размера уклона

    9.2.26. Если фаска (фаска есть коническое притупление угла между цилиндрической поверхностью детали и торцевой плоскостью) выполнена под углом 45° , то размер ее указывают в виде произведения высоты конуса фаски и угла 45° (рис. 9.17).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-igfv15.png

Рис. 9.17. Нанесение размера фаски, снятой под углом 450

    Фаски с углами, отличными от 45° , указывают по общим правилам нанесения размеров, т.е. линейным и угловым размерами (рис. 9.18,а) или двумя линейными размерами (рис. 9.18,б).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-xjAsmQ.png

                                         а)                                              б)

Рис. 9.18. Нанесение размеров фасок, снятых под углом, не равным 45 °

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ №2

Тема: § 10 Практическая работа «Выполнение простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений»

Источник: https://studfile.net/preview/3015336/

10. Геометрические построения

10.1. Построение уклона и конусности

    Уклон – это величина, которая характеризует наклон одной линии по отношению к другой.

    Уклон i прямой АС относительно прямой АВ (рис. 10.1) определяется как отношение разности высот двух точек А и С к горизонтальному расстоянию между ними.  

                                                  https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-hs9BLt.png.                                                      (1)

Уклон может быть выражен простой дробью, десятичной или в процентах.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-wLUNlY.png

Рис. 10.1. Уклон прямой

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-35MG4n.png

 

Рис. 10.2. Построение прямой с уклоном 1:5

    Задача. Через точку А провести прямую АС с уклоном 1:5 к горизонтальной прямой (рис. 10.2). Из точки А проводят горизонтальный луч и откладывают на нем пять произвольных равных отрезков. На перпендикуляре, восстановленном из конечной точки В, откладывают одну такую часть. Уклон гипотенузы АС треугольника АСВ будет равен 1:5.

    Конусность К определяется как отношение разности диаметров D и d двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними (рис. 10.3).

                                         https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-k8cs3i.png(2)

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-YBMuL_.png

Рис. 10.3. Конусность

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-RAMpke.png

Рис. 10.4. Построение конусности 1:5

    Конусность, как и уклон, выражается простой дробью, десятичной или в процентах.

   На рис. 10.4 показано построение конусности 1:5. ВС=FЕ.

 

 

10.2. Сопряжения

    Касание есть плавный переход одной линии в другую. Сопряжение есть плавный переход одной линии в другую, выполненный при помощи промежуточной линии. Чаще всего промежуточной линией служит дуга окружности.

    Построение сопряжений основано на следующих геометрических положениях:

    а) переход окружности на прямую только тогда будет плавным, когда данная прямая является касательной к окружности (рис. 10.5, а). Радиус окружности, проведенный в точку касания А, перпендикулярен к касательной прямой;

    б) переход в данной точке А с одной окружности на другую только тогда будет плавным, когда окружности имеют в данной точке общую касательную (рис. 10.5, б).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-yGCrs0.png

Рис. 10.5. Основные понятия сопряжения

    Точка касания А и центры окружностей Ои Олежат на одной прямой. Касание называется внешним, если центры Ои Орасполагаются по разные стороны от касательной https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-weiC0Y.png(рис. 10.5,б), и внутренним, если центр находится по одну сторону от общей касательной (рис. 10.5, в).

    В теории сопряжений применяются специфические термины, а именно (рис. 10.5, г): точка О – центр сопряжения; R – радиус сопряжения: точки А и В – точки сопряжения; дуга АВ – дуга сопряжения.

    Решение задач на построение сопряжений основано на методе геометрических мест.

    Геометрическим местом (ГМ) центров окружности сопряжения касательной к прямой https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-lOmLI4.pngявляется прямая, параллельная данной и отстоящей от нее на расстоянии радиуса окружности сопряжения (рис. 10.6, а).

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-nE5yi8.png

Рис. 10.6. Геометрические места

    Геометрическим местом центров окружности сопряжения, касательной к сопрягаемой окружности, является окружность, радиус которой равен сумме радиусов окружности сопряжения и окружности сопрягаемой для внешнего сопряжения (рис. 10.5, б) и разности радиусов этих окружностей (рис. 10.5, в) для внутреннего сопряжения.

Алгоритм решения задач на построение сопряжений двух линий при заданном радиусе сопряжения может быть сформулирован следующим образом:

1.   Построить геометрическое место центров окружности сопряжения для одной из сопрягаемых линий.

2.   Построить аналогичное геометрическое место центров для второй сопрягаемой линии.

3.   Точка пересечения построенных геометрических мест является центром сопряжения.

4.   Определить точку сопряжения на первой из сопрягаемых линий.

5.   Определить точку сопряжения на второй из сопрягаемых линий.

6.   В границах между точками сопряжений провести дугу сопряжения.

10.2.1. Сопряжение двух пересекающихся прямых линий

   

    Построение сопряжения двух прямых l1 и lдугой радиуса R (рис.10.7, а, б) в соответствии с приведенным выше алгоритмом, осуществляется следующим образом:

    – на расстоянии, равном R, проводим ГМ1 (https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-I9u9A5.png),параллельно прямойl1;

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-Z1i0Ni.png

Рис. 10.7. Построение сопряжение двух пересекающихся прямых

    – на таком же расстоянии, параллельно l, проводим ГМ2 (https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-2NOxsh.png)

    – в пересечении https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-kGmCeR.pngиhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-cZKbVa.pngотмечаем точку О – центр сопряжения;

    – опускаем из О перпендикуляры на l1 и l2. Соответственно получаем точки А и В      – точки сопряжения;

    – с центром в точке О радиусом R между точками А и В проводим дугу сопряжения.

 

10.2.2. Сопряжение прямой с окружностью

    В общем случае построение сопряжения окружности m радиуса R1 и прямой l окружностью радиуса R (рис. 10.8, а, б) производится следующим образом:

    – на расстоянии R параллельно l проводим https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-MqlPXY.png(ГМ к прямой);

    – с центром в точке О1 проводим https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-K10sHV.png(ГМ к окружности), радиусом равным сумме R и R(рис.10.8, а – внешнее сопряжение) или радиусом равным разности R и R(рис.10.8, б – внутреннее сопряжение);

    – точка О пересечения https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-w5htvN.pngиhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-XAwxoT.pngявляется центром сопряжения;

    – опускаем из О перпендикуляр на прямую l. Получаем точку сопряжения А;

    – через О и О1 проводим прямую и отмечаем точку сопряжения В пересечения ее с окружностью m;

    – с центром в точке О радиусом R между точками А и В проводим дугу сопряжения. 

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-f_YOrJ.png

Рис. 10.8. Построение сопряжения прямой линии с окружностью

 

10.2.3. Сопряжение двух окружностей

    При построении внешнего сопряжения двух окружностей m1 и m2 дугой заданного радиуса R (рис.10.9) центр сопрягающей дуги – точка О – определяется пересечением двух геометрических мест https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-g8YCzS.pngиhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-_MVpDI.png– вспомогательных окружностей радиусов R+Rи R+R2, проведенных соответственно из центров сопрягаемых окружностей, т.е. из точек Ои О2. Точки сопряжения А и В определяются как точки пересечения заданных окружностей с прямыми ООи ОО2.

    Внутреннее сопряжение дуг радиусов R1 и Rдугой радиуса R показано на рис. 10.10.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-s0bjXT.png

Рис. 10.9. Внешнее сопряжение двух окружностей

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-dQF766.png

Рис. 10.10. Внутреннее сопряжение двух окружностей

    Для определения центра О дуги сопряжения проводим из точек О1 и О2 вспомогательные дуги https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-dGw5S3.pngиhttps://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-pCcj60.png– два геометрических места – радиусами R–Rи R–R2. Точка пересечения этих дуг является центром сопряжения. Из точки О через точки О1 и О2 проводим прямые до пересечения с окружностями m1 и m2 и получаем точки сопряжения А и В. Между этими точками и проводится дуга окружности сопряжения радиуса R с центром в точке О.

    При смешанном сопряжении (рис. 10.11) центр сопряжения О определяется в пересечении двух геометрических мест – вспомогательных окружностей радиусов R+Rи R–R2, проведенных соответственно из центров О1 и О2 . Точки сопряжения А и В лежат на пересечении линий центров ООи ОО2 с дугами заданных окружностей.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-nWUqJK.png

 Рис. 10.11. Построение смешанного сопряжения двух окружностей

 

10.2.4. Построение касательных прямых

    Построение касательных к окружностям основано на том, что касательная прямая перпендикулярна к радиусу окружности, проведенному в точку касания.

    Построение касательной к окружности из точки А, лежащей вне окружности (рис. 10.12). Отрезок ОА, соединяющий данную точку А с центром О окружности, делим пополам и из полученной точки О1, как из центра, описываем вспомогательную окружность радиусом О1А. Вспомогательная окружность пересекает заданную в точке В, являющейся точкой касания. Прямая АВ будет касательной к окружности, т.к. угол АВО прямой, как вписанный во вспомогательную окружность и опирающийся на ее диаметр.

    Построение касательной к двум окружностям. Касательная к двум окружностям может быть внешней, если обе окружности расположены с одной стороны от нее, и внутренней, если окружности расположены с разных сторон от касательной.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-XfQ_V_.png

Рис. 10.12. Построение касательной к окружности

    Для построения внешней касательной к окружностям радиусов R1 и R(рис. 10.13) поступаем следующим образом:

    – из центра О2 большей окружности проводим вспомогательную окружность радиусом R2–R1;

    – отрезок О1О2 делим пополам;

    – с центром О3 проводим вспомогательную окружность радиусом О3О2;

    – отмечаем точки пересечения двух вспомогательных окружностей - М и N;

    – через точку О2 и полученные точки проводим прямые до пересечения с окружностью радиуса R2. Получаем точки В и D;

    – из центра О1 проводим прямые О1А и О1С соответственно параллельные О2В и О2D до пересечения с окружностью радиуса R1 в точках А и С.

    Прямые АВ и СD – искомые внешние касательные к двум окружностям.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-WGH1Ct.png

Рис. 10.13. Построение внешней касательной к двум окружностям

 

    Построение внутренней касательной к двум окружностям радиусов R1 и R(рис. 10.14).

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-10RXLS.png

Рис. 10.14. Построение внутренней касательной к двум окружностям

 

    Из центра одной из окружностей, например из О1, проводим вспомогательную окружность радиусом R+ R2. Делим отрезок О1О2 пополам и из полученной точки О3 проводим вторую вспомогательную окружность радиусом О1О3. Точки М и N пересечения вспомогательных окружностей соединяем прямыми с центром О1 и на их пересечении с окружностью радиуса R1 получаем точки касания А и C. Из точки О2 проводим прямую, параллельную О1А и получаем точку касания В на окружности R2. Аналогично строится точка D. Прямые АВ и СD – искомые внутренние касательные к двум окружностям.

 

10.2.5. Циркульные и лекальные кривые

    Очертания многих элементов деталей в машиностроении, в строительных конструкциях и различных инженерных сооружениях имеют кривые линии.

    Кривые, графическое построение которых производят циркулем, называются циркульными кривыми (окружности, коробовые кривые, завитки).

    Кривые, графическое построение которых выполняется с помощью лекал, называются лекальными кривыми (эллипс, парабола, гипербола и т.д.).

    Коробовой кривой называется выпуклая замкнутая или незамкнутая линия, состоящая из дуг окружностей разных радиусов.

 

10.2.5.1. Овал

    Овал – замкнутая коробовая кривая, имеющая две оси симметрии.

    Построение овала по заданной большой оси АВ может быть выполнено следующим образом (рис. 10.15):

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-RPMsFV.png

Рис. 10.15. Построение овала по большой оси АВ

    – большую ось АВ делим на четыре равные части. Точки О1 и О2 являются центрами сопряжения;

    – с центром в точке О радиусом ОА проводим дугу до пересечения с вертикальной осью овала в точках О3 и О4, являющихся второй парой центров сопряжения;

    – проводим прямые О3О1, О4О1, О3О2 и О4О2, на которых располагаются точки сопряжения;

    – из центра О1 радиусом R1=O1A проводим дугу окружности до пересечения ее с прямыми О3Ои О4О1 в точках N и М, являющихся точками сопряжения;

    – аналогично получаем точки сопряжения Е и F;

    – дуги МЕ и NF проводим соответственно из центров О4 и О3 радиусом R2, равным ОЕ и ОF.

 

10.2.5.2. Эллипс

    Эллипсом называется геометрическое место точек М плоскости, сумма расстояний которых от двух данных точек F1 и F2 есть величина постоянная и равна отрезку АВ (рис. 10.16,а).

    Точки F1 и F2 называются фокусами эллипса; отрезок АВ - большой осью; отрезок СD, перпендикулярный к АВ – малой осью; точка О – центром эллипса. Каждой точке эллипса соответствуют две точки, расположенные симметрично относительно большой и малой осей, и одна точка, расположенная симметрично относительно центра эллипса О. На рис. 10.16, а точки, симметричные М, обозначены М1, М2 и М3.

    Прямая, проходящая через центр эллипса, называется его диаметром. Большая и малая оси называются главными диаметрами эллипса. Два диаметра эллипса называются сопряженными, если каждый из них делит пополам хорды, параллельные другому диаметру, Для построения диаметра РQ, сопряженного диаметру KL (рис. 10.16,б), проводим хорду MN, параллельную диаметру KL, и делим ее пополам.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-ACVc1W.png

Рис. 10.16. Эллипс

    Проведя через точки О и О1 прямую, получаем диаметр РQ, сопряженный данному.

    Рассмотрим один из способов построения эллипса по большой АВ и малой СD осям (рис. 10.17, а,б).

    Из центра О проводим вспомогательные окружности диаметрами соответственно равным величине большой оси эллипса АВ и малой СD. Для построения любой точки J эллипса (рис. 10.17,а) из центра О проводим любую секущую прямую и отмечаем точки i и i1 пересечения ее со вспомогательными окружностями. Из точки i на большой окружности проводим прямую, перпендикулярную большой оси АВ, через точку i1 – прямую, перпендикулярную малой оси СD. Точка J пересечения этих прямых является искомой точкой эллипса. Помня о свойстве симметрии эллипса, определяем J1, J2 и J3.

    В практической работе (рис.10.17,б) секущие прямые проводят через точки деления большой окружности на 12 и более равных частей.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-62XSAZ.png

 Рис. 10.17. Построение эллипса по большой АВ и малой СD осям

 

    Построение эллипса по сопряженным диаметрам РQ и KL. Способ 1 (рис.10.18, а). На сопряженных диаметрах, как на средних линиях, строим параллелограмм MNEF. Половину короткой стороны, например МК, делим на несколько равных частей. На столько же равных частей делим и прилежащую половину сопряженного диаметра ОК. Из точки Р проводим пучок лучей через точки деления 11, 21, 31, а из точки Q – пучок лучей через точки деления 12, 22, 32. Пересечение соответствующих лучей этих пучков дают точки I, II, III, принадлежащие очерку эллипса.

    Используя свойство симметрии эллипса, по полученным точкам определяем точки им симметричные, лежащие в остальных трех четвертях. На рис. 10.18, а показано определение точек II1, II2 и II3, симметричных точке II.

    На рис. 10.18, б показан второй способ построения эллипса по сопряженным диаметрам KL и РQ с использованием родственного соответствия эллипса и окружности. На отрезке KL, как на диаметре, строим окружность. Примем, что диаметру K1L1 окружности соответствует диаметр KL эллипса. Так как диаметры эллипса KL и РQ сопряжены (по условию), то диаметру эллипса РQ соответствует диаметр Р1Q1 окружности, перпендикулярный к K1L1. Следовательно, точка Р эллипса соответствует точке Р1 окружности.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-zd8nJl.png

Рис. 10.18. Построение эллипса по сопряженным диаметрам KL и РQ

    Для построения точек эллипса: проводим ряд хорд, параллельно Р1Q1; из точек 11, 21… проводим прямые, параллельные Р1Р, а из точек О1, О2… – прямые, параллельные РQ. Взаимным пересечением этих прямых получаем точки 1, 2,…, принадлежащие эллипсу.

10.2.5.3. Парабола

    Параболой называется геометрическое место точек Р плоскости, равноудаленных от данной точки F (фокуса) и от данной прямой направляющей (директрисы) МN (рис.10.19 а).

    Прямая ВК – ось параболы или главный ее диаметр; F – фокус параболы; точка А – вершина параболы; прямая МN, перпендикулярная к оси параболы, – директриса или направляющая.

    Расстояние фокуса F от директрисы МN называется параметром параболы и обозначается р.

    Построение параболы по оси АК, вершине А и точке Р, лежащей на очерке параболы, показано на рис. 10.19,б.

 https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-5UDaDc.png

 Рис. 10.19. Парабола

    Из точек А и Р проводим две взаимно перпендикулярные линии, пересекающиеся в точке В. Отрезки АВ и ВР делим на одинаковое число равных частей, в данном случае на 6. Из вершины А параболы проводим пучок лучей к точкам деления горизонтальной прямой ВР, а из точек деления вертикальной прямой АВ – прямые, параллельные оси АК параболы, до пересечения с соответствующими прямыми первого пучка. Получаемые точки I, II, III… принадлежат параболе.

 

10.2.5.4. Гипербола

    Гиперболой называется геометрическое место точек плоскости, разность расстояния которых от двух данных точек F1 и F2 есть величина постоянная и равная 2а (рис. 10.20, а). Постоянные точки F1 и F2 называются фокусами гиперболы, расстояние между ними – фокусным расстоянием. Прямая АВ – действительная ось гиперболы, а прямая СD – мнимая ось гиперболы. Точка О – центр гиперболы.

    Построение гиперболы по заданной вершине А и точке Р, лежащей на очерке гиперболы, показано на рис. 10.20, б. Из точки Р опускаем перпендикуляр на направление действительной оси гиперболы АM и строим прямоугольник АМРN. Стороны РN и РМ прямоугольника делим на одинаковое число частей, например на четыре. Откладываем на оси гиперболы отрезок ОА, равный АМ и проводим два пучка лучей: из точки А к точкам деления 1, 2, 3 и из точки О – к точкам деления 11, 21, 31. Взаимным пересечением этих пучков получаем точки I, II, III, принадлежащие гиперболе.

    Построение гиперболы по заданному фокусному расстоянию F1F2 и действительной оси АВ показано на рис. 10.21.

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-ZyNhw5.png

Рис. 10.20. Гипербола

https://studfile.net/html/2706/290/html_xlLsbi9NVl.Jtd3/img-2TAkuX.png

Рис. 10.21. Построение гиперболы по действительной оси АВ и фокусному расстоянию F1F2

    Проводим две взаимно перпендикулярные прямые и по данным размерам определяем на горизонтальной прямой положение фокусов F1 и F2 и вершин гиперболы А и В. От фокуса F2 вправо отмечаем произвольные точки 1, 2, 3… так, чтобы расстояние между ними увеличивалось по мере удаления от фокуса. Из фокуса F1 , как из центра, проводим дугу окружности радиусом А-1, а из фокуса F2 – дугу радиусом В-1. В пересечении этих дуг окружности получаем точки I, I правой ветви гиперболы. Соответствующие точки левой ветви находим на пересечении дуг окружностей, проведенных из F1 радиусом В-1 и из точки F2 – радиусом А-1. В такой же последовательности радиусами А-2 и В-2, А-3 и В-3, … находим точки II, III, … искомой гиперболы.

Список литературы

1. ГОСТ 2.001-70 Общие положения Единой системы конструкторской документации

2. ГОСТ 2.104-68 Основные надписи

3. ГОСТ 2.301-68 Форматы

4. ГОСТ 2.302-68 Масштабы

5. ГОСТ 2.303-68 Линии

6. ГОСТ 2.304-81 Шрифты чертежные

7. ГОСТ 2.307-68 Нанесение размеров и предельных отклонений

8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учебник для студентов высших техн. Заведений / В.С.Левицкий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Высшая школа, 1994. – 383 с.

9. Федоренко В.А. Справочник по машиностроительному черчению / В.А. Федоренко, А.И. Шошин. –15-е изд., перераб. и доп. – Л.: Машиностроение, 1984. – 416 с.

10. Чекмарев А.А. Справочник по машиностроительному черчению / А.А. Чекмарев, В.К. Осипов. – Высшая школа, 1994. – 671 с.

 

https://vsevolod-poltavtsev.ru/wp-content/uploads/2016/08/Taburet_ver_21.jpg

Домашняя работа

 

V. Домашнее задание (5 минут)

Если дистант, значит дома выполняют обязательно и теоретическую часть, и практическую часть. В чат скидывают ДЗ. Закрепите время, когда вы выставите оценки. Чтобы избежать копирования друг у друга, говорите, что в конце четверти тетради будут собраны и если тема будет отсутствовать, то и оценки не будет за урок.

Домашняя работа

на дистант

1.     Прочитать параграф

2.     Выписать и выучить все определения.

3.     Выучить историческую хронологию.

4.     Выполнить все задания + Практическая часть.

Домашняя работа

для тех, кто был на уроке

 

Рефлексия учебной деятельности

 

1. Ребята, достигли ли мы поставленной цели урока? Ребята вспомните, что мы должны были выучить на этом уроке и какие навыки вы должны были развить?

 

2. Кто поделиться своими мыслями и впечатлениями о том, что вам понравилось на уроке и что вызвало затруднения? Какие аспекты (моменты) урока были наиболее интересными и полезными?

 

3. Давайте обсудим, как мы можем использовать новые знания и навыки в повседневной жизни? Поделитесь примерами, как вы можете применить изученный материал?

 

4. Проанализируйте свой прогресс и определите, где вы должны продолжать работу? Что вы сделали хорошо, а что нужно улучшить?

 

IV. Заключение (5 минут)

 

Систематизация знаний Подведение итогов исследования и обсуждение его важности для нашей жизни и окружающей среды. Это поможет учащимся понять, как важно понимать данное понятие и ее влияние.

В заключение, я хотел бы подчеркнуть, что геометрическое черчение является важной частью технического рисунка и позволяет создавать точные и понятные чертежи. Практическая работа по выполнению простейших геометрических построений с помощью чертежных инструментов и приспособлений помогает закрепить теоретические знания и научиться применять их на практике. Спасибо за внимание.

  • Обсуждение возможностей дальнейшего развития и применения полученных знаний и навыков.

«Спасибо за внимание, активное участие и интерес к теме урока. Я надеюсь, что этот урок был для вас полезным и интересным.

Желаю вам успехов в обучении и развитии!»

Ваш учитель Технологии

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата:

Учитель воспитывает ученика, а воспитанный ученик в свою очередь воспитывает другого ученика. - Если тот, кто получил воспитание, находится на начальном уровне. - То тот, кто воспитан и воспитывает других, находится на высоком уровне.

Задолженности по ДЗ

Можно исправить, после уроков с 15:00 до 16:00! Тетради на проверку приносим учителю.